Внутренняя стабильность общества;
8. международный престиж (авторитет) государства;
9. поддержка союзников.
Наличие высоких («сильных») показателей по всем указанным параметрам, по мнению Дж. Найема, дает основание считать страну великой державой.
Важное значение для понимания сущности международных политических отношений имеет определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют существенную роль в системе международных отношений: национальные государства, межгосударственные объединения, международные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.
Национальные (суверенные) государствавыступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.
Межгосударственные объединенияпредставляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.
Международные правительственные организации— особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.). В послевоенные десятилетия значение международных правительственных организаций значительно возросло, усилилась их инициатива в решении конфликтных ситуаций.
Негосударственные (неправительственные} международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения политических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических — Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения, движение «зеленых» (Гринпис) и т.д.
Особую роль в последнее время начинают играть неформальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее оказывают существенное воздействие на международные политические процессы. Следует обратить особое внимание на те субъекты международной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отношений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, провозглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Любопытно отметить, что в официальной «Стратегии национальной безопасности США» (1996 г.) указывалось, что всякая международная проблема должна рассматриваться как внутренняя проблема Соединенных Штатов. В ней, в частности, утверждалось, что «проблемы, источники которых находятся за пределами наших границ, становятся внутренними проблемами», а «американское лидерство в мире и вовлеченность в мировые дела сейчас важны как никогда».
Во-вторых, к такого рода деструктивным субъектам международной политики следует отнести международные террористические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения, подобные тоталитарной секте «Аум-Синрике», сайентологическим организациям, запрещенным в ряде стран, и т.д. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении международных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы.