Борьба за признание автономии Сербского княжества 2 страница
в Сербском княжестве в 1830-е годы.
Режим уставобранителей
Стабилизация политического статуса оказала заметное влияние на дальнейшее общественно-экономическое развитие Сербии. В 30-е годы начало расти городское население, что являлось необходимым предварительным условием для появления капиталистического производства. Расширилась торговля скотом, оказывавшая стимулирующее воздействие на сельское хозяйство и развитие товарно-денежных отношений. Все это ускоряло формирование новых общественных слоев "". Развитие образования и культуры укрепило сербское национальное самосознание.
Преобладающее место в княжестве заняла мелкая крестьянская собственность, что не исключало наличия и отдельных крупных земельных владений (особенно находившихся в руках Милоша Обре-новича), обладатели которых нередко проявляли стремление к использованию феодальных методов эксплуатации. Этому, однако, противостояло крестьянство, формирующаяся торговая буржуазия. В результате тенденция к образованию землевладельческой аристократии, к сохранению феодальных форм ренты осталась нереализованной. Процесс классообразования шел по линии выделения сельской и торговой буржуазии из среды крестьянства и городской зажиточной прослойки 90.
Специфической особенностью Сербии являлось то обстоятельство, что привилегированный слой, формируясь из среды "представителей местного самоуправления, а также зажиточных торговцев и крестьян, тесно срастался с чиновничье-бюрократическим аппаратом княжества. Новый социальный смысл стало получать звание «старейшина», которое ранее закреплялось за представителями местного самоуправления. Старейшинами, или великашами, теперь называли всех влиятельных людей, принимавших участие в общественных делах, всех представителей власти. Этот слой стал играть активную роль в общественно-политической жизни страны.
Среди старейшин имелись большие различия по экономическому и общественному положению, по происхождению. В их ряды входили бывшие кнезы и военные1 предводители, отличившиеся во время борьбы с турками, чиновники-профессионалы, среди которых значительная часть являлась выходцами из Австрии. Некоторые из старейшин были людьми очень богатыми: имели земельные владения, много скота, лавки. Они нередко пользовались большим влиянием среди народа, в тех округах, которыми управляли или откуда были родом. В противоположность этому чиновники, являвшиеся выходцами из Австрии, были, обычно, небогаты и слабо связаны с народом. Старейшины, недовольные деспотическим режимом Милоша Обреновича, добивались ограничения его власти, большего участия в управлении. Чиновники страдали от неопределенности своего положения, недостаточности или отсутствия жалованья, от произвола князя.
Недовольны порядками в стране были не только старейшины, но и крестьяне — из-за необеспеченности своих земельных наделов, высоких налогов, а нередко и отработочных повинностей (кулука); торговцы — из-за множества ограничений своей деятельности, монополий князя на наиболее выгодные статьи торговли. Поэтому оппозиционное движение в начале 30-х годов значительно расширилось. Оно возглавлялось представителями старейшинского слоя, иногда занимавшими высокие должности. Оппозиция против князя Милоша сформировалась под лозунгом борьбы за принятие конституции (устава) и письменных законов, которые должны были ограничить власть князя и его произвол. С этим каждая из социальных групп связывала удовлетворение своих требований и надежд. Устав, по примеру конституций западных государств, должен был гарантировать сербам такие элементарные гражданские права, как неприкосновенность личности и имущества, закрепить за крестьянами права собственности на обрабатываемую землю, урегулировать систему налогообложения и ликвидировать остатки феодальных порядков, например, кулук. Участвовавшие в движении старейшины преследовали, конечно, свои личные эгоистические интересы, добиваясь ограничения власти князя путем предоставления широких прав в управлении страной Совету, составленному из наиболее влиятельных чиновников. В такой общественно-экономически отсталой стране, как Сербия, это означало введение олигархической системы правления. В то же время старейшины выступали за проведение буржуазных в своем существе преобразований, что отчасти отвечало их собственным интересам и, главное, привлекало на сторону оппозиции народные массы.
