Международный женский 4 страница
Захарова Н. К., Посадская А. И. Женский вопрос и социальная политика // Семья и семейная политика. М., 1991.
Захарова Н. К., Посадская А. И., Римашевская Н. М. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. N 4.
Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа тендерного уклада // Социологические исследования. 2000. N11.
Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.
© О. А. Хасбулатова
ПАТРИАРХАТ.Общее значение этого понятия - господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти
мужчин над женщинами (Гидденс. С. 699). У специалистов нет ни единого мнения, ни сколько-нибудь точных данных о характере тендерного взаимодействия в самом далеком прошлом. Одни из них считают, что времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - были гендерно нейтральными, другие говорят, что на заре истории царил матриархат. Но самые строгие исследователи доказывают, что история человечества изначально складывалась как история мужского доминирования, иерархически выстроенных мужского и женского статусов. Данную точку зрения разделяет, например, Э. Гидденс. Он утверждает: "Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины" (Гидденс. С. 164). По его мнению, всеобщая распространенность патриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что частые роды и хлопоты по уходу за детьми делают женщин зависимыми от мужчин, в том числе и в материальном отношении. Схожую точку зрения развивает канадская исследовательница О'Брайен. Она доказывает, что идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства - в интересах роДа. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчиняются его предписаниям.
Ни одна из вышеприведенных точек зрения на характер тендерных отношений в доисторическую эпоху не получила окончательного признания. Очевидно другое: с началом так называемого исторического времени - примерно 7-5 тысяч лет тому назад, в момент, когда возникает тот тип общественной организации, который социологи
определяют как традиционное общество, патриархат является узаконенной системой отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине - дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он - субъект властных отношений. Она - объект его власти. Как справедливо отмечает Р. Айслер, выстроенные таким образом тендерные отношения - самые фундаментальные из всех человеческих отношений, их матрица "глубочайшим образом воздействуют на все наши институты, ... на направление культурной эволюции" (Айслер. С. 25).
Авторитет мужской силы, право силы, утвердившееся в тендерных отношениях, превращается в основание всех известных человечеству авторитарных режимов - власти вождей рода, "отцов" народов, монархов, диктаторов. И пока гендерное неравенство сохраняется, существует и потенциальная возможность существования власти авторитарного типа.
Такая авторитарная власть опирается не только на аппарат физического принуждения и грубого насилия. Это и методы культурного воздействия, формирования стереотипов должного социального поведения; методы социализации, воспитания; идеологической обработки сознания с помощью языка, культурных образцов. Такие методы надежным образом оберегают власть имущих - в данном случае мужчин - от бунта подчиненных -женщин.
Самый типичный, на поверхности лежащий пример - нормы языка. Скажем, практически во всех европейских языках понятие "мужчина" равнозначно понятиям "муж" и "человек". Понятие "женщина" не является синонимом понятия "человек". Это значит, что он - полноценный представитель человеческого рода. А женщина - лицо социально не значимое, не включенное в
человеческое общество. Таким образом, нормы языка фиксируют патриархатную установку на мужскую власть.
Перемены в этой системе отношений начинаются на заре так называемого Нового времени. По мнению французского социального психолога Ж. Менделя, к XVI веку в Западной Европе возникает совершенно новый тип человека - человека, отделившегося от рода, от своего сообщества, возникает индивид, с собственным самосознанием, с тоской, любовью и одиночеством (Mendel. Р. 99). Это - знак кризиса традиционной структуры тендерных отношений, выстроенной исходя из интересов родовых сил. Французский философ Симона де Бовуар отметит в этой связи: "Чем сильнее индивидуализируется особь мужского пола, чем выше потребность мужчины в такой индивидуализации, тем скорее он будет признавать и за своей подругой право на индивидуальность и свободу" (De Beauvoir S. С. 274). Симона де Бовуар связывала общий процесс индивидуализации человека, обретения им своей личной судьбы с его эмансипацией от груза патриархатных обычаев и традиций. Эмансипация - это автономное действие субъекта, направленное на его собственное освобождение.
Эмансипация сопровождается, по определению выдающегося социолога Макса Цебера, "расколдовыванием", рационализацией картины мира. Обязательной частью такой рационализации является "очеловечивание" - содержательное изменение отношений между мужчиной и женщиной, которые постепенно превращаются из отношений господства/подчинения в отношения взаимной ответственности или "сознающей свою ответственность любви" (Вебер. С. 328-334). И выстраиваются уже не по принципу взаимодополняемости, а по принципу взаимозаменяемости. Эти процессы, в конечном счете, привели к вызреванию в западноевропейском обществе новых демократических ценностей, пронизанных идеей прав человека, включая права женщин (см. Права человека женщин).
