Внешняя политика периода перестройки.
Внешняя политика после
Второй мировой войны.
СССР в холодной войне
Происхождение «холодной войны». Раскол Европы.
Кризис «холодной войны» (1950—1960-е гг.) Разрядка (1970-е гг.)
Внешняя политика периода перестройки.
Вторая мировая война существенно изменила соотношение сил на международной арене. Все великие державы в большей или меньшей степени пострадали от невиданного в мировой истории военного конфликта. Только США вышли из войны, обогатившись и усилившись. Они имели мощные вооружённые силы, крупнейший золотой запас, не пострадали от войны материально. Их и без того значительный производственный потенциал ещё более увеличился. Кроме того, американцы создали невиданное по разрушительным последствиям атомное оружие и продемонстрировали его мощь, применив против своего противника — Японии. США не скрывали своих претензий на роль ведущей мировой державы.
Иным было положение Советского Союза. СССР понёс огромные человеческие и материальные потери в войне, сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Он располагал мощной армией и хотел использовать дислокацию своих вооружённых сил в других странах в собственных интересах, не собираясь действовать в русле американской политики.
Что касается других великих держав, то вес Великобритании и Франции после Второй мировой войны значительно уменьшился. Они были озабочены, прежде всего, сохранением своих колониальных империй, где нарастало национально-освободительное движение. Германия, Япония и Италия в результате поражения в войне утратили военную мощь и политическое влияние. Их территории были оккупированы. Экономический потенциал этих стран нуждался в восстановлении. Поэтому решающую роль в мировых делах стали играть США и СССР. Взаимоотношения между ними во многом определяли международный климат послевоенных десятилетий.
Но едва закончилась Вторая мировая война, как США задумали силовое уничтожение своего бывшего союзника. 14 декабря 1945 г. Объединенный комитет военного планирования издал директиву № 432\Д, в которой говорилось: «Единственным оружием, которое США может эффективно применить для решающего удара по основным центрам СССР, являются атомные бомбы, доставленные самолётами дальнего действия». Предполагалось составить план нападения на советские промышленные центры, использовав для этих целей около 200 атомных бомб, хотя в то время на вооружении американской армии имелись всего две атомные бомбы. Их носителями могли стать только стратегические бомбардировщики Б-29. Однако они были не в состоянии достичь намеченные на советской территории цели. Дальность действия Б-29 не превышала 6 тыс. км, в то время как расстояние от Нью-Йорка до Москвы 7 505 км, от Сан-Франциско до Хабаровска — 7 262 км. Поэтому авторы директивы предлагали использовать для Б-29 авиабазы на Британских островах, в Италии, в Индии, в Китае и Японии.
Вокруг США и СССР начали группироваться поддерживавшие их страны. Постепенно сформировались два лагеря — капиталистический и социалистический. Первый составили наиболее экономически развитые страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и др. В другой вошли государства Восточной Европы и некоторые страны Азии: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия (ГДР — Германская Демократическая Республика), Монголия, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам. В этих странах при поддержке Советского Союза к власти пришли коммунисты. Неудивительно, что они признавали ведущую роль СССР в мировых делах и полностью поддерживали его на международной арене. Однако становление социалистического лагеря шло отнюдь не безболезненно. В 1948 г. вспыхнул конфликт между СССР и Югославией, руководство которой пыталось проводить относительно самостоятельный внешнеполитический курс. Это вызвало недовольство Сталина, и Югославия была отлучена от социалистического лагеря, все отношения с ней были разорваны.
В течение четырёх десятилетий между упомянутыми лагерями существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодной войны» («холодная война» — термин, введённый в употребление американским журналистом Уолтером Липпманом; он подразумевает жёсткую конфронтацию противоборствующих сторон — СССР и США и их союзников: гонку вооружений, идеологическое противостояние, локальные конфликты, не перераставшие в новую мировую войну). К подобному развитию событий подталкивали обе группировки. Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего британского премьер-министра Уинстона Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой он заявил о необходимости объединения усилий США, Великобритании и других западных государств для противодействия советской экспансии.
Приводим отрывки из речи У. Черчилля и интервью И.В. Сталина по поводу этой речи.
