Глава 1. Связи с общественностью в укреплении доверительных отношений между органами внутренних дел и населением: теоретическая часть

Введение

Актуальность.Одним из важнейших факторов, определяющим характер не только межличностных, но и в целом всех социальных отношений является доверие. Так что же такое доверие? Доверие – положительное отношение к объекту или субъекту, основанное на уверенности в его надежности, достоверности или, соответственно, честности, добросовестности.[1].

В книге Фрэнсиса Фукуяма «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» доверие понимается, как готовность следовать правилам «игры», принятым в обществе, например как отдавать долги, выполнять должностные обязанности, следовать принятым обычаям.[2]

В конструировании доверительных отношений государства и общества одну из главных ролей играет доверие, создаваемое между представителями органов внутренних дел и населением. В свою очередь полноценное существование и развитие государства возможно только при наличии работающей системы коммуникаций между всеми структурами общества. И роль связей с общественностью здесь трудно переоценить, ведь именно они влияют на то, как будут выстроены коммуникации, и какая информация будет распространяться в обществе.

Также следует понимать и профессиональную этику связей с общественностью. Несмотря на то, что для многих организаций службы по связям с общественностью это новые образования, однако уже сложились своеобразные этические нормы функционирования данных подразделений. Как правило, специалисты по связям с общественностью опираются на положение многочисленных этических кодексов: Афинский кодекс[3], Лиссабонский кодекс[4], Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью[5]. Также при написании данной работы необходимо учитывать «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»[6].

Более двух веков полиция стоит на страже закона, интересов гражданина и общества. Однако буквально в последние два десятилетия доверие населения к их представителям резко снизилось. А отсутствие доверительного отношения со стороны населения приводит к снижению доверия к государству в целом, снижает уровень социального и эмоционального благополучия населения, а также значительно усложняет работу сотрудников органов внутренних дел. А общество, в котором граждане и власть не могут найти взаимопонимание друг с другом нельзя назвать гражданским обществом. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос, которому посвящена данная работа - вопрос создания и укрепления доверительных отношений между органами внутренних дел и населением.

Степень изученности темы.

Использованную литературу при написании данной работы можно разделить на 2 группы:

1. Современные работы, раскрывающие специфику связей с общественностью в правоохранительных органах.Со второй половины 70 –х годов прошлого столетия проблемы организации отношений органов внутренних дел с различными группами общественности начинают привлекать внимание таких авторов как В.А. Ледащева[7], В.Г. Кутушева[8] и др. Взаимодействие рассматривалось как необходимость привлечение общественности для решения ряда задач, стоящих перед органами внутренних дел, например, такие как профилактика правонарушений и преступлений, охрана общественного порядка и так далее.

С начала 90-х годов XX века резко снизилось доверительное отношение к правоохранительным органам со стороны населения. Проблема изучения общественного мнения и использования полученных данных в органах внутренних дел прорабатывалась Г.Кертманом[9]. В советском обществе в течение десятков лет правоохранительные органы играли роль одного из элементов репрессивной системы социального контроля, обеспечивающей стабильность и легитимность существовавшего режима. Грязнова О.С. в своей работе «Отношение жителей России к правоохранительным органам: обзор исследований последних лет»[10] проанализировала данные общественного мнения населения к правоохранительным органам.

Для исправления ситуации необходимо проводить широкомасштабные информационные кампании по пропаганде правоохранительной деятельности, содействия органам внутренних дел и активного участия общественности в обеспечении правопорядка. Чтобы граждане увидели в сотрудниках МВД защитников интересов общества и государства. И как итог - возрос уровень доверия населения к полиции.

При написании работы были проанализированы рекомендации по организации эффективной работы территориальных пресс-служб.[11] В своем труде «Органы внутренних дел и средств массовой информации: от общественности к оптимальному взаимодействию» Ю. Ю. Комлев изучил переходный период органов внутренних дел, когда милиция не могла обеспечить безопасность законными средствами общественную безопасность и охрану прав личности, что находило отражение в средствах массовой информации.[12] Т.А. Бондаренко[13] С.С. Пылев[14], К.А. Крашенников[15] занимались формированием имиджа милиционеров. Однако исследования проводились в основном в рамках теории управления, юриспруденции, социальной психологии и были посвящены отдельным вопросам организации конкретных направлений связей с общественностью, что позволяло сформировать о связях с общественностью в правоохранительных органах лишь частичное представление.

