Высшее должностное лицо субъекта Федерации
имеет полномочия:
• представлять возглавляемыйим субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти,органами государственной власти других субъектов Федерации, органа- ми местного самоуправления и при осуществлении внеш-неэкономических связей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени возглавляемого им субъекта Федерации;
• формировать высший исполнительныйорган государственной власти субъекта Федерации (правительство, администрацию);
• назначать руководителей центральныхорганон специальной компетенции субъектаФедерации.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает
указы (постановления) и распоряжения, которые обязательнык исполнениюна территории соответствующего субъекта.
Высшим исполнительным органомсубъекта Федерации
является его правительство (кабинет министров) или администрация. Возглавляет этот орган высшее должностное лицо cooтветствующего субъекта Федерации или назначаемый им председатель правительства. Всех членов высшего исполнительного органа назначает высшее должностное лицо субъекта Федерации. В состав правительства входят председатель правительства, его заместители, министры и руководители иных центральных органов субъекта Федерации.
Как орган общей компетенции высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития этого субъекта, участвует в проведении единойгосударственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Oн:
· обеспечивает исполнение бюджета своего субъекта и готовит отчеты о его исполнении и о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации;
· формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации;
· управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации;
· заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
· Осуществляет иные полномочия, установленные федеральными закономи, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.
Наряду с перечисленным указанный орган как орган общейкомпетенции руководит деятельностью центральных органов субъекта Федерации. К ним относятся министерства (главные управления, департаменты, отделы), которые руководят отдельными сферами жизни в пределах этого субъекта. Это органы специальной компетенции. Их можно условно поделить на две группы:
I) органы специальной компетенции, которые создаются в каждом субъекте, - министерство (главное управление) финансов , здравоохранения, образования, культуры, государственного имущества, социальной защиты идр. — для руководства сферами, общими для всех субъектов Федерации;
2) органы специальной компетенции, создание которых обусловлено спецификой хозяйства отдельных субъектов Федерации.Это, например, министерства, главные управления, отделы металлургии, рыбного хозяйства.
В районах и городах формируются местные органы государственной власти: сельского хозяйства, социальной зашиты и др. Они линейно подчинены центральным органам своего субъекта Федерации.
Итак, в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации, как правило,существуют четыре вида ее органов:
• высшие;
• центральные;
• региональные;
• местные.
В каждомсубъекте Федерации действуют региональные и местные федеральные органы (военкоматы, налоговые инспекции, органы внутренних дел и др.). Как все федеральные органы, они линейно подчинены вышестоящим федеральным органам и содержатся за счет федерального бюджета. Они сотрудничают как с государственными органами субъектов Федерации, гак и с муниципальнымиисполнительными органами.
Таким образом, на территории каждою субъекта Федерации действуют три вида исполнительных органов:
• федеральные;
• субъектов Федерации;
• муниципальные