После провозглашения султанских хатти-шерифов 1830 и 1833 гг. создание самостоятельного государственного устройства стало одной из главных общественно-политических задач, стоявших перед сербами. Необходимо было определить прерогативы власти князя, высших чиновников, местных властей, урегулировать всю систему государственных институтов, создать судебные органы, уголовный и гражданский кодекс законов.
В стране продолжало действовать обычное право, но потребность в письменных законах увеличивалась с каждым годом, что побудило Милоша еще в 1829 г. поручить собирать материал для сербского устава и законов нескольким образованным сербам, выходцам из Австрии, в числе каковых был Караджич. Позднее создали специальную комиссию для подготовки законодательства. Но труды ее велись медленно и бессистемно. За образец бралось то австрийское, то французское законодательство (в частности, Кодекс Наполеона). Дело с составлением законов затягивалось91.
Проведя два с лишним года в Сербии, Вук Караджич был возмущен порядками, царившими в стране, и уехал в Австрию. Оттуда в апреле 1832 г. он написал длинное письмо князю Милошу, изложив не только все недостатки и пороки его правления, но и наметив меры для их искоренения. Первой из таковых названа конституция, в которой, по его мнению, основываясь на хатти-шерифах, необхо-димо определить форму правления, учредить правительство, гарантировать каждому гражданину его права. Караджич призывал князя отменить кулук, ликвидировать всевозможные ограничения в торговле, всемерно развивать просвещение, т. е. ввести преобразования по образцу европейских государств 92. Все эти мероприятия, предлагаемые Вуком, полностью совпадали с программой формирующейся оппозиции, на которую, несомненно, оказывали влияние внешние факторы: подъем революционного и либерального движения европейских народов, конституционные формы правления пере-довых государств.
Милош Обренович должен был в какой-то мере учитывать требования недовольных, советы Караджича. Он стремился придать своей государственной деятельности вид законности и легальности, но условия о создании Совета, фиксированного в хатти-шерифе 1830 г., выполнять не собирался, рассчитывая ограничиться созданием органа из народных представителей с ограниченными административными правами.
Все же некоторые преобразования осуществлялись. В 1834 г. на скупщине в Крагуеваце было провозглашено свободное и неприкосновенное владение землей. В том же году основано пять попе-чительств-—правосудия и просвещения, внутренних дел, военных дел, финансов, иностранных дел. Но сфера их деятельности была очень ограниченной и сводилась к выполнению распоряжений князя. Такого рода преобразования ничего не меняли в структуре верховной власти. Дальнейшей централизации управления содействовало разделение территории Сербии на пять сердарств, состоящих из нескольких нахий, переименованных теперь в округа. «Великие сердары» должны были следить за порядком, правосудием и руководить всеми делами в своих округах. Была увеличена «гвардия» — вооруженная охрана князя, создан некоторый род постоянного кадрового войска, а все взрослые мужчины обязывались иметь полное вооружение. Заметные сдвиги в первой половине 30-х годов произошли в области развития просвещения, культуры, здравоохранения. Было открыто немало школ, в том числе на вновь присоединенных территориях, а в 1831 г. куплена типография в Петербурге, что позволило с 1834 г. издавать официальную газету («Новине српске»), печатать книги и церковную литературу93. Все это "способствовало национальной консолидации сербского народа.
Благоприятный политический статус Сербского княжества, его общественно-экономический и культурный прогресс, в особенности закрепление за крестьянами земельных владений — все это оказывало большое моральное воздействие на население соседних с княжеством земель, находившихся под турецкой властью и в первую очередь на сербов, герцеговинцев, босняков. Они ждали от князя Милоша, заявлявшего себя сторонником создания на месте Османской империи самостоятельных национальных государств, помощи в освобождении или улучшении своего положения 94.
