Лица, содействующие решению задач оперативно-розыскной деятельности на конфиденциальной основе

(УМК)

Кроме должностных лиц, в ОРД принимают участие частные физические лица, оказывающие гласную и конфи­денциальную помощь оперативным подразделениям в ре­шении задач борьбы с преступностью. Данное содействие граждан оперативно-розыскным органам предусмотрено ст. 17 Закона об ОРД.

К числу основных видов содействия относятся:

1) гласное;

2) негласное (конфиденциальное);

3) анонимное содействие.

Содействие может осуществляться бесплатно и на плат­ной основе. В зависимости от продолжительности опера­тивно-розыскных отношений выделяют однократное, крат­ковременное и долговременное содействие.

Анализ лексического значения законодательных терми­нов «содействие» и «сотрудничество» в теории ОРД через призму семантики и права позволяет под содействием обыч­но понимать помощь, поддержку какой-либо деятельности. Сотрудничать - значит работать вместе, принимать участие в общем деле, быть сотрудником.

Таким образом, можно сде­лать вывод, что содействие - более широкий термин, при­менимый ко всей сфере содействия физических лиц в сфере ОРД. При этом термин «сотрудничество» включает содейст­вие исключительно на контрактной основе.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что инсти­тут содействия граждан оперативно-розыскным органам требует дальнейшего совершенствования и правового ре­гулирования различных видов содействия с целью активи­зации граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в борьбе с преступностью.

1. Закон об ОРД официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел и другим субъектам ОРД в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов <1>. Закон признает социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Следовательно, реализация права граждан на содействие этим органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

Сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным и негласным (конфиденциальным). Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятии, перечисленных в ст. 6 Закона об ОРД, которые в дальнейшем могут быть преданы гласности, а лица, участвовавшие в их проведении, стать свидетелями по уголовному делу.

2. Конфиденциальность содействия устанавливается по желанию гражданина, т.е. вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам должен выступать инициатором конфиденциальности своих отношений с органами, осуществляющими ОРД. Однако это не исключает обратного, когда сам оперативный орган в лице своих штатных сотрудников из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению ОРМ, конфиденциальность такого содействия.

Обязанность не разглашать охраняемые законом сведения, ставшие известными лицу в процессе оказания им содействия соответствующему оперативно-розыскному органу, предусмотренное в ч. 1 ст. 17, обусловлено тем, что перед гражданином раскрываются конкретные объекты оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскная тактика и методика, т.е. им доверяются сведения, составляющие государственную или служебную тайну.

3. Конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат разглашению

Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым). Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований, предусмотренных федеральным законом и ведомственными нормативно-правовыми актами. Формы конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел могут быть различными, но одна из важнейших - по контракту. Эти лица ведут по заданиям оперативных аппаратов активную разведывательно-поисковую деятельность. Причем конфиденциальное сотрудничество гражданина с органами, осуществляющими ОРД, предусматривает получение за это вознаграждений и других выплат.

Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе - длительность, устойчивость отношении между гражданином и органом, осуществляющим ОРД. Кроме того, оказывающий содействие оперативным аппаратам на контрактной основе должен отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Право гражданина на контракт предусматривает ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД. Речь идет о возможности заключения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с отдельными лицами, привлекаемыми к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, максимально индивидуализированного соглашения о труде, обозначаемого термином "контракт". Подобного рода документ позволяет в полном объеме оговорить условия конфиденциального сотрудничества с учетом личностной специфики каждого человека, а также особенностей той сферы правоохранительной деятельности, в которой действует оперативно-розыскной орган. Контракт заключается только в том случае, если у гражданина нет другого трудового договора.

Особо следует отметить, что контракт должен предусматривать обязанности гражданина прежде всего по сохранению тайны факта сотрудничества, его условий, а также ставших ему известными в процессе сотрудничества сведений. Наряду с этим контракт должен гарантировать социальную и правовую защиту гражданина, в частности выплату ему пособий, связанных с возмещением ущерба, в том числе и здоровью. Письменная форма заключения контракта является гарантией взаимных обязательств сторон при соблюдении вышеуказанных реквизитов. Может допускаться приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев в случае временной невозможности со стороны гражданина исполнить свои обязанности.

Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться и без контракта и выражаться:

в предоставлении органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, и др.

Виды конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, и его документальное оформление определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

4. Федеральным законом установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним, дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений <1>. Привлекаться к сотрудничеству могут как граждане России, так и иностранные подданные и лица без гражданства.

. Законодатель подчеркнул, что привлекаться к сотрудничеству могут только отдельные граждане, т.е. исключена групповая форма конфиденциального содействия. Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, Законом об ОРД запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (имеются в виду выборные представители законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Из этого перечня видно, что запрет распространяется на выборных представителей законодательной и судебной властей, а также лиц, в силу своей профессии обладающих определенной информацией "профессионального характера". Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц можно считать не полностью исключается, а возможно, но лишь без контракта.

6. Одним из условий конфиденциального сотрудничества является согласие лица на участие в ОРД. Причем получение такого согласия не должно достигаться путем использования незаконных способов и методов, оно должно быть добровольным и исключать физическое и психическое насилие.

7. На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД Федеральным законом, возлагаются обязанности не только сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и не предоставлять заведомо ложную информацию. Кроме того, в процессе ОРД гражданин предупреждается о том, что он:

1) не должен быть соучастником актов насилия;

2) не вправе быть инициатором или подстрекателем преступления;

3) не вправе прибегать к незаконным или несанкционированным в установленном порядке оперативно-розыскным действиям, направленным на добывание информации;

4) не должен нарушать требования законодательства РФ;

5) не должен принимать участия в противозаконной деятельности;

6) обязан, в случае обнаружения факта подготовки лицами, в отношении которых проводится оперативная проверка, насильственного или иного преступления, приложить усилия к тому, чтобы сдержать объекты ОРД от совершения противоправного деяния.

8. Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должно использоваться только для решения задач ОРД,

Наши рекомендации