ТЕМА № 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ IX-XIII ВЕКА
Северо-Западный государственный медицинский университет
Им. И.И. Мечникова
Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права
Рабочая тетрадь по
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов
СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Санкт-Петербург
УДК 94 (47) (075.8) (06)
С 89
Селезнев В.Д., Сушко А.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета и медико-профилактического факультетов СЗГМУ им. И.И. Мечникова. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 80 с.
Рецензент:
Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.
Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова
ВВЕДЕНИЕ
Изучение «Истории Отечества» является составной частью в гуманитарной подготовке специалистов в вузах всех профилей, в том числе медицинских. Его цель – формирование современного, немифологизированного исторического знания, общей культуры, гражданских и нравственных качеств, усвоение смысла и логики всемирно-исторического процесса, основных этапов, типов и тенденций в развитии мировой цивилизации и России как её составной части. В наше время происходит возрождение интереса к истории. Он объясняется стремлением разобраться в современных событиях и лучше ориентироваться в мире, обрести прочную опору в прошлом, в отечественной и мировой истории. Историческое знание всегда составляло важнейший аспект самосознания общества. Понять самих себя можно лишь в исторической ретроспективе. Поэтому пробуждение гражданских чувств у наших соотечественников вполне естественно сопровождается интенсивным поиском своих корней. История – это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной.
В результате изучения курса студент должен уметь понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации; уметь работать с научно-исторической литературой, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, иметь представление об источниках исторического знания.
Задачами изучения курса являются также осмысление взаимосвязи общеисторических, общецивилизационных тенденций, процессов и их своеобразного преломления в историческом развитии России; ознакомление студентов с современными достижениями отечественной и зарубежной историографии; понимание противоречивости исторического процесса, его альтернативности, неизбежности многообразия в подходах, концепциях и оценках в исторической науке; выработка у студентов аргументированной, собственной позиции в дискуссионных вопросах истории и историографии. Одна из главных задач курса – правильное восприятие студентами современных преобразований в стране в свете её общецивилизационного опыта, происходящей интеграции России в мировое сообщество и выполнения ею своей исторической, общечеловеческой миссии.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, в нём вычленяются узловые вопросы, в том числе дискуссионные, раскрывается социальная, политическая, церковно-религиозная, культурно-историческая и внешнеполитическая проблематика, используется новая учебная, монографическая, документальная, мемуарная литература.
Учебный процесс по предмету «История Отечества» включает лекционный курс, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы студентов и формы участия в семинарах, текущий контроль (в том числе тестовый, а также письменные контрольные работы), балльную систему учёта работы студента в семестре, зачёт. На занятиях широко используется дискуссионный метод обсуждения вопросов, предполагающий владение студентами учебным материалом. Поэтому посещение лекций и их конспектирование является обязательным и также учитывается в балльной системе.
Одной из распространённых форм самостоятельной работы студентов и участия в семинаре является подготовка и чтение докладов по одному из конкретных вопросов, связанных с обсуждаемой на занятии темы. В настоящем пособии вместе с планами занятий предлагается примерная тематика докладов и минимум литературных источников для их подготовки (при необходимости он может быть дополнен как с помощью преподавателя, так и самостоятельно).
Доклад должен основываться на современной научно-исторической литературе, изложение доклада может быть как в форме устного выступления, рассказа (10 – 12 минут), так и виде реферативного текста. В обоих случаях он должен раскрывать избранную тему, быть убедительным, хорошо воспринимаемым и побуждать аудиторию к дискуссии. Для этого требуется определённая подготовительная работа над докладом: подбор источников или их фрагментов, определение плана и логики изложения, перечня фактов, содержания и выводов. Докладчик, кроме того, должен быть готовым ответить на вопросы аудитории в рамках темы.
Другая, более сложная форма самостоятельной работы студентов по истории – написание реферата, представляющего собой письменную работу по избранной теме. Тему реферата студент выбирает из содержащегося в данном пособии примерного перечня или же самостоятельно, она заранее согласовывается с преподавателем (как и план реферата) и должна быть актуальной. Реферат может быть разного типа: краткое обобщение использованных первичных материалов, пересказ главного содержания прочитанных по теме книг, статей; самостоятельная интерпретация проработанных источников. Основные требования к реферату: самостоятельная работа с научно-историческими источниками (не менее трёх-пяти) и соблюдение требований к письменному оформлению работы – объём не менее 18 страниц машинописного текста, наличие титульного листа, введения, плана, заключения, сносок при цитировании, списка действительно проработанной, использованной литературы с указанием выходных данных. Основные положения реферата могут быть представлены (защищены) на семинаре или же в ходе индивидуального собеседования с преподавателем на зачётном занятии. При оценке реферата учитывается как содержание, структура, качество и оформление текста, так и объём глубина знаний студента по теме представленного реферата.
ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
План семинарского занятия:
1. Типология исторических источников.
2. Вспомогательные исторические дисциплины.
