График работы
НА 21 ИЮНЯ (ЧЕТВЕРГ)
Таблица 1
Участники | Ведут репетицию | Техническое обеспечение | Примечания |
Все | Вывесить график, объявить за завтраком — Бабаев | ||
Все хореографические коллективы. Сводный оркестр нар. инструментов. Солист — С. Архипов | САНКИН КАЛИНИН | Дежурный свет, 60 стульев и пультов, микрофон )ежиссеру | Ответственныеза: выезд коллективов «Спутник» — Бабаев, выезд центр, группы — Бирюкова. Подготовка площадок во Дворце спорта — Пого-релова. Подготовка площадок в ДК им. Гагарина —• Вандалковский. Фонограммы, микрофоны — Челганский. Выдача реквизита и костюмов — Соркин. |
Киевский театр пантомимы. Группы пантомимы из ансамблей «Свалява» и «Дружба». Все ансамбли политпесни | РУТБЕРГ | * Магнитофон, фонограмма, дежурный свет | |
Цирк ДК «Новатор» и цирк г. Гомеля | гольскии | Магнитофон, фонограмма, деж свет | |
Детские хореографические коллективы г. Баку и Гомеля | ВАНДАЛ-КОВСКИЙ | Микрофон в зале | |
Все | |||
Все коллективы и исполнители, занятые в прологе | СИЛИН САНКИН | Дежурный свет, все фонограммы, микрофоны: к столу режиссера, солистам (на шнуре), ансамблю политпесни (на стойке) | Подготовка площадки — Погорелова. Микрофоны и фонограммы — Челганский. Выходы из левой кулисы — Вандалковский, из правой — Погорелова, из центра—Рут-берг. |
Киевский театр пантомимы, группы мимов из ансамблей «Свалява» и «Дружба», ансамбль «Мир»', все ансамбли политпесни | СИЛИН РУТБЕРГ | ||
Все группы пантомимы, все детские коллективы, ансамбли политпесни, Дага-ева, Карпенко | СИЛИН РУТБЕРГ ВАНДАЛ-КОВСКИЙ | ||
Ансамбли «Русские узоры», «Саратовские гармошки», «Владимирские рожечники», «Вишенка», ансамбль «Ритмы планеты» | КАЛИНИН ЗОЗУЛЯ САНКИН |
площадки (обычно формат ватманского листа). Если это возможно, мы делаем 20—30 копий таких планов. Когда все члены шта-*ба и руководители коллективов собираются на репетицию, режиссер подробнейшим образом «проигрывает» на карте все представление, рисует стрелками трассу движения каждой группы исполнителей, указывает место их сосредоточения за кулисами и на сцене, схему выхода и ухода. Все это вчерне синхронизируется со временем — сколько нужно на выход, сколько на уход, сколько на переодевание и т. д. (при первом же посещении режиссером будущей сценической площадки он должен с секундомером в руках пройти всеми трассами движения, замерить необходимое для этого время с учетом длины колонны, скорости шага и т. п.). Этот этап работы более всего похож на разработку военной операции в настоящем штабе — головы, склонившиеся над картой, красные стрелы передислокаций... Закон здесь тот же, что и в армии: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Именно в это время каждый руководитель точно понимает, куда и откуда должен выйти его коллектив, где встать, когда и куда уйти. Он получает личный план (если это возможно), куда переносит в.сю
Продолжение
Участники | Ведут репетицию | Техническое обеспечение | Примечания | |
Цирковые коллективы, Бе-ренштейн, Полунин | СИЛИН ГОЛЬСКИЙ | Перерывы сводному оркестру: 16—16.45, 17.30—18.15. | ||
Джаз «Апельсин», ансамбль «Ритмы планеты», Дагае-ва, Карпенко, детский ансамбль г. Гомеля | СИЛИН САНКИН .РУТБЕРГ | |||
Все участники концерта | СИЛИН | |||
Все | Объявить вызов на вечернюю репетицию — Силин. | |||
По вызову | По вызову | Деж. свет, микрофон, фонограмма | Ответственный за явку— Бабаев. | |
Все члены штаба и руководители коллективов по вызову | СИЛИН | Бумага, ручки, пепельницы, вода | Подготовка помещения— Погорелова. |
схему движения. Ему выдается точная партитура, где по времени, по репликам и по сигналам расписано, в какой момент коллектив начинает выполнять то или иное действие и сколько ему на это отводится времени. Здесь ассистенты режиссера (балетмейстера, хормейстера и т. д.) и руководители коллективов знакомятся лично, договариваются о принципах работы. Точно такая же репетиция проводится с руководителями всех технических цехов (оформление, свет, звук, кино и т. д.). На плане рисуется схема установки микрофонов и динамиков, прожекторов и проекционных аппаратов. Каждый руководитель получает подробную партитуру действий своего цеха (по времени, по репликам и сигналам, для каждого аппарата или прожектора отдельно). Только теперь можно приступать к репетициям на площадке.