Но в самой Сербии недовольство существующим режимом н не прекращалось. В 1835 г. оно вылилось в массовое восстание, охва- тившее Крагуевацкий, Ягодинский и Чуприйский округа, в котором участвовало около 5 тыс. человек. Вождями и идеологами этой так называемой Милетиной буны являлись влиятельные старейшины: Чилета Радойкович — «великий сердар» расинский, Милисав Здравзкович Ресавац, Стоян Симич, Аврам Петрониевич, Ранко Майсторович. Причастны к восставшим были княгиня Любица и 1:фре:м Обренович. Участвовавшие в Милетиной буне крестьяне, горго: вцы, старейшины отстаивали собственные интересы и требования. Ю целом же они совпадали, так как были направлены на лик-зидащию остатков феодальных порядков, закрепление буржуазных принщипов в государственном устройстве Сербского княжества95. М.иле;тина буна закончилась победой без вооруженной борьбы, ибо напуганный князь Милош удовлетворил все требования восставших, созвал скупщину в Крагуеваце, на которой 2 февраля 1835 г. без какого-либо обсуждения был принят Сретенский устав.
Текст этой первой сербской конституции был составлен наспех секретарем князя журналистом Д. Давидовичем, заимствовавшим некоигорые положения из Кодекса Наполеона, из конституционных актода западноевропейских буржуазных государств. Но при всех недостатках и наличии противоречивых положений Сретенский устав имел демократический характер, отражал насущные потребности страгны. Он гарантировал всем гражданам равенство перед законом и прзаво занимать государственные должности, неприкосновенность личнврсти и имущества, полные собственнические права на обраба-тыва.емую землю и свободное пользование лесами и пастбищами. Верхховная законодательная и исполнительная власть принадлежала к::нязю и Государственному совету. Широкие права предоставлялись скупщине, которая должна была утверждать государственный (бюджет и распределять налоги, могла делать князю и Совету предоставления, требовать издания каких-либо законов и постановленной. Предусматривалось также создание трехстепенных судов, незаввисимых от высших органов исполнительной власти. Определение ««достоинства и пространства» Сербии, ее герба и флага как бы подчеркивало политическую самостоятельность княжества, его слабую I связь с Османской империей96. На скупщине был объявлен состав Совета и правительства: 16 советников и попечителей (министров) — иностранных дел, внутренних дел, военных дел, финансов п на] родного просвещения.
А^Лилетина буна, а затем провозглашение Сретенского устава пызваали большое недовольство и опасения в Константинополе, Петербурге и Вене. После революции 1830 г. во Франции и польского' носсттания 1830—1831 гг. для правительств России и Австрии распространение революционных идей стало страшным пугалом. От этой: «заразы» они стремились спасти хотя бы свои государства и странны, находившиеся в сфере их политических, интересов, в том нислпе балканские земли.
ГЛетербургский двор в это время выступал не только против всехх движений, которые можно было заподозрить в революционных тендденцкях, но и против «нарушений законного порядка», которые ослабляли и подрывали изнутри Османскую империю. Внимательно наблюдал за происходившими в Сербии событиями и венский двор, опасавшийся, что провозглашение конституционной формы правления в княжестве окажет влияние на население югославянских земель, находившихся в составе Австрии. Однако Вена не рисковала предпринимать самостоятельные политические акции в сербских делах, она следовала в фарватере русской политики, которая вполне соответствовала австрийским интересам. Конечно, и Порту крайне раздражало провозглашение в. Сербии конституционного акта без всякого согласования с Константинополем, но она также предпочитала предоставить действовать России. Такая расстановка сил определила ход борьбы вокруг конституционной проблемы в СерХ бии.
Узнав о принятии скупщиной в Крагуеваце конституции, российский посланник в Константинополе, а затем и министерство иностранных дел расценили этот акт как «подражание представительным хартиям, порожденным победой революционных идей в некоторых из европейских стран», не соответствующее обязанностям •сербов в отношении Порты, условиям, на которых Россия обеспечила автономные права сербов ".
Милош Обренович, учтя негативное отношение России и Турции к Сретенскому уставу, мало соответствующему интересам самого князя, с готовностью его отменил. Но напряженное положение в стране не позволяло вовсе отказаться от подготовки конституции. Поэтому был составлен и отправлен в Константинополь А. П. Бу-теневу новый проект, в значительной части повторявший Сретенский устав, но неясно разграничивавший власть князя и Совета 98.