Patriarchy (англ.)
П
Литература:
Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо
жизни, 1993.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал
УРСС, 1999. 704 с.
De Beauvoir S. Deuxieme sexe. P., 1949.
Femme et contre-pouvoir. Quebec, 1987. P. 192.
Mendel G. On est toujours l'enfant de son sciecle. Le
XX sciecle: un regard psychopolitique. P., 1986.
©С. Г. Айвазова
ПАТРИАРХАТНЫЙ ТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН- это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. При этом "естественным" предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и "кормильца" семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Профессор социологии Берлинской школы экономики Б. Пфау-Эффингер называет такую модель общества "традиционной моделью мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки". В отечественной феминистской мысли данный тип тендерной иерархии определен как контракт "домохозяйки" для женщины и "кормильца"-спонсора жизни для мужчины.
Характерными чертами патриархатной "женской" политики являются:
* отстранение/ограничение участия жен
щин в профессиональной деятельности;
* отстранение/ограничение доступа жен
щин к высшему образованию;
* ориентация женского образования на
подготовку женщин к выполнению функ
ций матери и хозяйки дома;
* отстранение женщин от участия в
политической жизни, ограничение их
доступа на уровень принятия государ
ственных решений;
* пропаганда идеала неэмансипирован
ной, зависимой женщины.
Данный тип государственной политики характерен для периода "классического" капитализма первой половины XX века, когда публичная сфера была преимущественно сферой мужской занятости, частная сфера являлась прерогативой женщин.
Patriarchal state policy on women (англ.)
Литература:
Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М: ЗАО "Редакционно-издательский комплекс Русанова", 1998.
Воронина О. А. Женский вопрос // СССР: демографический диагноз. М., 1990. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М., 1991.
Захарова Н. К., Посадская А. И. Женский вопрос и социальная политика // Семья и семейная политика. М., 1991.
Захарова Н. К., Посадская А. И., Римашевская Н. М. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. N4.
Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа тендерного уклада // Социологические исследования. 2000. N 11.
Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. М., 2001.
О О. А. Хасбулатова
ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА,см. Гендерная система. Patrimonial gender system (англ.)
ПЕКИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ,см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин.
Beijing Declaration (англ.)
ПЕРВАЯ ВОЛНА ФЕМИНИЗМА,см.
Феминизм.
ПЕРВАЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИНбыла созвана в Мехико в 1975 году, объявленном Международным годом женщин с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин оставалась нерешенной проблемой во многих странах мира. Период 1976-1985 годы по
требованию конференции и при поддержке ООН был объявлен Десятилетием женщин ООН. Эти события положили начало всемирному диалогу с целью улучшения положения женщин.
Конференция в Мехико должна была привлечь внимание международного сообщества к необходимости разработки целей, эффективных стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин: полное гендерное равенство (см. Равенство полов) и ликвидация дискриминации по признаку пола (см. Дискриминация); вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе; увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.
Участники конференции приняли Всемирный план действий - документ, намечающий основные направления деятельности правительств и мирового сообщества на следующие десять лет по решению этих ключевых задач. Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание, планирование семьи.
Такой подход обозначил перемену в отношении к женщинам, начавшуюся в начале 70-х годов. Если раньше женщины воспринимались как пассивные получатели поддержки и помощи, то в этот период к ним стали относиться как к полноценным и равным партнерам наравне с мужчинами, с равным доступом к ресурсам и возможностям. Такая же перемена происходила и в подходе к процессу развития: от бытовавшего ранее мнения о том, что развитие служит прогрессу женщин - к новому пониманию того, что само развитие невозможно без полноправного участия женщин.
Участники конференции призвали правительства разработать национальные
стратегии и определить цели и приоритеты для обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. В дополнение к уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин и Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Женщинами также был организован параллельный Форум неправительственных организаций. Между собравшимися на Форуме женщинами возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии того времени. Так, женщины из стран социалистического блока проявили наибольшую заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет проблемам развития. Тем не менее, форум инициировал процесс, который впоследствии помог консолидировать женское движение, ставшее к концу Десятилетия женщин ООН подлинно интернациональным, а также помог НПО открыть пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки политики ООН.
