ТЕМА № 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ IX-XIII ВЕКА

Северо-Западный государственный медицинский университет

Им. И.И. Мечникова

Кафедра социально-гуманитарных наук, экономики и права

Рабочая тетрадь по

ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов

СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

УДК 94 (47) (075.8) (06)

С 89

Селезнев В.Д., Сушко А.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета и медико-профилактического факультетов СЗГМУ им. И.И. Мечникова. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012 – 80 с.

Рецензент:

Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права.

Рекомендовано к печати Ученым советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова

ВВЕДЕНИЕ

Изучение «Истории Отечества» является составной частью в гуманитарной подготовке специалистов в вузах всех профилей, в том числе медицинских. Его цель – формирование современного, немифологизированного исторического знания, общей культуры, граждан­ских и нравственных качеств, усвоение смысла и логики всемирно-исторического процесса, основных этапов, типов и тенденций в развитии мировой цивилизации и России как её составной части. В наше время происходит возрождение интереса к истории. Он объясняется стремлением разобраться в современных событиях и лучше ориентироваться в мире, обрести прочную опору в прошлом, в отечественной и мировой истории. Историческое знание всегда составляло важнейший аспект самосознания общества. Понять самих себя можно лишь в исторической ретроспективе. Поэтому пробуждение гражданских чувств у наших соотечественников вполне естественно сопровожда­ется интенсивным поиском своих корней. История – это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной.

В результате изучения курса студент должен уметь понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; владеть основами историче­ского мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации; уметь работать с научно-исторической литературой, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, иметь представление об источниках исторического знания.

Задачами изучения курса являются также осмысление взаимосвязи общеисторических, общецивилизационных тенденций, процессов и их своеобразного преломления в историческом развитии России; ознакомление студентов с современными достижениями отечественной и зарубежной историографии; понимание противоречивости исторического процесса, его альтернативности, неизбежности многообразия в подходах, концепциях и оценках в исторической науке; выработка у студентов аргументированной, собственной позиции в дискуссионных вопросах истории и историографии. Одна из главных задач курса – правильное восприятие студентами современных преобразований в стране в свете её общецивилизационного опыта, происходящей интеграции России в мировое сообщество и выполнения ею своей исторической, общечеловеческой миссии.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, в нём вычленяются узловые вопросы, в том числе дискуссионные, раскрывается социальная, политическая, церковно-религиозная, культурно-историческая и внешнеполитическая проблематика, используется новая учебная, монографическая, документальная, мемуарная литература.

Учебный процесс по предмету «История Отечества» включает лекционный курс, семинарские занятия, различные виды самостоятельной работы студентов и формы участия в семинарах, текущий контроль (в том числе тестовый, а также письменные контрольные работы), балльную систему учёта работы студента в семестре, зачёт. На занятиях широко используется дискуссионный метод обсуждения вопросов, предполагающий владение студентами учебным материалом. Поэтому посещение лекций и их конспектирование является обязательным и также учитывается в балльной системе.

Одной из распространённых форм самостоятельной работы студентов и участия в семинаре является подготовка и чтение докладов по одному из конкретных вопросов, связанных с обсуждаемой на занятии темы. В настоящем пособии вместе с планами занятий предлагается примерная тематика докладов и минимум литературных источников для их подготовки (при необходимости он может быть до­полнен как с помощью преподавателя, так и самостоятельно).

Доклад должен основываться на современной научно-исторической литературе, изложение доклада может быть как в форме устного выступления, рассказа (10 – 12 минут), так и виде реферативного текста. В обоих случаях он должен раскрывать избранную тему, быть убедительным, хорошо воспринимаемым и побуждать аудиторию к дискуссии. Для этого требуется определённая подготовительная работа над докладом: подбор источников или их фрагментов, определение плана и логики изложения, перечня фактов, содержания и выводов. Докладчик, кроме того, должен быть готовым ответить на вопросы аудитории в рамках темы.

Другая, более сложная форма самостоятельной работы студентов по истории – написание реферата, представляющего собой письменную работу по избранной теме. Тему реферата студент выбирает из содержащегося в данном пособии примерного перечня или же самостоятельно, она заранее согласовывается с преподавателем (как и план реферата) и должна быть актуальной. Реферат может быть разного типа: краткое обобщение использованных первичных материалов, пересказ главного содержания прочитанных по теме книг, ста­тей; самостоятельная интерпретация проработанных источников. Основные требования к реферату: самостоятельная работа с научно-историческими источниками (не менее трёх-пяти) и соблюдение требований к письменному оформлению работы – объём не менее 18 страниц машинописного текста, наличие титульного листа, введения, плана, заключения, сносок при цитировании, списка действительно проработанной, использованной литературы с указанием выходных данных. Основные положения реферата могут быть представлены (защищены) на семинаре или же в ходе индивидуального собеседования с преподавателем на зачётном занятии. При оценке реферата учитывается как содержание, структура, качество и оформление текста, так и объём глубина знаний студента по теме представленного реферата.

ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

План семинарского занятия:

1. Типология исторических источников.