Между тем в Петербурге решили направить в Сербию со специальным поручением генерального консула в Молдове и Валахии П. И. Рикмана. Он должен был выяснить ситуацию в стране, предложить сербам либо полностью отказаться от идеи выработать какой-либо «регламент» и продолжать следовать в делах управления существующим обычаям, либо составить такой законодательный акт, который обобщал бы эти обычаи и традиции, ограничиваясь «реальными нуждами внутреннего управления», был 'бы выдержан в духе положений Аккерманской конвенции и Адрианопольского трактата. В нем не следовало «придавать Сербии видимость государства, пользующегося политической независимостью», имеющего представительную форму правления. Поэтому предлагалось не включать пункты Сретенского устава о положении и пространстве Сербии, о гербе и флаге, о сербской власти, о законодательстве и формах правления, о народной скупщине ".
Прибыв в Сербию, Рикман ознакомился с составленным сербами проектом устава и счел необходимым его переработать, согласовав исправления с князем Милошем. Этот вариант проекта, отправленный Рикманом в Петербург, в меньшей мере ограничивал власть князя, чем Сретенский устав, конкретно не формулировал положения о функциях Совета, о правах и собственности граждан. Вместе с тем в нем имелись некоторые демократические черты, сходные со Сретенским уставом. В частности, Рикман несмотря на предписание Нессельроде согласился включить в проект главу о> скупщине 10°.
Из содержания дипломатической переписки о сербском регламенте (термины «конституция», «устав» в ней никогда не употреблялись) можно заключить, что последний проект подвергся в Петербурге детальному изучению, но был отвергнут уже в последней инстанции. По мнению царя, он оказался недостаточно совершенным, чтобы получить санкцию России, что сделало бы русское правительство ответственным за все последствия, вытекавшие из его одобрения. А главное — утверждение такого регламента могло быть расценено как одобрение «развития так называемых либеральных идей в Сербии, заимствованных у государств, управляемых представительными учреждениями». В нем содержались статьи «политической значимости», которые «могли породить подозрение, что-эта провинция может намереваться постепенно ослабить связи, которые ее соединяют с Оттоманской империей». Упоминалось также о нежелательности торжественно провозглашать в одобренном Россией акте наследственные права Милоша Обреновича на сербский престол. Исходя из всех этих многообразных соображений министерство иностранных дел предписало свести сербский регламент «единственно к распоряжениям, касающимся административной части», с тем чтобы «положить границы злоупотреблениям» Милоша Обреновича, могущим породить серьезные беспорядки и быть использованными для распространения в Сербии революционных идей.
Бутеневу были сообщены основные положения («базис») такого-регламента ш. Он состоял из пяти пунктов: об административном совете, о внутреннем устройстве (локальных органах управления), финансах, юстиции, о религии и народном просвещении. Наибольшую важность имел пункт о финансах, в котором указывалось на необходимость фиксировать ежегодные доходы и расходы княжества; определить сумму налогов, «без всякого отягощения для плательщиков»; установить различия между собственностью общественной и личной; определить права собственности, не нарушая старых прав и обычаев; подтвердить самым точным образом запрещение отработочных повинностей в пользу чиновников; санкционировать принцип свободы торговли. Но пункт об административном совете был очень краток и предоставлял сербам самим определить разграничение законодательной и исполнительной власти между князем и Советом 102.
По заключению Н. Попова, «базис» защищал некоторые «выгоды народа» и не противоречил соответственным статьям Сретенского устава, но вводимые последним нововведения решительным образом устранялись, пресекалось расширение политических прав-Сербского княжества по сравнению с хатти-шерифами 1830—-1833 гг. Особенно «неосторожной ошибкой» было устранение народной скупщины, что противоречило историческим преданиям и обычаям сербского народа. Это, как пишет Попов, было следствием недальновидности русской политики — боязни народного участия в делах правления в какой бы то ни было стране 103. С таким заключением можно согласиться: реакционность всей внутренней и внешней политики правительства Николая I определяла характер его акций в вопросе о сербском уставе.