First World Conference on Women (англ.)
Литература:
Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/ 4conf.htm>
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, см. Феминистская социальная работа.
ПЕРФОРМАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕНДЕРА возникла на волне двух важнейших тенденций в общественных науках -переориентации обществознания со структуры на деятельность, или дееспособность
(agency), и так называемого языкового поворота (linguistic turn) в философии, социологии, антропологии и проч., который означал переосмысление социальных процессов с точки зрения символических форм, в которые они облечены. Понятие перформатива {performative) было заимствовано феминистскими исследователями из философской концепции языка одного из наиболее влиятельных британских философов XX века - Джона Остина (John Austin). Первоначальное определение перформатива, которое было введено им в книге "Как действовать с помощью слов" ("How to do things with words", 1962), построено на противопоставлении двух типов высказываний: констативов - высказываний, которые выполняют только функцию описания, и перформативов (от англ. perform - исполнять, выполнять, делать, осуществлять) - высказываний, произнесение которых "является осуществлением действия" (Остин. С. 27). Например, перформативным является высказывание: «Я называю корабль "Королева Елизавета"».
Важным отличительным признаком перформативов является отсутствие у них истинностного значения, то есть они не являются ни истинными, ни ложными. Именно это свойство перформативов, а также их эквивалентность действию, подчиненному правилу, послужили основой их использования в теории гендерной идентичности в пионерских работах Джудит Батлер и Евы Кософски-Седжвик. В настоящее время понятие перформативностъ используется не только при анализе гендерной идентичности, но и при изучении других аспектов идентичности - расы, этничности, классовой принадлежности и проч.
Согласно перформативной теории гендерной идентичности, не существует истинной природы женщины или истинной природы мужчины, вытекающих из их телесных особенностей. Тендер является результатом, или следствием многократных перформативных действий {performative acts), осуществленных в определенном культурном контексте, а видимость его
естественности создается этим многократным повторением.
Важным аспектом перформативной теории является стремление объяснить, как происходит изменение идентичности. "Парадоксальным образом, - пишет Джудит Батлер, - переосмысление идентичности как следствия (effect), то есть как произведенного или порожденного открывает возможности "действий" (agency), которые незаметно перекрываются, если типы идентичности рассматриваются как предзаданные и неизменные. Если идентичность понимается как следствие, то это означает, что она не является ни фатально предопределенной, ни совершенно искусственной и произвольной" (Butler J., 1990. Р. 147).
Если идентичность понимается как практика, а точнее как практика означивания, то есть считается, что принятые в данной культуре идентичности формируются в результате "обусловленного правилами дискурса, который встраивается во всепроникающие каждодневные акты означивания", то механизм изменения идентичности заключен в "практике повторного означивания" (Там же. С. 145). Такой практикой повторного означивания Батлер считает, например, отношения между лесбиянками, типа "butch-femme", когда одна из них повторяет модель поведения, соответствующую в данном обществе идеалу женственности, а другая -модель, соответствующую идеалу мужественности. Поскольку подобные отношения находятся за пределами норм гетеросек-суальности. их нельзя считать простой имитацией последней. Отсутствие в данном случае привычного сочетания тендера, пола (определенной телесной организации) и желания свидетельствует о перформативности тендера.
Performative theory of gender (англ.)
Литература:
Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в
зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория
речевых актов. М., 1986.
Butler Judith. Bodies That Matter: On the
Discursive Limits of "Sex". N. Y., L.: Routledge,
1993.
Butler Judith. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N.Y., L.: Routledge, 1990. Sedgwick-Kosofsky Eve. Queer Performativity: Henry Jame's "The Art of the Novel: A Journal of Lesbian and Gay Studies". GLQ, 1993, 1: 1. P. 1-16.
© Т. В. Барчунова
ПЕРФОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГЕН-ДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ,см. Перфор-мативная концепция гендера.
ПЛАТФОРМА ДЕЙСТВИЙ,см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин.
Platform for Actions (англ.)
ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ,
см. Равенство полов.
ПОЗИТИВНЫЕ МЕРЫ,см. Гендерные квоты.