Из фултонской речи У. Черчилля 5 марта 1946 г.: «Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления германской агрессии. Мы приветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руководящих наций мира... Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить положение в Европе. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере, и все подчиняются… не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы…
Коммунистические партии, которые были очень незначительными во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. Турция и Персия (так английский экс-премьер по старинке называл Иран. — Авт.) глубоко встревожены и обеспокоены претензиями, которое осуществляет московское правительство…
В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра…
Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин…
Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…
[Предотвращение войны] можно обеспечить, только если в настоящее время, в 1946 г., будет достигнуто полное взаимопонимание с Россией по всем вопросам под общим руководством Объединенных Наций».
Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» 14 марта 1946 г.:
«Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь г-на Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки?
Ответ: Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос: Можно ли считать, что речь г-на Черчилля причинит ущерб делу мира и безопасности?
Ответ: Безусловно, да. По сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны… По сути дела г-н Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящем на английском языке, нечто роде ультиматума: признайте наше господство добровольно — тогда всё будет в порядке, в противном случае неизбежна война…
Вопрос: Как Вы расцениваете ту часть речи Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения между этими государствами и Советским Союзом?
Ответ: Эта часть речи Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности…»
(«Правда». 14.03.1946. C.1)
Даже беглый анализ этих документов доказывает вину обеих сторон в развязывании «холодной войны». Далее в 1947—1948 гг. последовала «доктрина Трумэна», провозгласившая намерение США оказать военную помощь Греции и Турции для защиты их от коммунизма. В свою очередь СССР и его союзники отказались присоединиться к «плану Маршалла» (назван по имени американского госсекретаря Джорджа Маршалла), предусматривавшему экономическую помощь США восстановлению европейских стран. Ухудшение отношений между Западом и Востоком усугубили обоюдные сепаратные действия в оккупационных зонах Германии, что привело к созданию в 1949 г. двух немецких государств: Федеративной Республики Германии — ФРГ (оккупационная зона США, Великобритании и Франции) и Германской Демократической Республики — ГДР (оккупационная зона СССР).
В 1946—1948 гг. военными стратегами США было разработано несколько планов войны против СССР под кодовыми названиями «Пинчер», «Бройлер», «Траббер», «Хафмун», «Флитвуд». В 1949 г. на свет появился план «Дропшот». Его главная цель состояла в том, чтобы во взаимодействии с американскими союзниками уничтожить советскую военную мощь и способность к сопротивлению путём тотального наступления. План предусматривал начать войну против СССР массированными ударами стратегической авиации по административно-политическим и промышленным центрам нашей страны, а также районам сосредоточения войск. Планировалось на первом этапе в течение тридцати суток сбросить на СССР 300 атомных и 200 тыс. тонн обычных бомб. Авторы плана рассчитывали таким путём принудить Советский Союз к капитуляции.
В 1949 г. страны Западной Европы, США и Канада создали военно-политический союз — Организацию Северо-Атлантического Договора (НАТО), куда через несколько лет вступила ФРГ. В ответ на это европейские социалистические страны по инициативе СССР подписали в 1955 г. в Варшаве договор о взаимопомощи, положив начало Организации Варшавского договора (ОВД). Соперничество между двумя группировками приводило к неоднократному ухудшению международной обстановки, вызвало небывалую гонку вооружений. Сталин в последние годы своей жизни исходил во внешней политике из того, что обострение ситуации в мире на руку социалистическому лагерю, поскольку третья мировая война якобы должна привести к гибели капиталистической системы и торжеству коммунизма.
В 1950 г. Сталин подтолкнул руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена к нападению на Южную Корею с целью объединения всей страны под властью коммунистов. Первоначальные успехи северокорейской армии были нейтрализованы войсками ООН, высадившимися на Корейском полуострове и состоявшими в основном из американцев. Только вмешательство почти миллиона китайских «добровольцев» спасло Северную Корею от разгрома. Вновь между двумя корейскими государствами была восстановлена демаркационная линия (граница на местности, разделяющая две армии, заключившие перемирие) по 38-й параллели. Советский Союз в этой войне не принимал непосредственного участия, но советские лётчики воевали с американскими в корейском небе.