Решение этой проблемы было предпринято только в начале 2000 годов. Связи с общественностью в правоохранительных органах изучали такие авторы как С.А. Воронцов[16]. В своей работе «Правоохранительные органы РФ: История и современность» он охватил период становления, развития и деятельности общей и политической полиции. Особое внимание уделяется исследованию периодов массовых репрессий и роли в них правоохранительных органов. Формированию целостного теоретического построения, отражающего всю многогранную сущность связей с общественностью органов внутренних дел, посвящены исследования А.А. Благоразумного и В.Б.Коробова[17].

Ю. Случаевская в своей работе «Зарубежный опыт партнерских отношений полиции и граждан» в популярно-правовом альманахе «Профессионал» написала, что опыт взаимодействия полиции и граждан в зарубежных странах может быть использован российскими правоохранительными органами. [18] Карина Тертерян, старший референт отдела Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России в своей работе «Принцип открытости и публичности в деятельности российской полиции» написала, что партнерские взаимоотношения ОВД со СМИ и другими институтами гражданского общества создают доверительные отношения. [19] Также продолжается динамичное изучение общественного мнения, подполковник полиции Раиль Янбухтин в своей работе «Общественное мнение как один из критериев оценки работы полиции» написал, что мнение выступает индикатором удовлетворенности людей различными аспектами деятельности полиции, отношения населения к стилю работы сотрудников. [20]

2. Литература по связям с общественностью посвященная изучению построения доверительных отношений.

Для написания концепции PR-проекта была изучена книга А.В. Шумовича, в ней подробно описаны технологии организации деловых мероприятий.[21] В работе О.Н. Савиновой анализируются методологические принципы, содержание и технологии деятельности служб по связям с общественностью в органах власти. [22] Тучков С.М. в своей работе Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях рассказал об отличиях связей с общественностью в политике от технологий связей с общественностью в экономической или социальной сфере.[23]

Русаков А.Ю [24],Чумиков А.Н., Бочаров М.П.[25] рассмотрели работу пресс-службы в структуре связей с общественностью. Ирина Комадорова в своей работе «Общественное мнение как коммуникативный инструмент в государственном управлении»[26] считает, деятельность и взаимодействие пресс-служб играют важную роль в информационной политике. Без этого взаимодействия нельзя рассчитывать на достижение высокого качества жизни как в отдельно взятом регионе, так и в стране в целом.

Были изучены работы, посвященные доверию в гражданском обществе таких авторов как С. Вершинин[27], В.Н. Лукин,[28] Ф.Фукуяма[29].

На основании изученной литературы мы можем сделать вывод о том, что в последние несколько лет данная тематика набирала популярность. Проведены различные статистические исследования, которые характеризуют масштабы проблемы отсутствия доверия, однако, несмотря на всю актуальность рассматриваемой темы, теоретическая разработка проблематики установления доверительных отношений между сотрудниками органов внутренних дел и населением находится на начальном этапе. Потенциал связей с общественностью также реализуется недостаточно.

Все это свидетельствует о необходимости дальнейшей теоретической и методологической разработки данной темы. Необходимо сформировать целостную концепцию формирования доверительных отношений, которая содержала бы в себе разработанные практические шаги по изменению отношения населения к представителям власти, и в частности, сотрудникам ОВД.

Объект исследования:связи с общественностью в органах внутренних дел.

Предмет исследования: – связи с общественностью в построении доверительных отношений между органами внутренних дел и населением.

Цель дипломной работы: рассмотреть возможности связей с общественностью в построении доверительных отношений

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Показать особенности связей с общественностью в органах внутренних дел.

· Рассмотреть средства связей с общественностью в создании доверительных отношений между органами внутренних дел и населением;

· Рассмотреть специальные мероприятия как важныйинструмент связей с общественностьюв построении доверительных отношений между органами внутренних дел и населением.

