Проблема прав человека в политической истории
В политической и юридической науках права человека занимают одно из важнейших мест, представляют принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, которые обеспечивают человеку, лицу возможность действовать по а собственному усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (собственные права.
В истории общества в определении прав человека выделяют различные специфические особенности и традиции их происхождения Действительно, можно говорить о праве юридическое и традиционалист-ское, о западном (евр ропейське) и восточное (азиатское) понимание права Разумеется, если для одного человека упоминания права ассоциируется со статьями Уголовного кодекса, то для другой - Декларации прав человека и гражданина тощ в Логика происхождения европейского понимания права исходит из необходимости, во-первых, реализации дилеммыми свобода или равенство: свобода, порождает неравенство, или равенство, приносит свободу в жертву на алтарь справедливости, во-вторых, ограничения частной жизни граждан от посягательств любой, даже очень демократической, власти Если учитывать обе обстоятельства, возможно, можно согласиться с современными подходами к определению права, рассматривающих право как нормативную форму отражения принципа формального равенства люди и в общественных отношениях и признание необходимости принудительного ограничения самой государственной заставляя властейи.
Идеи естественного права, которые сформировались в глубокой древности, стали источником современного понимания прав человека В V-VI века до н.э в Древней Греции софисты Ликофрон, Антисфен из Афин, Ал-кидам и др. утверждали ли, что все люди равны от рождения и имеют одинаково обусловлены природой права Саму же государство и его законы философ Микофон объяснял как результат общественного договора В V века до н.э в Китае философ М в Цзы отстаивал идею договорного происхождения государственной власти и равенства всех людей перед Всевышним Отстаивая и защищая права, присущие человеку от рождения и, прежде всего, ее право на частную соб ность, Аристотель отмечает, что это право имеет основой саму природу человека и основано на его начальной любви к самой себ самої себе.
В эпоху Просвещения осознается необходимость ограничения частной жизни граждан от посягательств любой власти, что стало в европейской политической традиции коренным переворотом Верховенство прав вового закона в отношении возведенной в закон воли государя - такова важнейшая идея философов права от Джона Локка до Иммануила Канта Признание прав человека - главное, сложившееся в основных чертах к конца XVIII в в понимании европейского права Именноаме политическая европейский человек при употреблении слова право вспоминает принятую в 1789 г Учредительным Собранием Франции Декларацию прав человека - первый развернутый законодательный акт о правах человека, принципы равенства перед правовым законом Хотя, разумеется, не запер ечуеться историческая значимость фрагментарных законодательные акты о неприкосновенности личности и равенство перед всех законоом.
выдающиеся представители либерального течения Джон Локк, Гуго Гроций, Шарль Монтескье, Джефферсон, Адам Смит, Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль и другие обосновали понимание фундаментальных прав человека и на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и других как естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого поведения, есть независимые от государства По-разному оценивается и конечное источник прав человека Одни видят его в природе человека, в основных потребностях: поддержание жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально неоправданных ограничений, уважения человеческого достоинства и др. Другие же относят пр ава человека к наиболее высоких из человеческих прав, по душе, к Богу Русский философ Николай Бердяев писал, что \"свобода человеческой личности не может быть дана обществом и не может по своим истоком и признаков ю зависеть от него - она ??принадлежит человеку как духовной сущности \"Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом Это духовные, а не природные п рава, природа никаких прав не устанавливает Систематизированное юридическое отражение прав человека, либеральная концепция прав человека впервые нашли отражение в 1776 г в Вирджинском Декларации В 1789 г ви жинську декларацию положено в основу Билля о правах Конституции США Тогда же, в 1789 г во Франции в Декларации прав человека провозглашались: свобода личности, право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению что стало законом Эти политико-правовые акты не утратили значения и актуальности и в современных условиях Хотя, конечно же, современные представления о правах человека значительно богачева людини значно багатші.
Конечно же, и политико-правовые нормы очень важны для человека Но все-таки это лишь часть его прав и свобод Узкое толкование вопроса о правах человека оставляет за пределами множество реальных, не менее значимым их для людей прав и свобод Особый интерес вызывает точка зрения венгерского политолога Имре Сабо, который определяет права человека такими, что не привязаны к одному какого-то средства производства, одного общест ильного строя, не зафиксированы навечно только одной любой системой или типом прав, присущим только им Имре Сабо отмечает, что такие права человека могут иметь место только в обществе, в дер жави такого типа, провозглашает и признает, хотя бы формальноно, принцип равноправия своих граждан В определении Имре Сабо \"вечных прав человека\" примечательно то, что изымается классово-формационная интерпретация, показывается, что права в виде положительных норм переходят из одной системы права в другую, н следующей за ней, становясь, естественно, правовыми нормами не одного типа государства, а нескольких, последовательно сменяющих одна другую, приобретают будто наследственного характера, более устойчивого, чем другие нормы государственно-политического содержания Наследование некоторых прав человека сглаживает в памяти людей их историческое, социальное происхождение, и начинает казаться, будто такие нормы права - Изначальноспоконвічні.