Силы сторон в Курской битве. CCCР
В соответствии с замыслами Верховного Главнокомандования, в районе Курской дуги создавалась исключительно крупная группировка советских войск: 1,3 миллиона человек, около 3,5 тысяч танков, 19 100 орудий и миномётов. К тому же, в отличие от Германии, во всех видах боевой техники и живой силы у советской стороны имелись внушительные резервы.
В районе Курской дуги формировалась исключительно крупная группировка советских войск.
Распределение ресурсов в период битвы было таковым: на курском направлении, составляющим 13% общей протяженности советско-германского фронта, было сосредоточено около 28% военнослужащих, 24% орудий и минометов, свыше 46% танков. Т.е. советское командование бросало под Курск свои основные силы, но «оголения» других участков фронта, как это имело место в германском случае, не было.
В район Курского выступа стягивались резервы
Важная роль в сражении отводилась авиации. В небе над «Огненной дугой» действовали 16-я воздушная армия Центрального фронта (командующий С. И. Руденко), 2-я воздушная армия Воронежского фронта (командующий С. А. Красовский)), 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта (командующий В. А. Судец), а также авиация дальнего действия (командующий А. Е. Голованов). Кроме того, в составе Степного округа находилась 5-я воздушная армия.
Командующий 16-ой воздушной армии Центрального фронта С.Руденко
Для противовоздушной обороны железных дорог, обслуживавших курский плацдарм, советское командование сосредоточило значительные силы войск ПВО: более 200 самолетов-истребителей, свыше 760 зенитных орудий, около 560 крупнокалиберных зенитных пулеметов, 125 зенитных прожекторов. Это обеспечивало достаточно высокую плотность противовоздушных средств.
Командующий 2-ой ВА Воронежского фронта С.Красовский
Общая численность группировки советской авиации на Курской дуге к июлю 1943 году насчитывала около 3900 самолетов (с учетом сил авиации ПВО и задействованных на данном направлении соединений авиации дальнего действия). Таким образом, советская сторона превосходила противника по количественному составу более чем в полтора раза, это без учета имевшихся резервов.
Советские военно-воздушные силы имели вдвое больше истребителей и располагали абсолютным численным превосходством в штурмовиках и ночных бомбардировщиках. Зато наша авиация в два раза уступала врагу в дневных бомбардировщиках. Однако это преимущество противника отчасти компенсировалось действиями штурмовиков и ночных бомбардировщиков.
Присекин Н. Фрагмент диорамы «Курская битва»
Безусловно, решающую роль в количественном превосходстве ВВС КА сыграли успехи советская авиапромышленность. Лидерами самолетостроения в тот период являлись заводы № 1 и 18, выпускавшие «Ил-2», № 21, специализировавшийся на «Ла-5» и предприятия № 153 и №292, на которых строились «Яки». Лучшими по организации производства в это время являлись самолетостроительные заводы № 1 и 387, последний выпускал бипланы «У-2» и моторостроительный завод № 24, где делали двигатели АМ-38Ф для штурмовиков.
Двигатель «АМ-38Ф» для бронированного штурмовика «Ил-2»
К 1943 году отечественная авиационная промышленность превзошла немецкую по валовым показателям. В апреле и мае в СССР выпускалось по 3 тысячи с лишним самолетов в месяц, против немецких двух тысяч. К сожалению, летом, в самый разгар битвы, наблюдается падение производства. Причина: в ночь на 24 июня вражеские бомбардировщики разрушили авиазавод № 292 в Саратове. В результате ВВС Красной Армии недополучили примерно 800 самолетов «Як-1». Последствия этого налета сказались уже в ходе сражения на «Огненной дуге».
Новые «Як-9» покидают авиационный завод
Продолжалось техническое перевооружение советских ВВС. К началу Курской битвы наша авиация пополнилась новыми истребителями «Ла-5» с мотором АШ-82ФН и бомбардировщиками «Ту-2», тактико-технические данные которых были выше однотипных самолетов противника. Так, самолет «Ла-5» в горизонтальной скорости превосходил истребители фашистской Германии на 40–80 км в час. Благодаря этому советский истребитель мог догнать истребитель противника «FW-190» на дистанции между ними 1600 м на высоте 2000 м через минуту, а на высоте 5000 м - через 2,5 минуты. Самолет «Ла-5» имел лучшую горизонтальную маневренность. Были приняты также на вооружение новые, более эффективные противотанковые авиационные бомбы (ПТАБ-2,5–1,5).
Советский ударный и пикирующий бомбардировщик "Туполев" Ту-2
Небольшой серией были выпущены варианты серийных машин в модификации «разведчик» (на основе «Пе-2»), «корректировщик» («Ил-2»), «учебный самолет» («Як-7», «Ил-2», «Пе-2»), что позитивно сказалось на общих возможностях советских ВВС.
Таким образом, вопреки ожиданиям гитлеровцев, советской стороне удалось сосредоточить в районе грядущего сражения авиационные силы не только не уступающие, но даже значительно превосходящие силы Люфтваффе.