Вопрос 7.Этика делового общения

Этика делового общения: это учение о проявление морали и нравственности в деловом общении.

Ее содержанием является кодексы поведения, которые предписывают определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, одобряющие или порицающие нормы поведения в той или иной социальной групп. Так же важны способы, методы, обоснования кодексов поведения применяемых в той или культуре. Деловое общение-вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела (какого-то) и создания условия для сотрудничества людей, чтобы осуществлять значимые для них цели.

Деловой этикет- совокупность правил и форм поведения при взаимодействии деловых партнеров.

Различают этику делового общения:

1. «сверху- вниз»

2. «снизу - вверх»

3. «По горизонтали»

· В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:«Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

· В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы,чтобы к вам относились ваши подчиненные».

· Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Этика делового общения: одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.

Все, что вы говорите и пишите, должно быть изложено хорошим языком, грамотно .Умение человека грамотно говорить влияет в целом на его образ. От умения общаться часто зависят ваши шансы заключить тот или иной контракт. Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается всех дел фирмы или учреждения.и.т.д.

Вопрос 8.

Долг-общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности т.е. это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации . Профессиональный долг юриста-совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Долг следователя осмотр место совершения преступления, он не может от этого отказаться. Профессиональный долг юриста имеет субъективную и объективные стороны. Нравственная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности , ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные перед работниками юридического труда.Профессиональный долг мобилизует юриста на исполнение работы качественно, в срок, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей. Требования проф. Долга закреплены в законах, инструкциях, уставах.

Долг - одна из основных категорий этики, поскольку сфера морали - это сфера должного (быть честным, быть справедливым и т.п.). Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Иными словами, это превращение общего для всех требования нравственности в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и определенной ситуации. Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста.Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий.Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте делПрофессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях а, которому посвящается жизнь.

Вопрос 9. Взаимосвязь права и морали. Общее и различия. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообуславливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей.

Общие черты права и морали.Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Право и мораль:являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом; имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

Отличительные признаки морали и права.1. Правовые нормы формируются гл. образом законодательной и правоприменительной практикой. Правовые нормы являются Институциональными,т.е. четко отделены от правосознания, действуют относительно определенных общественных отношений, в рамках тех или иных социальных институтах.

2. Мораль в отличие от права: формируется в духовной сфере жизни общества - не институционализированном,т.е. связана со структурой орг. Общества и не отделена от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в общественном сознании представлениях : о добре и зле, справедливом и.т.д. , которые вырабатываются философией, искусством , религией в процессе этического осмысления мира.

3.правовые нормызакрепляются (получают материалистическое представление) в строго определенных формах, источниках права.

4. Моральные нормы создаютсяв общественном сознании, существуют в виде идей, оценок.

5. В отличие от норм права, мораль исполняется под влиянием общественного мнения.
Вопрос 10.

Мораль- это исторически сложившаяся в общественном сознание система принципов, понятий, норм поведения, основанные на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Происхождение моралиДобро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.

. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения .Мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.


Наши рекомендации