2. Вспомогательные исторические дисциплины.

3. Русские историки XVII-XX века.

4. Восточные славяне, язычество.

Темы докладов и сообщений:

1. Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента).

2. Летопись – древнейший тип исторического источника.

3. Мемуары как вид исторического источника.

4. Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров – по выбору студента).

5. Расселение, общественный строй, занятия восточных славян.

6. Язычество у восточных славян.

Основная литература:

1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.1.

2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 1, 2, 3.

Дополнительная литература:

1. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 2001.

2. Гаврилов Д., Ермаков С. Боги славянского и русского язычества. М., 2009.

3. Гагин И.А. Новейшие оценки «Истории Российской» В.Н. Татищева. // Вопросы истории 2008. № 10. С. 45-47.

4. Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 2002.

5. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2009.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2010.

8. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М., 2001.

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2009.

10. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

11. Левко О.Н. Введение в археологию. М., 2009.

12. Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003.

13. Рыбаков С.В. В.Н. Татищев в зеркале русской историографии. // Вопросы истории. 2007. № 4. С. 25-26.

14. Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 2000.

15. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 34-38.

Тест №1

1. Нумизматика – это

а) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные деньги;

б) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая появление первых монет;

в) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения;

г) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая материалы, используемые для изготовления монет.

2. Остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества это:

а) археологические находки;

б) исторический источник;

в) орудия труда;

г) архитектурное сооружение.

3. Палеография – это

а) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая бумажные денежные знаки и надписи на них;

б) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии;

в) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая легенды монет;

г) вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные исторические источники, их виды, типы, классификации.

4. Антропонимика изучает:

а) географические названия;

б) личные имена и их системы в историческом развитии;

в) клички животных;

г) имена божеств.

5. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры — длины, площади, объема и веса — в их историческом развитии и взаимной связи.

а) генеалогия;

б) ономастика;

в) метрология;

г) хронология..

6. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Весь мир насилья мы разрушим»;

в) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;

г) «В борьбе обретешь ты право свое»

7. Печать – основной объект изучения такой вспомогательной дисциплины как:

а) нумизматика;

б) метрология;

в) вексиллография;

г) сфрагистика.

8. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?

а) из Золотой Орды;

б) из Священной Римской (Германской) империи;

в) из Балканских стран;

г) из Византии.

9. Древнейшим материалом для письма являлись:

а) береста;

б) бумага;

в) пергамент;

г) картон.

10. Составление нисходящего родословия начинают

а) с деда;

б) с самого себя;

в) с отца;

г) с самого отдаленного предка.

11. Самая маленькая древнерусская единица измерения длины:

а) локоть;

б) пядь;

в) верста,

г) пядь с кувырком.

12. Хронология изучает:

а) исторические события;

б) эры;

в) системы времяисчесления;

г) даты крупных исторических событий.

Контрольное задание №1

1. Назовите определение следующих видов письменных источников

Вид источника Что означает?
1. Мемуары    
2. Архивный    
3. Законодательный    
4. Периодическая литература    

2. Назовите книги известных историков России XVIII-XIX вв.

Историк Основные труды  
В.Н. Татищев    
Н.М. Карамзин    
Н.И. Костомаров    
В.О. Ключевский    
С.М. Соловьев    
С.Ф. Платонов    

3. Перечислите основные племена восточных славян и попытайтесь расшифровать этимологию их названий _____________________________________

4. Назовите основных языческих Богов у восточных славян ______________________________________________

5. Что обозначают следующие термины:

Тотемизм ________________________________________________

Фетишизм________________________________________________

Анимизм_________________________________________________

Волхв____________________________________________________

Язычество_________________________________________________

Бортничество_______________________________________________

Подсечно-огневое земледелие ____

Переложное земледелие

____

Вервь_____________________________________________________________Мир______________________________________________________________

Масленица_________________________________________________________

ТЕМА № 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ IX-XIII ВЕКА

План семинарского занятия:

1. Образование Древнерусского государства.

2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

3. Принятие христианства на Руси .

4. «Русская правда» Ярослава Мудрого.

5. Период феодальной раздробленности в Киевской Руси.

6. Поход хана Батыя на русские земли.

Темы докладов и сообщений:

1. Своеобразие великокняжеской власти в Х-ХП вв.

2. Норманская и антинорманская теории происхождения древнерусского государства.

3. Летописи Киевской Руси

4. Ярослав Мудрый

5. Крещение Руси.

6. Города Киевской Руси

7. Медицина в Древней Руси.

8. Дипломатия Древней Руси.

9. Быт и нравы в древнерусском обществе.

Основная литература:

1. Кузнецов Н.И. Отечественная история. Учебник. М.: «Дашков и К», 2008. Гл.2.

2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. История Отечества. Учебник. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. Гл. 4, 5, 6.

Дополнительная литература:

1. Алексеев С.В. Древние верования восточных славян. М., 1995.

2. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. №3. С. 54-57.

3. Богданов А.П. Княгиня Ольга. // Вопросы истории. 2005. №2. С. 27-31.

