Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — единая централи­зованная система органов, осуществляющих надзор за испол­нением действующих на территории РФ законов. Реальная связь законов и международных договоров как составных частей рос­сийской правовой системы обусловливает значение для проку­ратуры и международно-правового регулирования. Эта связь в особой мере проявляется при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также в процессе уголовного преследования и координации деятельности правоохранитель­ных органов по борьбе с преступностью.

Не случайно в федеральном законе "О прокуратуре Рос­сийской Федерации" от 17 ноября 1995 года к правовым осно­вам деятельности прокуратуры отнесены не только Конститу­ция РФ и федеральные законы, но и международные догово­ры РФ (ст. 3). Более того слова "свято соблюдать... международ­ные обязательства Российской Федерации" включены в текст присяги прокурора (следователя) (ст. 40).

В структуре Генеральной прокуратуры имеется междуна­родно-правовое управление, включающее отделы договорно-правовой, протокольной и экстрадиции (т. е. выдачи).

Важные функции Генеральной прокуратуры РФ заключа­ются в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к оказанию правовой помощи по уголовным делам, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления. При этом Генераль­ная прокуратура, как и прокуратуры других государств, руко­водствуется действующим законодательством своего государ­ства и международными соглашениями, прежде всего догово­рами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголов­ным делам. И хотя договоры не предписывают данные функции непосредственно органам прокуратуры, а предполагают испол­нение всех норм "учреждениями юстиции", под которыми по­нимаются суды, прокуратуры, нотариальные конторы и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, на практике Генеральная прокура­тура РФ в значительном объеме осуществляет соответствую­щие действия, в том числе принимает постановления о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД с запросом о задержании и этапировании, сообщает запрашивающей сторо­не необходимую информацию.

До настоящего времени Генеральная прокуратура РФ не располагает формализованными документами по выдаче, но вместе с тем у нее накопился достаточный опыт в подготовке соответствующих документов. Например, в постановлении о выдаче запрашиваемого лица указывается гражданство лица, излагается суть совершенного им деяния, отмечается соответ­ствие запроса нормам договора о правовой помощи.

Как правило, строго учитывается гражданство лица, обви­няемого в совершении преступления, поскольку согласно п. 1 ст. 57 Конвенции СНГ и аналогичным нормам двусторонних до­говоров выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государст­ва. При этом учитывается юридическая возможность осуществления на основании ст. 72 и 73 Конвенции СНГ и аналогичных норм двусторонних договоров уголовного преследования запра­шиваемым государством собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства.

В Республике Башкортостан было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, в отношении гражданина Литовской Республики, про­ведено предварительное следствие. Ввиду нахождения обвиняе­мого на территории Литвы прокуратура Республики Башкор­тостан, отметив, что в соответствии с п. 1 ст. 62 Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, се­мейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Литовской Республикой гражданин последней не может быть выдан для привлечения к уголовной ответственности на терри­тории России, обратилась через Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством (со ссылкой на ст. 59 и 60 указанного Договора) о направлении уголовного дела для окончания предварительно­го следствия в Литовскую Республику.

В отдельных случаях, исходя из этих юридических факто­ров, ходатайства о выдаче не удовлетворяются. Так, один из отрицательных ответов обусловлен тем, что деяние, в связи с которым получено ходатайство о выдаче, будучи преступлени­ем по Уголовному кодексу Республики Узбекистан (нарушение правил административного надзора), не квалифицируется как уголовно наказуемое в законодательстве РФ; при этом дана ссыл­ка на ст. 56 и 57 Конвенции о правовой помощи от 22 января 1993 г.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О прокуратуре Рос­сийской Федерации", которая имеет заголовок "Международ­ное сотрудничество", Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответст­вующими органами других государств и международными ор­ганизациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участ­вует в разработке международных договоров РФ.

Заключенные с прокуратурами ряда государств (Монголии, Армении, Грузии, Украины, Туркменистана и др.) двусторон­ние соглашения затрагивают вопросы правовой помощи и со­трудничества. Аналогичные объекты регулирования имеет че­тырехстороннее соглашение между прокуратурами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации. В перечне аспектов сотрудничества: возбуждение уголовных дел и расследование преступлений; выполнение отдельных процессуаль­ных действий; выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений; содействие в розыске и выдаче лиц, совершивших преступления; пересылка материалов; пре­доставление друг другу сведений о возбуждении уголовного дела и о вступившем в законную силу приговоре, вынесенном в от­ношении граждан соответствующей стороны; присутствие ра­ботников органов прокуратуры при производстве следственных действий, выполняемых запрашиваемой стороной по поруче­нию запрашивающей стороны, и т. д. Помощь не оказывается, если это противоречит законодательству запрашиваемой сто­роны. При исполнении ходатайств запрашиваемая прокурату­ра руководствуется законодательством своего государства.

Особо отметим Соглашение о сотрудничестве между Гене­ральной прокуратурой РФ и Верховной народной прокурату­рой КНР, подписанное 29 марта 1997 г. Предусмотрены такие действия, как направление представителей друг другу для не­посредственного предоставления информации и дополнитель­ных сведений, касающихся расследуемых дел; обмен опытом прокурорской деятельности; обмен информацией о действую­щем законодательстве и правоприменительной практике, про­ведение совместных научных исследований.

В практике Генеральной прокуратуры применяются при­казы Генерального прокурора РФ об объявлении соглашений о правовом сотрудничестве, предписывающие начальникам управ­лений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъ­ектов РФ, военным и транспортным прокурорам проводить ра­боту по выполнению ходатайств о правовой помощи в соответ­ствии с принятыми документами. При этом указывается, что стороны при выполнении действий в рамках правовой помощи сносятся друг с другом только через центральные органы, что отражает правила двусторонних договоров о правовой помощи.

Можно высказать предположение об определенной децен­трализации этого порядка во взаимоотношениях прокуратур, как и других учреждений юстиции, государств СНГ, поскольку Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., подписанный 28 марта 1997 г., допускает сношения учреждений юстиции договаривающихся сторон через территориальные и другие органы.

Соглашение с Монголией (ст. 4) и Соглашение с КНР (ст. 9) предусматривают непосредственное сотрудничество между ор­ганами прокуратуры приграничных регионов соответствующих стран. Во исполнение Соглашения с КНР 15 октября 1997 г. в Хабаровске был подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Данный правовой документ предписывает прокурорам приграничных регионов РФ и КНР в пределах своей компетенции развивать непосредственное со­трудничество в вопросах борьбы с преступностью, раскрытия, расследования и пресечения преступлений и других правона­рушений, розыска и задержания преступников, скрывающихся на их территориях, а также по другим направлениям проку­рорской деятельности, придерживаясь принципов взаимного ува­жения, строгого соблюдения закона, повышения эффективно­сти сотрудничества и последовательного продвижения вперед, в соответствии с законами обеих стран, укреплять законность и правопорядок в регионах, предоставлять гражданам обеих стран эффективную правовую защиту.

В рамках СНГ проводятся координационные совещания Генеральных прокуроров государств — членов Содружества.

Наши рекомендации