3. Русские историки XVII-XX века.
4. Восточные славяне, язычество.
Темы докладов и сообщений:
1. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента).
2. Летопись – древнейший тип исторического источника.
3. Мемуары как вид исторического источника.
4. Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров – по выбору студента).
5. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян.
6. Язычество у восточных славян.
Основная литература:
1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.1.
2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 1, 2, 3.
Дополнительная литература:
1. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 2001.
2. Гаврилов Д., Ермаков С. Боги славянского и русского язычества. М., 2009.
3. Гагин И.А. Новейшие оценки «Истории Российской» В.Н. Татищева. // Вопросы истории 2008. № 10. С. 45-47.
4. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 2002.
5. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2009.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2010.
8. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.
9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.
10. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.
11. Левко О.Н. Введение в археологию. М., 2009.
12. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003.
13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии. // Вопросы истории. 2007. № 4. С. 25-26.
14. Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 2000.
15. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 34-38.
Тест №1
1. Нумизматика – это
а) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные деньги;
б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая появление первых монет;
в) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения;
г) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая материалы, используемые для изготовления монет.
2. Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это:
а) археологические находки;
б) исторический источник;
в) орудия труда;
г) архитектурное сооружение.
3. Палеография – это
а) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая бумажные денежные знаки и надписи на них;
б) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии;
в) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая легенды монет;
г) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные исторические источники, их виды, типы, классификации.
4. Антропонимика изучает:
а) географические названия;
б) личные имена и их системы в историческом развитии;
в) клички животных;
г) имена божеств.
5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры — длины, площади, объема и веса — в их историческом развитии и взаимной связи.
а) генеалогия;
б) ономастика;
в) метрология;
г) хронология..
6. Какой девиз был начертан в гербе СССР?
а) «С нами Бог!»;
б) «Весь мир насилья мы разрушим»;
в) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;
г) «В борьбе обретешь ты право свое»
7. Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как:
а) нумизматика;
б) метрология;
в) вексиллография;
г) сфрагистика.
8. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?
а) из Золотой Орды;
б) из Священной Римской (Германской) империи;
в) из Балканских стран;
г) из Византии.
9. Древнейшим материалом для письма являлись:
а) береста;
б) бумага;
в) пергамент;
г) картон.
10. Составление нисходящего родословия начинают
а) с деда;
б) с самого себя;
в) с отца;
г) с самого отдаленного предка.
11. Самая маленькая древнерусская единица измерения длины:
а) локоть;
б) пядь;
в) верста,
г) пядь с кувырком.
12. Хронология изучает:
а) исторические события;
б) эры;
в) системы времяисчесления;
г) даты крупных исторических событий.
Контрольное задание №1
1. Назовите определение следующих видов письменных источников
Вид источника | Что означает? |
1. Мемуары | |
2. Архивный | |
3. Законодательный | |
4. Периодическая литература |
2. Назовите книги известных историков России XVIII-XIX вв.
Историк | Основные труды |
В.Н. Татищев | |
Н.М. Карамзин | |
Н.И. Костомаров | |
В.О. Ключевский | |
С.М. Соловьев | |
С.Ф. Платонов |
3. Перечислите основные племена восточных славян и попытайтесь расшифровать этимологию их названий _____________________________________
4. Назовите основных языческих Богов у восточных славян ______________________________________________
5. Что обозначают следующие термины:
Тотемизм ________________________________________________
Фетишизм________________________________________________
Анимизм_________________________________________________
Волхв____________________________________________________
Язычество_________________________________________________
Бортничество_______________________________________________
Подсечно-огневое земледелие ____
Переложное земледелие
____
Вервь_____________________________________________________________Мир______________________________________________________________
Масленица_________________________________________________________
ТЕМА № 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ IX-XIII ВЕКА
План семинарского занятия:
1. Образование Древнерусского государства.
2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
3. Принятие христианства на Руси .
4. «Русская правда» Ярослава Мудрого.
5. Период феодальной раздробленности в Киевской Руси.
6. Поход хана Батыя на русские земли.
Темы докладов и сообщений:
1. Своеобразие великокняжеской власти в Х-ХП вв.
2. Норманская и антинорманская теории происхождения древнерусского государства.
3. Летописи Киевской Руси
4. Ярослав Мудрый
5. Крещение Руси.
6. Города Киевской Руси
7. Медицина в Древней Руси.
8. Дипломатия Древней Руси.
9. Быт и нравы в древнерусском обществе.
Основная литература:
1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.2.
2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 4, 5, 6.
Дополнительная литература:
1. Алексеев С.В. Древние верования восточных славян. М., 1995.
2. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. №3. С. 54-57.
3. Богданов А.П. Княгиня Ольга. // Вопросы истории. 2005. №2. С. 27-31.
4. Большаков А.Л. Древняя Русь IX – XIII вв. Очерки истории и антропологии. М., 1997.