ПОКАЗАТЕЛЬ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН (ПРВЖ)
отражает участие женщин в экономической, политической и производственной областях. В этом его отличие от ИРГФ (индекса развития с учетом гендерного фактора), который основное внимание уделяет развитию основных способностей и улучшению условий жизни. Аналогично ИРЧП (индексу развития человеческого потенииала) и ИРГФ, в рамках показателя ПРВЖ основное внимание концентрируется на нескольких отдельных переменных, хотя участие может принимать самые разнообразные формы. Акцент делается на три широких класса переменных: 1) способность распоряжаться экономическими ресурсами, основанная на трудовом доходе: эта переменная определяет доход на душу населения; 2) доступ к возможностям в области производства и участие в принятии решений в области экономики - эта переменная представляет собой долю рабочих мест, относящихся по классификации к категории профессиональных и технических, а также административных и управленческих; 3) доступ к возможностям в
области политики и участие в принятии политических решений - переменная, определяющая долю мест женщин в парламенте.
В рамках ИРГФ и ПРВЖ переменные дохода рассматриваются с различных точек зрения. В рамках ПРВЖ доход определяется не с точки зрения его вклада в такие основные аспекты развития человеческого потенциала, как продолжительность жизни, грамотность и защищенность от нищеты. Он определяется как источник экономической мощи, позволяющей освободить лицо, получающее доход, выбрать из более широкого диапазона возможностей и реализовать более широкий круг альтернатив.
Для обеспечения доступа к возможностям в области производства и участию в принятии решений предлагаемая переменная отражает долю рабочих мест женщин, занятых в административной или управленческой, а также в профессиональной и технической сферах. Административные и управленческие должности ближе к процессу принятия решений, но производственные и технические должности представляют собой возможности в области развития карьеры. Нередко женщины получают высшее образование, но культурные или экономические препоны не позволяют им занимать должности, где использовались бы приобретенные ими ценные навыки. Таким образом, их потенциал используется не в полной мере.
Третья переменная - доступ к возможностям в области политики и участию в принятии политических решений. В этой сфере факты поражают еще больше, чем в области экономики. Политика продолжает оставаться камнем преткновения для женщин, хотя ни публичные выступления, ни способность представлять мнения электората, ни искусство завоевания доверия общественности не требуют наличия исключительно мужских черт.
Одним из лучших показателей степени участия женщин в политической жизни может служить показатель доли представлен-ности в муниципальных советах, однако эти данные имеются далеко не во всех странах.
Для ПРВЖ была предложена переменная представительства как в верхней, так и в нижней палатах парламента.
Эти три элемента имеют одинаковую ценность при формировании ПРВЖ. Вовсе не предполагается, что этот показатель будет иметь статус предписываемого индекса с попыткой установления каких-то универсальных норм в области культуры. Основное значение имеет не достижение определенного процента представленности в отдельных политических или экономических областях. Эти последствия могут вызываться наличием структурных препятствий к доступу женщин в эти области. Либо они могут быть результатом выбора - как со стороны мужчин, так и со стороны женщин - их предпочтительных ролей в обществе. Этот вопрос должны решать граждане каждой страны в отдельности.
В 1998 г. ПРООН рассчитала ПРВЖ для 70 стран мира (Доклад о развитии человека 2000). В первую пятерку попали Норвегия, Исландия, Швеция, Дания и Финляндия. Среди стран СНГ только Российская Федерация (53-е место) и Украина (55-е место) имеют такой показатель. И последние пять мест в рейтинге стран по ПРВЖ занимают Шри-Ланка, Бангладеш, Египет, Иордания и Нигер.
Почти во всех странах еще очень многое предстоит сделать в направлении достижения равенства мужчин и женщин (см. Равенство полов). Что касается равенства выбора в рамках экономического или политического участия, то промышленно развитые страны не обязательно играют ведущую роль. Областями, где прогресс в развитии тендерной справедливости почти не заметен, являются представительство в парламенте и процентная доля административного и управленческого персонала.
Анализ ПРВЖ отражает четкую политическую установку: в большей части как промышленно развитых, так и развивающихся стран женщины пока еще не допускаются в коридоры экономической и политической власти.
Women's empowerment indicator(англ.)
Литература:
Доклады о развитии человека за 1995,2000 годы //
Человеческое развитие. ПРООН, 2000. 464 с.
Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. /
Госкомстат России. М, 1999. 138 с.
Тендер и культура: Учебное пособие для студентов
гуманитарных факультетов / Отв. ред. М. Хегай.
