Раздел 1. Основы теории государства и права Тема 1.1. Теория государства

Государство можно определить как особую организацию публичной, по­литической власти господствующего класса (социальной группы, блока клас

совых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом принуж­дения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим об­ществом и обеспечивает его интеграцию.

Вопрос о сущности государства долгое время был предметом острой идеологической борьбы. Так, марксизм видел сущность государства в том, что оно является орудием политического господства того или иного класса. Отсюда оно определялось как комитет по управлению общими делами гос­подствующего класса; как машина для подавления одного класса другим и т.д. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере теоретически) при­знавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции. Опыт истории свидетельствует, что классовое подавление посред­ством государства имело место в течение многих веков. Представляется, что в основе антагонизма классов лежит неспособность общества обеспечить всем его членам достойное существование. Поэтому по мере накопления об­щественного богатства этот антагонизм постепенно исчезает. Об этом свиде­тельствует, в частности, опыт современных высокоразвитых государств.

Классовой концепции государства противостоит множество других, воз­
никших в разные периоды истории и рассматривающих государство как ор­
ганизацию для выполнения общих дел (концепции мыслителей древности
Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической де­
мократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового
государства и т.д.).

Термин "государство" можно понимать двояко - и как некую организа­цию, структуру, аппарат для проведения в жизнь властных велений, и как властную деятельность в рамках этого аппарата. Таким образом, государст­венную власть можно рассматривать в статике и в динамике.

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверени­тет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для все­го населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права. Власть госу­дарства распространяется на определенную территорию в пределах его гра­ниц с проживающим на ней населением. Такой аспект его характеристики важен при сопоставлении понятий "государство" и "страна". Так, рассматри­вая государство сквозь призму населения и территории, его, по сути, отожде­ствляют со страной. С другой стороны, территория, не обладающая сувере­нитетом, может рассматриваться только как страна (колониальная, полуко­лониальная и т.д.), но не как самостоятельное государство.

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по ре­шению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В ха­рактере функций раскрывается социальная природа государства. Для клас­сификации функций государства используют различные основания. Так,

наиболее распространенным является деление их по предмету, или по харак­теру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интегра­ционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства. Функции государства могут подразделяются также на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени "включенности" аппарата го­сударства в их осуществление. Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени.

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который рас­крывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимается организация высшей власти государ­ства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства под­разделяются на монархии и республики.

Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществ­ляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии.

Республика. Республика - это форма правления, при которой глава госу­дарства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Республика -столь же древняя форма правления, как и монархия. Поэтому при их класси­фикации, республики можно также разделить на добуржуазные и буржуаз­ные.

Под формой государственного устройства понимается территориальная
организация государственной власти, соотношение между центром и осталь­
ными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяют­
ся на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.

Унитарное государство обычно характеризуется следующими признака­ми: единая конституция и единая правовая система; единая система органов государственной власти и управления; единое гражданство; единство судеб­ной системы и осуществление правосудия на основе единых норм; деление государства на административно-территориальные единицы (провинции, де­партаменты, области, округа, районы и другие), органы управления которых регулируются общегосударственными правовыми нормами и подчинены центральным органам государственной власти и управления. Территория унитарного государства подразделяется лишь на административно-

территориальные единицы (провинции, районы, графства и т.д.), не обла­дающие какой-либо политической самостоятельностью. При этом в рамках такого государства возможно существование районов, обладающих админи­стративной. Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В отличие от унитарного государства федерация является сложным госу­дарством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в част­ности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов фе­дерации. Таким образом, в условиях федерации на одной и той же террито­рии одновременно и параллельно функционируют две власти - федеральная и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компе­тенцию.

Иногда к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Од­нако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществле­ния государственной власти. Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уров­нем демократии в обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана с социально-классовой природой государства.

Существует несколько оснований для классификации политических ре­жимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические. Демократия - понятие исторически изменчивое, и по­этому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологиче­ский и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демокра­тические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либе­рально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из пере­численных элементов. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д.

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпар­тийными, однопартийными и, наконец, "беспартийными", т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий. Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократиче-

ские.

Государственная власть разделяется на: законодательную ветвь; исполни­тельную ветвь; судебную ветвь. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структу­ре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей. Представительные органы подразделяются на: высшие (к ним относятся ор­ганы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической си­лы); местные (местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к испол­нению на соответствующих территориях). В федеративных государствах за­конодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъ­ектов федерации. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодатель­ной власти. Они подразделяются на: высшие (правительство, министерства и ведомства); местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Рос­сийской Федерации не входят. По характеру компетенции органы исполни­тельной власти подразделяются на органы общей компетенции (правительст­ва, администрация тех или иных административно-территориальных единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах). Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и ар­битражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независи­мости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система орга­нов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности все­ми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

- Знать определение государства, знать его основные признаки и теории происхождения.