5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
7. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.
8. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.
9. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968.
10. Марченко В.Т. Хазары, монголы и Русь. Очерки истории Евразии. М., 1993.
11. Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси // Вопросы истории. 2000. № 12. С. 54-58.
12. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Курс лекций. М., 2004.
13. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития. // Вопросы истории 2008. №9. С. 68-72.
14. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя. // Вопросы истории 2007. №3. С. 37-44.
15. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. 2005. №3. С. 40-44.
16. Русское православие: вехи истории. Под ред. А.И. Клибанова. М., 1989.
17. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1993.
18. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
19. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1991.
20. Скрынников Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 25-28.
21. Фомин В.В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики. // Вопросы истории 2005. №8. С. 67-71.
22. Фроянов И.Я. Очерки отечественной историографии Киевской Руси. Л., 1990.
23. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
24. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси. Х-ХШ вв. М., 1989.
Тест №2
1. Определите название летописи, сообщающей о начале государственной жизни нашей страны:
а) "Слово о полку Игореве";
б) "Русская правда";
в) "Повесть временных лет";
г) "Слово о законе и благодати".
2. Определите суть "норманизма" (норманской теории):
а) утверждение организующей роли скандинавского начала в становлении государства у восточных славян;
б) защита теории естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса;
в) убежденность в том, что дружинники - викинги не создали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы государственного образования;
г) утверждение новых языческих верований у восточных славян.
3. С именем какого князя связано появление правового кодекса Киевской Руси - "Русской правды".
а) с Олегом;
б) с Владимиром Святым;
в) с Ярославом Мудрым;
г) с Владимиром Мономахом.
4. Какова основная причина крещения князя Владимира Святого, повлекшая за собой крещение всей Руси:
а) крещение Владимира следует рассматривать только как акт, совершенный во имя династического союза;
б) Владимир рассматривал христианство как государственную религию, которая призвана была укрепить авторитет государства, поднять значение княжеской власти, упрочить внешнеполитическое положение Руси путем включения в систему общехристианских ценностей;
в) крещение Владимира стало результатом раскаяния в совершенных злодеяниях, усталости от разгульной жизни;
г) желание населения Киева.
5. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь?
а) 862 г.;
б) 988 г.;
в) 1097 г.;
г) 1111 г.
6. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Киевской Руси называлась:
а) фреской;
б) акварелью;
в) парсуной;
г) мозаикой.
7. Как в Киевской Руси назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?
а) полюдье;
б) оброк;
в) выход;
г) ясак.
8. Как называлась в киевской Руси земельное владение, принадлежавшее на правах полной наследственной собственности
а) вотчина;
б) кормление;
в) десятина;
г) поместье.
9. Результатом победы русских войск в Ледовом побоище было
а) распространение православия на прибалтийские земли;
б) прекращение существования Ливонского ордена;
в) укрепление безопасности северо-западных рубежей Руси;
г) освобождение Новгородской земли от уплаты ордынского выхода
10. В каком из центров удельной Руси (12-13 вв.) высшим органом власти было вече?
а) Владимире;
б) Новгороде;
в) Киеве;
г) Москве.
11. К какому периоду в истории Киевской Руси относится переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель к фиксации
дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора?
а) к периоду становления Киевской Руси (IX – конец Х вв.);
б) к периоду укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х – начало XI вв.);
в) к периоду разложения Киевской Руси (вторая половина XI – начало XII вв.);
г) к периоду монголо-татарского нашествия на русские земли (начало XIII века).
12. Какое, из приведенных ниже положений, характеризует период укрепления и расцвета Киевской Руси?
а) переход от полюдья к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора;
б) утверждение единой государственной религии — христианства;
в) превращение государства в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем;
г) переход от рабовладельческой к феодальной системе.
Контрольное задание № 2
1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Князья:
А Владимир Мономах
Б. Владимир Святославович
В. Ярослав мудрый
Г. Игорь Старый
События:
a. разгром половцев
b. объединение Киева и Новгорода
c. восстание древлян
d. крещение Руси
e. принятие «Русской правды»
А | Б | В | Г |
2. Оцените основные источники внешней угрозы Древней Руси. Какие из них представляли для нее наибольшую опасность? Почему?
________
3. Заполнить таблицу.
Особенности Киевской Руси в IX-XIII вв.
Политический строй | Экономический строй | Культура |
5. Что означают следующие категории зависимого населения Киевской Руси?
Холопы_________________________________________________________
Челядь__________________________________________________________
Смерды_________________________________________________________
Закупы_________________________________________________________
Рядовичи________________________________________________________
Изгои___________________________________________________________
6. Назовите древние города-государства периода феодальной раздробленности?___________________________________________
7. Что такое «Русская правда», кем она была написана и когда?__________________________________________________
8. Каково было значение принятия христианства на Руси, когда это произошло?
________________________________________________________________
9. В чем проявилась специфика экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности?
________