Контрольная работа по социологии 3
При ответе на вопросы контрольной работы: поставьте знак +; подчеркните или обведите кружком цифру (букву) правильного ответа.
1. Автором работы «Закат Европы» является:
Н. Бердяев; О. Шпенглер; Ф. Ницше, Н. Данилевский.
(Подчеркните правильный ответ)
2. Культура — это:
• все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества;
• система убеждений и ценностей, выраженная через язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых регулируется взаимодействие людей;
• система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей;
• некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
(Выберите правильное определение и отметьте знаком +)
3. Кто из ученых впервые разграничил понятия «культура» и «цивилизация»:
Ф. Ницше; О. Шпенглер; Н. Данилевский; К. Маркс.
(Подчеркните)
4. Цивилизация — это:
• вершина технических достижений человечества, связанная с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и т. п.;
• городская культура;
• определенная, заключительная стадия развития любой культуры;
• ступень общественного развития, следующая за варварством.
(Выберите правильное определение и отметьте знаком +)
5. Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый — духовную культуру:
1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.
________________________________ | _________________________________ |
6. Назовите известные вам культурные универсалии (не менее 10).
__________________________________________________________
7. Соедините стрелками:
Обычаи Традиции Обряд Церемония Ритуал | - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными. - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. - традиционно установившийся порядок поведения. - все то, что унаследовано от предшественников. - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. |
8. Соедините стрелками:
Ценности Знания Миф Верования | - достоверные сведения о чем-либо. - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое справедливость и пр. - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, место в нем общества и человека. - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. |
9. Образование — это:
• обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей;
• обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения.
(Выберите правильное определение и отметьте знаком + )
10. Первый российский университет был открыт в:
Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Харькове. (Подчеркните)
11. Казанский университет был учрежден в:
1 - 1755г., 2 - 1804, 3 - 1840, 4 - 1870.
(Подчеркните)
12. В США общее количество студентов достигает:
1 - 5 млн, 2 - 12 млн, 3 - 30 млн.
(Подчеркните)
13. Непрерывное образование — это:
• постоянное обучение, начиная со школы до пенсии;
• периодическое участие в мероприятиях по повышению квалификации (курсах, семинарах, конференциях);
• регулярное привлечение к специальной учебе с целью обновления устаревших знаний и восполнения пробелов;
• деятельность, проводимая с целью повышения квалификации и на этой основе — заработка.
(Поставьте знак +)
14. Функции образования — это:
• формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;
• воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;
• воспитание творчества и инициативы;
• трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);
• воспитание определенной мировоззренческой ориентации;
• социальная селекция;
• социальное и культурное изменение, укрепление социального и экономического неравенства.
(Поставьте знак +)
15. Образование на рубеже XX—XXI вв. переживает:
• кризис, вызванный падением общественной ценности образования;
• расцвет, связанный с ростом масштабов и появлением новых форм и типов образовательных систем;
• временный кризис, вызванный противоречием сложившихся традиций в системе образования с новым образом мышления, новым видением мира.
(Выберите правильный ответ или ответы)
16. Религия — это:
• искаженное отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил;
• система верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы;
• мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, определяемое верой в существование Бога, божества;
• институционализированная система верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия.
(Поставьте знак +)
17. Соедините стрелками:
Тотемизм Фетишизм Магия | - религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. - колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на события окружающего мира. - вера людей в их происхождение от какого-либо животного, растения, звезды. |
18. Кому из авторов принадлежат следующие идеи:
1. Религия защищает людей от страха беспомощности, испытанного в детстве.
2. Религия укрепляет общество, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения.
3. Религия укрепляет положение господствующих групп общества, маскируя не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе.
(Маркс - __ , Дюркгейм - __ , Фрейд - __, Парсонс - __). (Напишите №)
19. Функции религии:
интегрирующая, информационная; регулятивная, познавательная, политическая, экономическая, компенсирующая, психотерапевтическая.
(Подчеркните)
20. Укрепление позиций религии в конце XX в. объясняется:
• ослаблением влияния светских гуманистических ценностей на общественное сознание;
• появлением глобальных проблем, поставившихмир на граньисчезновения, которые не может решить наука;
• кризисными явлениями в культуре;
• поддержкой церковью национально-освободительных движений и национального возрождения;
• падением нравов в обществе;
• реализацией многочисленных пророчеств и прогнозов церкви;
• противоречиями в осуществлении НТП. (Поставьте знак +)
21. Семья — это:
• малая группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений;
• основанное на кровном родстве, браке или усыновлении;
объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;
• основаннаяна единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства.
(Поставьте знак +)
22. 1 – отметьте специфические функции семьи, а 2 — неспецифические функции:
• биологическое воспроизводство общества;
• поддержание физического здоровья;
• уход за детьми;
• экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
• моральная регламентация поведения членов семьи;
• ответственность и обязательства родителей перед детьми;
• развитие личности членов семьи;
• социализация молодого поколения;
• передача социального статуса членам семьи;
• воспроизводство социальной структуры;
• накопление и передача собственности;
• потребление;
• сексуальный контроль.
23. Проблемы и тенденции современной семьи:
• уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;
• возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;
• увеличение числа детей, родившихся вне брака;
• повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;
• возрастание числа разводов;
• снижение уровня браков;
• изменения в распределениисемейных обязанностей.
(Расположите по степени значимости)
24. Критерии успешности брака:
• способность супругов приспосабливаться друг к другу;
• субъективное ощущение счастья у обоих супругов;
• полное развитие личности супругов, развитие их активности и способности;
• достижение внутренней интеграции, супругов, отсутствие конфликтов и кризисов;
• хорошая атмосфера, служащая естественной предпосылкой
воспитания детей;
• количество детей в семье.
(Расположите по степени значимости)
25. Причины разводов:
• экономические условия, денежные проблемы;
• споры по поводу воспитания детей, отношений с родственниками;
• религиозные, политические различия;
• ролевые конфликты;
• психологическая несовместимость супругов;
• пьянство;
• ранний возраст вступления в брак;
• экономическая независимость женщин.
(Расположите по степени значимости)