Но вначале площадку необходимо подготовить. Редко, когда режиссер сразу получает ту самую сценическую площадку, на которой ему придется показывать представление. Если это Дворец спорта или киноконцертный зал, то они до последнего дня заняты — там идут соревнования или кинофильмы. Если же это площадка под открытым небом, то на ней обычно до последнего дня
воздвигается необходимая сценическая конструкция. В этом случае режиссеру надо подыскать какую-то репетиционную площадку приблизительно таких же размеров, как основная, и сделать на ней так называемую «выгородку», тб есть приблизительно похожую на будущую сцену конструкцию, собранную из подсобных материалов. Перед гала-концерхом в Будапеште мы сделали такую выгородку на солдатском плацу, а перед фестивалем в ЧССР мы арендовали во Львове сразу два помещения, расположенных бок о бок: Дворец культуры им. Гагарина и спортзал школы повышения спортив'ного мастерства. Как правило, все подобные помещения мало приспособлены для ' проведения в них репетиций. При выборе такой площадки режиссеру необходимо учитывать: возможность подъезда и стоянки большого количества транспорта; наличие необходимого количества гримуборных,' туалетов, душевых кабин и помещений для .хранения костюмов, реквизита, аппаратуры; наличие розеток для включения аппаратуры, а также наличие самой аппаратуры (прожекторов, магнитофонов, кинопроекционных аппаратов), роялей, столов и стульев и т. д. и т. п. Найти репетиционную площадку, которая полностью удовлетворяла бы всем условиям, практически невозможно. Поэтому приходится предусмотреть возможность переодевания коллективов прямо в автобусах (или привезти актеров на репетицию уже в сценических костюмах). Поэтому приходится делать заранее дубли фонограмм в расчете на любую скорость магнитофона. Поэтому приходится вместо рояля репетировать под баян и т. д. До того как начнутся репетиции на выгородке, необходимо: повесить таблички с названиями коллективов и фамилиями солистов на дверях гримуборных, а также с надписями «костюмы», «реквизит» и т. п. на местах хранения; подготовить стулья и пульты для оркестра, колодки для подключения ВИА," вешалки, столы для глаженья и утюги в гримуборных хореографических коллективов; обеспечить работу буфета, а может быть, и полное питание (особенно в дни генеральных репетиций и самого представления, когда нет времени ездить на обед); развесить в гримуборных и за кулисами график репетиций, а на прогонах и представлении — порядок номеров; проверить все проходы и переходы за кулисами, обеспечить там дежурства, повесить стрелки-указатели и многое, многое другое.
Очень важно самым тщательным образом продумать вызов коллективов и исполнителей на репетиции. Ведь все, занятые в представлении, как правило, работают, служат, учатся. Они не должны попусту терять время. Поэтому все, что можно, следует сделать без них. Первым делом — провести самую тщательную -техническую репетицию: свет, звук, проекции, перестановки. На это не надо жалеть времени, оно потом окупится с лихвой. Актеров на технические репетиции следует вызывать только в том случае, если их номер требует специального освещения (ПРК или цветного) или если им необходимо опробовать аппаратуру
(ВИА). Затем можно сделать репетицию с техническими цехами, представителями коллективов (это могут быть руководители, направляющие колонн и т. п.) и солистами. Здесь можно проверить все переходы и переодевания. И лишь на сводные репетиции следует вызывать коллективы, причем не все сразу, а по специальному графику (см. табл. 1). К этим репетициям штаб должен подготовить монтажные листы, в которых сведены воедино зИдачи всех участников и цехов по каждому эпизоду. Это как бы общая партитура всего представления.
В табл. 2 приводится начало такого листа (первые два эпизода), сделанного для гала-концерта на фестивале в ЧССР. В этой таблице нет графы «Перестановки», так как на фестивале в ЧССР мы работали в единой декорации, установленной сразу на весь концерт. В тех случаях, когда по ходу представления меняется оформление, необходимо внести в монтажный лист и партитуру перестановок.
Очень важно иметь абсолютно точный хронометраж всех номеров, перестановок, перестроений, переодеваний, чтобы избежать потом пауз и накладок. Поскольку полностью учесть время представления невозможно (нельзя точно предусмотреть реакцию аудитории или какие-то неожиданности, возникающие по ходу действия), то режиссеру следует иметь резерв времени и номеров. Допустим, концерт рассчитан ровно на 1 час 30 минут. Нужно иметь один-два запасных номера минут на десять. Исполнители должны быть наготове, одетыми стоять за кулисами и знать, в каком месте представления они могут «вклиниться». При этом они заранее предупреждены, что скорее всего не понадобятся. Команду они получат с пульта режиссера за один-два номера до их возможного выхода. Точно так же в самом концерте предусматривается один-два номера, которые в последний момент можно безболезненно убрать. Это не должны быть специально вызванные актеры, что было бы для них обидно и оскорбительно. Резервные номера следует выбирать таким образом. У исполнителей в репертуаре есть несколько песен (танцев, трюков). Одна из них — резервная. Или исполнители показывают в концерте какой-то номер, но могут, если понадобится, в другом месте представления показать еще один и на всякий случай готовятся к этому. Наконец, есть коллективы, которые заняты только в сводных сюитах и композициях, но при необходимости могут выступить и самостоятельно. Вот из этих возможных вариантов и создается резерв.
Чтобы команды главного режиссера немедленно доходили до исполнителей, должна быть продумана система связи. Связь — одно из самых важных звеньев в организации массового представления. Под открытым небом и на большом пространстве чаще всего применяется радиосвязь, которую могут обеспечить армейские связисты или милиция. В закрытом помещении — микрофоны внутренней связи и телефон. Но в обоих случаях не потеряла своего значения система визуальной связи, то есть заранее оговоренных и отрепетированных сигналов: рукой, флажком, таблич-