4. Большаков А.Л. Древняя Русь IX – XIII вв. Очерки истории и антропологии. М., 1997.

5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.

7. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.

8. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

9. Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968.

10. Марченко В.Т. Хазары, монголы и Русь. Очерки истории Евразии. М., 1993.

11. Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси // Вопросы истории. 2000. № 12. С. 54-58.

12. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Курс лекций. М., 2004.

13. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития. // Вопросы истории 2008. №9. С. 68-72.

14. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя. // Вопросы истории 2007. №3. С. 37-44.

15. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. 2005. №3. С. 40-44.

16. Русское православие: вехи истории. Под ред. А.И. Клибанова. М., 1989.

17. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1993.

18. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

19. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1991.

20. Скрынников Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 25-28.

21. Фомин В.В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики. // Вопросы истории 2005. №8. С. 67-71.

22. Фроянов И.Я. Очерки отечественной историографии Киевской Руси. Л., 1990.

23. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

24. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси. Х-ХШ вв. М., 1989.

Тест №2

1. Определите название летописи, сообщающей о начале государственной жизни нашей страны:

а) "Слово о полку Игореве";

б) "Русская правда";

в) "Повесть временных лет";

г) "Слово о законе и благодати".

2. Определите суть "норманизма" (норманской теории):

а) утверждение организующей роли скандинавского начала в становлении государства у восточных славян;

б) защита теории естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса;

в) убежденность в том, что дружинники - викинги не создали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы государственного образования;

г) утверждение новых языческих верований у восточных славян.

3. С именем какого князя связано появление правового кодекса Киевской Руси - "Русской правды".

а) с Олегом;

б) с Владимиром Святым;

в) с Ярославом Мудрым;

г) с Владимиром Мономахом.

4. Какова основная причина крещения князя Владимира Святого, повлекшая за собой крещение всей Руси:

а) крещение Владимира следует рассматривать только как акт, совершенный во имя династического союза;

б) Владимир рассматривал христианство как государственную религию, которая призвана была укрепить авторитет государства, поднять значение княжеской власти, упрочить внешнеполитическое положение Руси путем включения в систему общехристианских ценностей;

в) крещение Владимира стало результатом раскаяния в совершенных злодеяниях, усталости от разгульной жизни;

г) желание населения Киева.

5. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь?

а) 862 г.;

б) 988 г.;

в) 1097 г.;

г) 1111 г.

6. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Киевской Руси называлась:

а) фреской;

б) акварелью;

в) парсуной;

г) мозаикой.

7. Как в Киевской Руси назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

а) полюдье;

б) оброк;

в) выход;

г) ясак.

8. Как называлась в киевской Руси земельное владение, принадлежавшее на правах полной наследственной собственности

а) вотчина;

б) кормление;

в) десятина;

г) поместье.

9. Результатом победы русских войск в Ледовом побоище было

а) распространение православия на прибалтийские земли;

б) прекращение существования Ливонского ордена;

в) укрепление безопасности северо-западных рубежей Руси;

г) освобождение Новгородской земли от уплаты ордынского выхода

10. В каком из центров удельной Руси (12-13 вв.) высшим органом власти было вече?

а) Владимире;

б) Новгороде;

в) Киеве;

г) Москве.

11. К какому периоду в истории Киевской Руси относится переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель к фиксации

дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора?

а) к периоду становления Киевской Руси (IX – конец Х вв.);

б) к периоду укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х – начало XI вв.);

в) к периоду разложения Киевской Руси (вторая половина XI – начало XII вв.);

г) к периоду монголо-татарского нашествия на русские земли (начало XIII века).

12. Какое, из приведенных ниже положений, характеризует период укрепления и расцвета Киевской Руси?

а) переход от полюдья к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора;

б) утверждение единой государственной религии — христианства;

в) превращение государства в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем;

г) переход от рабовладельческой к феодальной системе.

Контрольное задание № 2

1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Князья:

А Владимир Мономах

Б. Владимир Святославович

В. Ярослав мудрый

Г. Игорь Старый

События:

a. разгром половцев

b. объединение Киева и Новгорода

c. восстание древлян

d. крещение Руси

e. принятие «Русской правды»

А Б В Г
       

2. Оцените основные источники внешней угрозы Древней Руси. Какие из них представляли для нее наибольшую опасность? Почему?

________

3. Заполнить таблицу.

Особенности Киевской Руси в IX-XIII вв.

Политический строй Экономический строй Культура
     

5. Что означают следующие категории зависимого населения Киевской Руси?

Холопы_________________________________________________________

Челядь__________________________________________________________

Смерды_________________________________________________________

Закупы_________________________________________________________

Рядовичи________________________________________________________

Изгои___________________________________________________________

6. Назовите древние города-государства периода феодальной раздробленности?___________________________________________

7. Что такое «Русская правда», кем она была написана и когда?__________________________________________________

8. Каково было значение принятия христианства на Руси, когда это произошло?

________________________________________________________________

9. В чем проявилась специфика экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности?

________

Наши рекомендации