Политика коренизиции и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере.
В период Гражданской войны для большевистской верхушки стало понятно, что построить централизованное государство, не установив связи с нерусскими народами СССР, будет невозможно. Главным путем проведения политики коренизации было выдвижение местных национальных кадров на руководящие административные посты.
Русскоязычных партийных деятелей принуждали изучать язык местного населения республики. Одновременно, особое внимание уделялось развитию и восстановлению местных традиций. Обучение в школах и высших учебных заведениях проводилось исключительно на национальных языках. Политика коренизации местной власти не отличалась продолжительностью в начале 30-х годов она была заменена борьбой с национальной буржуазией в союзных республиках. Все местные чиновники, которые были выдвинуты большевиками на партийные должности, обвинялись в злоупотреблении властью и были подданы репрессиям.
Коренизация завершилась резким возвращением к русификации, так как окрепший диктаторский режим больше не считал нужным играть в либеральную национальную политику.
Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.
Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.11.1917 Декларация прав народов России.
По мнению западных историков целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.
Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:
1) экономика переходит под государственный контроль;
2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.
После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» — раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. возникли две партийные группировки:
1) группа Н. И. Бухарина (А. И. Рычков, Н. П. Томский, Н. А. Устинов) выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;
2) группа И. В. Сталина (В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.
В апреле 1929 г. поддержку получила сталинская группа. Основными целями индустриализации стали:
1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;
2) достижение экономической независимости;
3) создание развитого военно-промышленного комплекса.
Индустриализация по-сталински решила крестьянский вопрос через «ликвидацию крестьянства как класса», одновременно создав — колхозы, находившиеся под административным контролем. В результате по абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США.
К 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5%, к 1937 г. — 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства, а в 1932—33 гг. в южных регионах страны разразился голод, унесший жизни свыше 5 млн человек. Основные цели коллективизации были достигнуты:
1) экономика страны освободилась от необходимости использования рыночных механизмов;
2) в деревне были устранены опасные для режима элементы;
3) была создана материальная база для развития промышленности (хотя численность крестьян сократилась на 1/3, а валовое производство зерна — на 20%, его государственные заготовки в период с 1928 по 1934 гг. выросли в два раза).
++++К концу 1920-х гг. сложилось достаточно устойчивое международное положение СССР. Положение на западных границах СССР было относительно стабильным. На восточных рубежах страны, на Дальнем Востоке обострилась напряженность в отношениях с Китаем (вооруженный конфликт на КВЖД в 1929 г. между советскими и китайскими войсками). Только в 1932 г. мирные отношения СССР с Китайской народной республикой были возобновлены.
Внешнюю политику СССР в 20-е гг. предопределяли два направления: 1) признание необходимости выхода из внешнеполитической изоляции, позиции страны на международной арене, формирование взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; 2) традиционная для большевизма доктрина мировой коммунистической революции и максимально активная позиция СССР по поддержанию революционного движения в других странах.
В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).
Значительных успехов достигла в 20-е гг. страна на первом направлении, а именно: 1)в 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, которые до 1917 г. входили в состав Российской империи); 2) с 1921 г. были заключены торгово-экономические соглашения с Англией и Германией, Норвегией и Италией и др.; 3) в 1922 г. Советская Россия впервые в послереволюционные годы приняла участие в международной конференции в Генуе. Основной вопрос, по которому сразу же развернулась дискуссия, был связан с урегулированием долгов России со странами Европы; 4) хотя Генуэзская конференция и не принесла никаких результатов, но в дни ее проведения Россия и Германия подписали Рапалльский договор 16 апреля 1922 г., согласно которому восстанавливались дипломатические отношения и торговое сотрудничество между двумя странами. С этого момента советско-германские отношения приобрели особенный характер: Германия, которая проиграла Первую мировую войну, низведенная до положения второсортной европейской страны условиями Версальского договора, остро нуждалась в союзниках. Россия, заключив данный договор, получала серьезную поддержку в своей борьбе за преодоление международной изоляции; 5) 1924–1925 гг. стали переломными для положения Советской России на международной арене. Этот период получил название «полосы признания». СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др.
Интенсивно продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США. Однако курс на «мирное сосуществование» соседствовал со стремлением разжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех самых странах, с которыми устанавливались взаимовыгодные отношения.
Внешняя политика Советской России на втором направлении: 1) в 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии; 2) в 1926 г. по линии профсоюзов оказали финансовую помощь бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927 г.); 3) значительные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г. В руководстве ВКП стала преобладать точка зрения И.В. Сталина, который заявил о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Мировой революции отводилась подчиненная роль. Деятельность Коминтерна была теперь подчинена основной внешнеполитической линии СССР.