Все же введение «Положения о внутреннем управлении», огра
ниченного условиями, включенными в «базис», могло оказаться
полезным для урегулирования проблемы создания государствен
ного устройства Сербского княжества. Но Милош Обренович, край
не опасавшийся умаления своей власти за счет расширения участия
в управлении Совета, предпочел вовсе отказаться от дальнейшей
разработки устава. Это в свою очередь обострило обстановку \в
стране, побуждало старейшин-оппозиционеров искать поддержки
своих интересов у России. \
Вскоре правительство Николая I поплатилось за свою косность и реакционность, проявленную при подготовке сербской конституции: уже с начала 1837 г. права России как державы-покровительницы, пользующейся единоличным правом участвовать в решении сербских дел, были поставлены под угрозу открытым вмешательством английской дипломатии. Поводом к этому отчасти послужил вопрос о сербском уставе.
После «большого испуга» 1833 г.— появления российской эскадры на Босфоре и заключения между Россией и Османской империей Ункяр-Искелесийского договора — Великобритания предпринимала ' все меры, чтобы оттеснить Россию на Балканах, в Средиземноморье, на Ближнем Востоке 10\ В 1836 г. венский двор после упорных настояний добился согласия Порты на открытие австрийского консульства в Белграде. Этим прецедентом тут же воспользовался сент-джеймский кабинет, который весной 1837 г. послал в Сербию своего консула полковника Д. Л. Ходжеса, аккредитованного лично при князе Милоше.
Преследуя цели, враждебные интересам России, руководитель английской внешней политики лорд Пальмерстон намечал курс в отношении Сербии, который по существу имел сходство с позицией царского правительства в сербском вопросе: обе державы, каждая, исходя из собственных интересов, стремились к тому, чтобы Сербия оставалась в зависимости от Порты, чтобы в ней поддерживалось спокойствие, а с этой целью были осуществлены необходимые преобразования и созданы условия для экономического прогресса. Но практические действия английской дипломатии в 1837—1838 гг. значительно отличались от программы, намеченной Пальмерсто-ном 105.
В противовес Россиианглийская дипломатия решила поддерживать сербского князя в его борьбе за власть со старейшинами-оппозиционерами. Милош Обренович с готовностью принял предложение о помощи со стороны Великобритании. Он заявил Ходжесу о своем намерении отказаться от тесных политических контактов с Россией, а в будущем потрефовать гарантии сербской автономии со стороны всех великих держав вместо одностороннего покрови- тельства России. Английский консул, следуя указаниям своего шефа, постоянно убеждал Милоша не нарушать вассальных отношений с Портой, не стремиться к полной независимости княжества. Обязательство в этом смысле фактически было главным условием, при котором британская дипломатия соглашалась покровительствовать князю 106. Так страна с представительной системой правления, с конституционными традициями стала поддерживать претензии Милоша Обреновича на неограниченную монархическую власть, в то время как самодержавная Россия выступала сторонницей ограничения власти князя. Этот политический парадокс свидетельствовал, что Форин оффис меньше всего руководствовался либеральными принципами.
Нельзя считать убедительной и версию историка С. Павловича, утверждавшего в своей книге, что Ходжес как конституционалист и либерал по убеждениям пытался проводить в первые месяцы своего пребывания в Сербии «политику реформ», действуя в этом вопросе самостоятельно и даже скрывая свою деятельность от начальства 107.
В 1837—1838 гг. внутреннее положение Сербии определялось ростом оппозиции, объединявшей всех сторонников ограничения власти князя Милоша, положение которого значительно ослабло после перехода в лагерь его противников нескольких влиятельных старейшин — Ф. Вучича-Перишича, Ефрема Обреновича и др. Требования старейшин-оппозиционеров поддерживали австрийский консул А. Миханович и русская дипломатия в лице генерального консула в Дунайских княжествах П. И. Рикмана и назначенного в 1837 г. консулом в Орсову Г. В. Ващенко, который в феврале следующего года стал консулом в Белграде. Их сообщения о тревожном положении в Сербии, угрозе возникновения там восстания или беспорядков, а также неоднократные жалобы на незаконные действия Милоша и порочную систему его правления, поступавшие в Петербург от сербских старейшин, побудили правительство Николая I осенью 1837 г. направить в Сербию со специальной миссией князя В. Л. Долгорукого.