Душанбе, 1999. 242 с: <http://tm2001.by.ru/>
ОМ Я. Хегай ПОЛИАНДРИЯ,см. Брак. ПОЛИГАМИЯ,см. Брак. ПОЛИГИНИЯ,см. Брак.
ПОЛИТИКИ ТЕЛА- понятие, введенное Мишелем Фуко в работе "Воля к знанию" (1976) и родственное концепту политическая анатомия, представленному в тексте "Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы" (1975). Политики тела рассматриваются как особые способы управления людьми, характерные для власти современного типа. Они характеризуются расчетливым, экономным отношением к индивиду, как если бы он не был неразделимой единицей, но его можно было "прорабатывать в деталях, подвергать тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики -движений, жестов, положений, быстроты" (Фуко. 1999. С. 199-200). Фуко различает два типа политических технологий, которые начинают складываться на Западе в Новое время: анатомо-политики тела, которые имеют дело с телами индивидов и предполагают развитие таких форм знания, как анатомия, клиническая медицина, военное дело, искусство руководства работниками мануфактуры и пр., и биополитики народонаселения, занятые коллективным телом популяции, что требует развития знаний в области политической экономии, демографии и т. д. Политики тела становятся преобладающими тогда, когда феодальные способы управления, характеризующиеся как право предавать смерти, уступают современному типу власти, биовласти, реализующейся в том, чтобы во
П
имя утилитарных целей культивировать жизнь. Кроме того, если феодальные методы управления нацелены на захват и удержание территорий, то уже с приходом века Просвещения государственная политика переориентируется на искусство управления популяциями, которое в конечном итоге нацелено на управление каждым индивидом. В феодальных обществах Запада политики тела театрализованы, и лишь немногие тела становятся предметами публичного любования: королевское тело во время коронации, выхода к народу, тело преступника, как его антипод, во время экзекуции. В современных индустриальных обществах политики тела рутинизируются, обращаясь с самыми различными телами как машинами, которые принуждаются к работе и расходу энергии.
Проблема политик тела получила разработку у целого ряда авторов, которые предприняли попытки совершить выход за пределы намеченных Фуко хронологических рамок и тем. Так, в рамках феминистских и ген-дерных исследований (Дж. Батлер, С. Бордо, А. Дворкин, Э. Гросс) была тематизирована линия сексуальных и репродуктивных политик женского тела, состоящая в редукции личности женщины до уровня ее тела, которому в патриархатном обществе отводится роль своеобразной машины для деторождения и объекта сексуальных домогательств. При этом в рамках мужских исследований тематизация аналогичной линии происходит значительно медленнее, концентрируясь преимущественно на проблемах мужского тела как эротического объекта (И. С. Кон). В медицинской социологии и медицинской антропологии кристаллизуется тема биомедицинских политик тела, связанная с осмыслением конкретных медицинских ритуалов и больничной рутины (М. Лок и Н. Шепер-Хьюз), превращающих тела пациентов в объекты терапевтической дисциплины и хирургического вмешательства (Д. Армстронг, Б. Тернер), экспонаты клинических знаний (М. Эванс) и пр. В сфере научной фантастики, особенно в киберпанке (У. Гибсон, Б. Стерлинг), и социокультурных исследованиях, посвященных проблематике применения
высоких технологий (Ж. Бодрийяр, Д. Хара-вэй), развивается фантазматическая линия технополитик тела, сфокусированная, в основном, на вопросе о киборге, в котором видят продукт грядущего слияния тела и машины, лишенный признаков пола, возраста, расовой принадлежности и пр. Широта проблемы политик тела привлекает к исследованиям в этой области большое число современных авторов, которые обсуждают вопросы о политиках тела в обществах различного типа, в конкретные исторические эпохи.
Body politics (англ.) Литература
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.
Гибсон У. Нейромантик // Сайт "Библиотека Максима Мошкова" / Пер. с англ. Б. Кадашкова, О. Колесникова: <http://lib.ru>
Дворкин А. Гмноцид, или китайское бинтование ног // Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-28. Кон И. Мужское тело как эротический объект // Тендерные исследования, N 3 (2/1999): Харьковский центр тендерных исследований. Стерлинг Б. Схизматрица. М.: ТКО ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1996.
Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.
Он же. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. Armstrong D. The Political Anatomy of the Body: Medical Knowledge in Britain in the Twentieth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. Bordo S. Unbearable Weight: Feminism, Western Culture, and Body / Berkley et al.: University California Press, 1995.