- Уметь объяснять сущность государства.

- Понимать основные функции государства.

- Знать формы государства.

- Уметь объяснить особенности формы правления, формы государст­
венного устройства, политического режима.

Тема 1.2. Теория права

Право возникает объективно на определенном этапе развития человече­ского общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объедине-

ний, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев - так называемых мононорм, выражающих коллективную волю первобытной об­щины, в предписаниях, отражающих интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная чер­та права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, неразрывное единство последних. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д. Право представляет собой действенный регулятор общественных отношений, средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких фор­мах: оно предоставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные воз­можности поведения участников общественных отношений - субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и т.д.); устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера - регулятивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.); запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества, - негатив­ные обязанности (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил до­рожного движения и т.д.); предусматривает меры принудительного воздейст­вия в случае нарушения предписаний правовых норм - юридические санкции.

В любом случае регулятивный характер права проявляется в установле­нии, обеспечении и охране существующих в неразрывном единстве прав и обязанностей отдельных лиц, их объединений, государственных органов, хо­зяйственных подразделений.

Нормы права принимаются либо санкционируются государством, не мо­гут возникнуть и существовать без законодательного решения государствен­ной власти. Другие же социальные нормы создаются обществом в целом (обычаи, мораль) либо какой-то его частью (корпоративные, религиозные нормы) без участия властных государственных структур. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей либо не являются властными, категорическими им­перативами для всех. Кроме того, юридические нормы формально определе­ны, т.е. формулируются в официальных письменных документах (законы, указы, судебные прецеденты и др.), отличающихся наибольшей степенью четкости, определенности и конкретности по сравнению, например, с мора­лью, которая состоит, в первую очередь, из общих принципов поведения.

Наконец, характерная черта права проявляется в том, что его предписания обеспечиваются принудительной силой государства, применением юридиче­ских санкций в случае их нарушения. Для этого существует специальный ап-

парат надзора и контроля, разрешения споров и наказания правонарушите­лей, восстановления нарушенного порядка. Другие же социальные нормы охраняются от нарушений другими средствами. Так, мораль обеспечивается общественным мнением, реакцией коллектива, а также внутренними стиму­лами (честь, стыд, совесть).

Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закрепле­нии порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категори­ческой форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указа­тель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Различают: гипоте­зу (указание на условия, при наличии которых норма должна осуществлять­ся); диспозицию (определение самого правила поведения (юридической обя­занности либо правомочия); санкцию (меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции).

Классификация норм права на виды производится по различным основа­ниям. Например, по отраслям права нормы права делятся на: нормы консти­туционного права; нормы административного права; нормы уголовного права и т.п. Выделяют также: нормы материального права, которые определяют со­держание прав и обязанностей; процессуальные нормы права, которые регу­лируют порядок, процедуру реализации первой группы норм. Нормы права могут быть: позитивного регулирования; правоохранительные. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на: определенные; относительно-определенные. Наконец, в системе права выделяют: диспозитивные нормы, под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязан­ности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробе­лы в волеизъявлении сторон; императивные (категорические) нормы, кото­рые представляют собой повелительные, строго обязательные предписания.

Источники права - это действующий в государстве официальный доку­мент, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние фор­мы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью кото­рой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В разных странах, тяготеющих к какой-либо правовой семье, состав и зна­чимость отдельных формальных источников права различаются. Однако обычно в качестве источников правового регулирования признаются: а) за­кон и иные нормативные акты, б) судебная практика, в) обычай.

В Российской Федерации в правовом регулировании рыночных отноше-

ний наибольшее значение имеет закон. Понятие «закон» предполагает, в свою очередь, выделение федеральных законов, обладающих более высокой юридической силой, чем законы субъектов Федерации; федеральных консти­туционных законов - законов еще более высокой юридической силы и, нако­нец, закона, обладающего высшей юридической силой, - Конституции Рос­сии. Особое значение и определенный приоритет в отношении других феде­ральных законов имеют кодифицированные законы - кодексы. Нельзя при этом забывать и о том, что все внутреннее законодательство Российской Фе­дерации должно соответствовать ратифицированным международным кон­венциям и международным договорам. Именно этот основополагающий принцип заложен в Конституции РФ 1993 г.

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имев­шим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу: указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.); указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с мо­мента опубликования" и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, собы­тие, то применяются установленные законодательством общие правила всту­пления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Рос­сийской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их офи­циального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президен­та РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Офи­циальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в «Парламентской газете».

Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоя­тельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение во­енных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактиче­ски утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоя­щей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового ак­та в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт

также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специаль­ным решением Конституционного суда признается неконституционным.

По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые воз­никли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую ста­бильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принци­па «закон обратной силы не имеет». Во-первых, он имеет обратную силу, ес­ли специально предусматривает применение своих норм к отношениям, воз­никшим до вступления этого закона в силу. Во-вторых, имеют обратную си­лу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административ­ную ответственность или иным способом улучшающие положение правона­рушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодатель­ства, его забота о личности.

По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий пра­вотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты дейст­вуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъ­ектов распространяются на соответствующие республики, края, области, ав­тономные округа, города федерального подчинения; акты местного само­управления - на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.). В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

На территории Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории - на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, об­щественные организации, юридические лица.

Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регули­рующие определенную, качественно обособленную сферу общественных от­ношений и обычно требующие специфических средств правового воздейст­вия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и опре­деляют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое пра­во.

Наиболее объемные по содержанию отрасли права могут делиться на от­дельные части, которые обычно называются подотраслями. Отрасль права, в свою очередь, обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входят нормы, регулирующие однород­ные отношения и отличающиеся качественным единством.

Основаниями деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это качественные особенности свое­образия регулируемых правом отношений в различных сферах жизни обще­ства. Так, правовой регламентации подвергаются имущественные, семейные, организационно-управленческие, трудовые, финансовые и прочие качествен­но самостоятельные отношения.

Метод правового регулирования - второе, дополнительное основание де­ления права на отрасли. Это установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений.

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое проти­воречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям. Основные признаки правонарушения: это определенный волевой акт поведе­ния, конкретное деяние, которое выражается как в действии, так и в бездей­ствии; это акт поведения личности либо коллектива личностей; это такой акт поведения, который противоречит предписаниям правовых норм; правона­рушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым ли­цом; не считаются правонарушениями внешне подпадающие под признаки закона деяния, совершенные малолетними, психически больными людьми; это деяние, которое совершено по вине лица, его совершившего; это такой акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и по­этому является опасным или нежелательным.

Состав правонарушения состоит из: объекта правонарушения;субъекта правонарушения;объективной стороны правонарушения;субъективной сто­роны правонарушения

В зависимости от степени общественной опасности они разделяются на преступления и проступки.

Основаниями юридической ответственности являются:

1) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение. Без закона не могут быть применены меры государственного принуждения;

2) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенно­го деликтоспособным субъектом;

3) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего право­нарушителя, накладывающего на него меры наказания, а также восстанавли­вающего нарушенный правопорядок.

Цели юридической ответственности: кара, справедливое воздаяние за про­тивоправный проступок, исправление и перевоспитание правонарушителя, общая превенция (предостережение всех неустойчивых людей, склонных со­вершить правонарушение) и частная превенция (предостережение самого правонарушителя относительно его будущих проступков), а также восста­новление нарушенного права, возмещение материального и морального вре­да.

Наряду с юридической ответственностью государством применяются и другие меры принудительного воздействия. Это предусмотренные законом принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, задержание), прину­дительное лечение, реквизиция, закрытие границ, противоэпидемиологиче-ские мероприятия и др.

Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными орга­нами, хозяйственными и иными организациями - законов и иных норматив­ных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание винов­ных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписа­ний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, на­чиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на за­коне, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необ­ходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без за­конности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, дей­ствие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов лич­ности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

Повышение с каждым годом роли законности является закономерным от­ражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его ав­торитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм, под которым понимает­ся отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, прини­жение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государ­ственного аппарата, нарушений норм права.

Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осу­ществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реа­лизацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуаль­ных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решитель­ную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нару­шенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, ор­ганизаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под ко­торым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных норма­тивных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

- Знать понятие права и основные признаки права.

- Иметь ясное представление о роли права в жизни общества.

- Уметь объяснить специфику основных правовых систем современно­сти.

- Уяснить значение международного права как особой системы права.

- Знать понятие, структуру и классификацию норм права.

- Четко представлять источники российского права и роль закона как
нормативно-правового акта высшей юридической силы.

- Понимать основные признаки нормативно-правового акта.

- Знать стадии законотворчества.

- Уяснить действие нормативно-правовых актов во времени, простран­стве и по кругу лиц.

- Знать систему российского права и основные отрасли права.

- Уяснить понятие правонарушения.

- Иметь представление об ответственности за правонарушения.

- Понимать значение законности и правопорядка в современном обще­стве.

Раздел 2. Общие вопросы правового регулирования правоотноше­ний различными отраслями права

Наши рекомендации