Его приезд побудил Милоша спешно обнародовать 16 октября 1837 г. указ о конституционных гарантиях. В нем торжественно объявлялись «основные правила, утверждающие благосостояние сербского народа»: 1). Неприкосновенность личности и собственности каждого серба: никто не может быть лишен своих прав, звания и имущества без надлежащего расследования и суда; 2). Свобода торговли, которая может производиться каждым без всякого притеснения; 3). Оставление прежнего денежного налога при отмене всех отработочных повинностей (кулука); работы на старейшин и чиновников должны производиться по найму и взаимному соглашению; 4) Управление правительственной кассой находится в ведении Совета. Объявлялось также, что всем будут^выданы документы на владение недвижимым имуществом (при наличии достаточных доказательств) и внесены в соответствующие описи 108.-
Содержание этого указа отражало давно назревшие требования оппозиции, выдвинутые уже в ходе Милетиной буны. В Сретенском уставе были провозглашены неприкосновенность личности и имущества, закреплялось неограниченное право собственности на землю, отменялся кулук, предусматривалась передача казны в ведение Государственного Совета. В проекте, направленном в Петербург после приезда Рикмана, эти постановления были дополнены условием о свободе торговли, предусматривавшем ликвидацию торговых монополий князя, а затем вошли в пять пунктов «базиса»,, на основании которого правительство Николая I предложило составить сербский устав осенью 1836 г. Приехав в Сербию, Долгору-' кий потребовал осуществить меры, указанные в «базисе», и князь Милош, демонстрируя готовность следовать советам державы-Покровительницы, издал указ от 16 октября. Так изображал дело Долгорукий 109, и его утверждения, при учете сходства названного указа с «базисом», представляются более убедительными, чем версия мемуариста Б. Куниберта о том, что английский консул Ход-жес являлся автором этого указа ио.
Таким образом, в Сербском княжестве были провозглашены неприкосновенность личности и собственности граждан в соответствии с нормами буржуазного права. Проведение их в жизнь соответствовало интересам сербского народа, но на практике этого не легка было добиться. Что касается старейшин, то они не были удовлетворены, ибо указ не предусматривал существенного ограничения власти князя и расширения участия в управлении Совета. Пока же функции последнего сводились к получению указов князя, без возможности высказать мнение об их содержании, «даже если они нарушали общественные интересы» 1И. Поэтому борьба за устав продолжалась с еще большим ожесточением. Теперь она проходила при активном вмешательстве не только России, но также Турции и Великобритании, а отчасти и Австрии.
По требованию России и под нажимом старейшин-оппозиционеров Милош создал комиссию для составления нового проекта устава. Подготовкой кодекса гражданского и уголовного права занимались приглашенные из Австрии юристы. Составлялся также проект устройства Совета. Но из-за противоположности мнений работа не продвигалась вперед. Борьба свелась к вопросу о правах и функциях Совета. Условие о несменяемости его членов стало важнейшим требованием оппозиции, удовлетворению которого упорно сопротивлялся князь Милош, ибо это означало существенное ограничение его власти.
Между тем Порта, ждавшая удобного случая для вмешательства в сербские дела, решила воспользоваться обострившейся борьбой вокруг проекта устава. Активность, проявляемая в этом вопросе английской дипломатией, создавала возможность для турецкого правительства выступить в роли арбитра. В апреле 1838 г. сербская депутация — А. Петрониевич, Я- Живанович, Я. Спасич, в составе которой были не только преданные князю лица, но и его скрытые противники (прежде всего А. Петрониевич) отправилась в Стамбул. Там решение вопроса об уставе на несколько месяцев превратилось в предмет ожесточенной борьбы между русской и английской дипломатией.