Правовая база дипломной работы. При написании дипломной работы большое внимание было уделено нормативно-правовым документам, в частности:

Конституция РФ - основной закон нашей страны, который обладает высшей юридической силой среди нормативно-правовых актов. Именно он регулирует организации правоохранительных органов. Систематический анализ статей основного закона позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность правоохранительных органов находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах. [30]

· Гражданский Кодекс РФ[31];

· Уголовной Кодекс РФ[32]

Федеральный закон "О Полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) - в этом законе точно прописаны статьи, в которых говорится о деятельности полиции. На место основополагающих начал поставлены принципы законности, гуманизма, социальной справедливости, «политического нейтралитета», беспристрастности и уважения и соблюдение прав человека и гражданина. В этом законе прописано конкретное юридическое содержание. В полном согласии с международно-правовыми нормами Закон устанавливает, в частности, что полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и должностного положения, а также других обстоятельств. Сотрудники полиции обязаны подчиняться только закону. [33]

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» (последнее изменение от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ) – в этом законе определены основные отношения СМИ с гражданами и организациями. Для сотрудников пресс-службы ОВД необходимо помнить, что нельзя злоупотреблять средствами массовой информации: «Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений…. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан…»[34]

Статьи 56, 59, 62 регулируют вопрос об ответственности и возмещении морального вреда в случае злоупотреблением средства массовой информации: «Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред…а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.» [35].

Как выяснили, что одна из обязанности референта это организация пресс-конференций и брифингов. Поэтому ему необходимо знать содержание статьи 48 «Аккредитация». В ней прописаны спорные вопросы, когда сотрудники пресс-службы обязаны аккредитовать журналиста, а когда вправе лишить его аккредитации.[36]

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (последнее изменение от 5 апреля 2013 г.) - Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений, возникающих при охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.[37] В п. 3 ч. 4. ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» согласно которому «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Сотрудники ОМОНа , подразделений МВД, спецназ – являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации даже если он не представитель СМИ.

В Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» также есть статья, в которой прописаны основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, открытость и доступность информации, достоверность информации, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.[38] Также этот вопрос урегулирован в п.1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» - «Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну».

· Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (последнее изменение от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)[39]

· Указ Президента РФ от 01.12.2012 № 1589 "Об освобождении от должности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации";

· Приказ МВД РФ от 1 января 2009 г. N 1 "Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы";

Методы исследования.При написании дипломной работы использовались теоретические методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение. Такой метод исследования как анализ использовался при изучении проблемы. Мы постарались разложить проблему по укреплению доверительных отношений между ОВД и населением на отдельные единицы и изучить их. Были использованы такие анализы как конкретно-социологический и статистический.

Эмпирическую базу работы составили: 1. Результаты исследований различных исследовательских организаций по вопросам оценки деятельности органов внутренних дел РФ, связанным с проблематикой настоящей работы;

2. Данные социологического опроса общественного мнения по оценке уровня доверия населения к органам внутренних дел республики, проведенный информационным агентством «Татар-информ» совместнос Министерством внутренних дел РТ в декабре 2011 – январе 2012гг.

3. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, проведенного ФОМ в 2012 году по заказу МВД России.

Во время исследования использовался такой метод как сравнения. Мы рассмотрели зарубежный опыт партнёрских отношений граждан с полицией и опыт партнерских отношений в России, и пришли к определённым выводам.

Практическая значимость работы заключается в том, что оценка существующего уровня доверия, а также проведенное рассмотрение используемых для создания доверительных отношений инструментов позволяет нам в дальнейшем разработать практические рекомендации по улучшению текущей ситуации.

Структура работы.Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Общий объем работы 74 стр. Дипломная работа содержит приложения. Библиографический список включает 64 источника.

В первой главе представлены теоретические обоснования будущих разработок, такие как, особенности связей с общественностью в органах внутренних дел, а также инструменты, при помощи которых есть возможность укрепить доверительные отношения между органами внутренних дел и населением.

Вторая глава дипломной работы носит практический характер. В ней представлен глубокий анализ изучаемой проблемы: выявляются позитивные и негативные тенденции развития и причины их обусловливающие, намечает пути воздействия на них.

Глава 1. Связи с общественностью в укреплении доверительных отношений между органами внутренних дел и населением: теоретическая часть

Наши рекомендации