Осенью 1838 г. российская миссия стала настаивать на том, чтобы Порта безотлагательно решила вопрос о сербском регламенте, ибо опасалась, что дальнейшее промедление может оказаться к выгоде Великобритании. К тому же из Сербии приходили тревожные вести об угрозе восстания против власти Милоша, чего правительство Николая I чрезвычайно опасалось. Основываясь на инструкциях Нессельроде, Бутенев устранился от непосредственного участия в подготовке сербского устава на базе проекта, представленного сербскими депутатами, но заявил о своем праве «одобрить распоряжения Порты» или представить свои замечания. Он настаивал, чтобы английская миссия не участвовала в разрешении сербской проблемы 112.
•По описанию Бутенева, при обсуждении вопроса о сербском регламенте на специальной конференции Порта при предварительной поддержке английского посла потребовала предоставления в распоряжение турецких гарнизонов «пояса земли» вокруг занимаемых ими крепостей. Но посланник категорически отказался дать на это согласие. Характерно, что требование русской стороны внести пункт о несменяемости советников не вызвал возражений реис-эфенди: ограничение власти князя могло в будущем создать выгодные условия для усиления вмешательства самого турецкого правительства во внутренние дела сербов. Поэтому заступничество за интересы князя английской дипломатии не имело успеха.
10(22) декабря 1838 г. Махмуд II подписал Устав Сербии, который был отправлен в виде хатти-шерифа белградскому визирю Юсуфу-паше, а его копия —Милошу Обреновичу. В феврале следующего года этот акт был зачитан в Белграде и за ним закрепилось название Турецкий устав, которое характеризовало не только форму, но и содержание этого конституционного закона, до некоторой степени ограничивающего внутреннюю автономию Сербии.
Устав 1838 г. существенно менял соотношение власти князя и Совета. Формально высшая исполнительная власть принадлежала только князю. Он назначал чиновников, приводил в исполнение установленные законы, командовал войсками, ведал распределением и сбором налогов. Ему принадлежало право назначать членов и председателя Совета, министров-попечителей, участвовать в выборе митрополита и епископов. Но, согласно Уставу, никакое распоряжение не могло быть принято и никакой налог не мог быть собран без предварительного одобрения и принятия Советом, что сильно ограничивало законодательную власть князя, которая фактически принадлежала Совету. Последний рассматривал и решал вопросы, касающиеся законов и учреждений страны, правосудия, налогов, а также имел функции исполнительной власти: назначал жалованье и награды чиновникам, определял обязанности попечителей. Дважды в год Совет получал отчет о деятельности попечителей и ее контролировал; он ведал доходами и расходами государства. Семнадцать советников во главе с председателем могли быть отрешены от должности только по судебному решению и с согласия Порты, что делало их независимыми от князя из. Таким образом, власть князя ограничивалась, но не народным представительным органом, каковым могла стать скупщина, а Советом как олигархическим органом, состоящим из богатых и влиятельных старейшин 114.
Конституция 1838 г. включала ряд статей, входивших в Сретенский устав и в последующие проекты,, в указ от 16 октября 1837 г., которые имели большое значение для утверждения буржуазных принципов внутреннего устройства и права Сербского княжества. Провозглашалось равенство всех сербов перед законом, неприкосновенность личности и собственности, отменялся кулук, устанавливался трехстепенный суд, независимый от административной власти, провозглашалась свобода торговли. Устав, подтвержденный Турцией и Россией, уничтожал самовластную систему правления Милоша Обреновича, проводимую им в течение многих лет. Однако, как отмечал еще Н. Попов, создав условия для правительственной деятельности Совета, он не ставил никаких преград замыслам советников, не предусматривал возможности нарушения народных прав и даже политическихлграв страны высшими чиновниками. Это было следствием того, что Суставе не было упоминания о народной скупщине115. С таким заключением можно было бы согласиться, если не учитывать, что скупщины, созывавшиеся князем Милошем по своему усмотрению, и состоявшие в большинстве своем из узкого круга назначенных членов, были далеки как от издавна существовавшего в сербских землях демократического патриархального института, так и от представительного органа, присущего парламентарным буржуазным государствам. Чтобы прийти к буржуазному парламентаризму, Сербии предстояло пережить длительный период господства олигархической системы правления.