На подобные действия советского руководства США и их союзники отвечали созданием вокруг советских границ многочисленных военных баз, с которых их авиация имела возможность быстро атаковать территорию СССР. В штабах НАТО и США разрабатывались многочисленные варианты удара по жизненным центрам СССР с применением атомного оружия.
«Холодная война» держала человечество в состоянии постоянного напряжения, страха, создавала крайне неустойчивое положение, сужала возможности для политического урегулирования конфликтных ситуаций.
После смерти И.В.Сталина внешнеполитический курс Советского Союза претерпел некоторые изменения. На протяжении 1953—1956 гг. советским руководством во главе с Н.С.Хрущёвым делались попытки нащупать новые подходы во внешней политике, которые на ХХ съезде сложились в новую внешнеполитическую концепцию (концепция — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, единый определяющий замысел). Согласно этой концепции, признавалось право социалистических стран выбирать свои пути построения социализма, а не следовать жёстко советской модели, отрицалась фатальная неизбежность ядерной войны как результат противостояния социализма и коммунизма. На первый план в отношениях с капиталистическими странами теперь выдвигался принцип мирного сосуществования. В то же время СССР отнюдь не отказался от распространения своего влияния на другие регионы планеты. Наиболее активная политика проводилась в отношении стран, освободившихся от колониальной зависимости, — Египта, Алжира и др. Вынуждая их выбрать социалистический путь развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую, военную и культурную помощь.
Особые усилия прилагались для укрепления социалистического лагеря, поскольку процесс десталинизации, начавшийся в СССР, вызвал серьёзные проблемы во взаимоотношениях Советского Союза с рядом входивших в этот лагерь стран. Так, в 1956 г. в Польше и Венгрии усилились антикоммунистические и антисоветские настроения. В случае с Польшей советское руководство, согласившись с программой реформ, предложенных новым польским лидером В.Гомулкой, смогло этим снять напряжение. В Венгрии ситуация вышла из-под контроля. Там вспыхнуло восстание, которое было подавлено советскими войсками. Подобные действия Советского Союза вызвали осуждение во многих странах. Они не могли не затормозить процесс преодоления сталинизма не только в странах Восточной Европы, но и в самом СССР.
По иной причине ухудшились отношения с Албанией и Китаем. Руководители компартий этих стран не разделяли хрущёвскую политику разоблачения культа личности Сталина. Эти государства начали дистанционироваться от Советского Союза, что повлекло свёртывание всех связей, раскол в мировом коммунистическом движении.
Между тем во времена Н.С. Хрущёва советско-американские отношения также не отличались стабильностью. В 1950-е — начале 1960-х гг. прошлого века американская сторона зачастую предпринимала шаги к дестабилизации этих отношений. Например, руководители США полностью отдавали себе отчёт в том, что нелегальные вторжения в воздушное пространство СССР американских самолётов являют собой серьёзное нарушение международного права. В этом отношении показателен инцидент, случившийся 7 ноября 1954 г. (американцы вообще любили нарушать воздушное пространство СССР в праздничные дни: наиболее известен эпизод 1 мая 1960 г., когда над Уралом был сбит американский самолёт-шпион У-2 с лётчиком Ф.Пауэрсом, оставшимся в живых). В 1954 г., когда в СССР отмечалась 37-я годовщина Октябрьской революции, советские истребители сбили американский самолет-разведчик РБ-29, совершавший разведывательный полёт вдоль береговой черты советского Дальнего Востока в Японском море. Десять лётчиков из экипажа самолёта-разведчика выпрыгнули на парашютах и были спасены американскими аварийно-спасательными службами. Один член экипажа погиб.
В США началась кампания в прессе, обвинявшая советские силы ПВО в уничтожении ни в чём неповинного самолёта. Лидер республиканцев в сенате Уильям Ноуленд явился к президенту Эйзенхауэру с требованием разорвать дипломатические отношения с Советским Союзом, ссылаясь на требования общественности. Эйзенхауэр осторожно дал понять сенатору, что самолёт выполнял задачу отнюдь не «невинного» характера. «В международных отношениях, — заявил президент США, боевой генерал, в годы Второй мировой войны командовавший объединёнными войсками союзников в Европе, — случаются такие вещи, которые нельзя объяснить словами широкой публике… Мы порой ведём себя агрессивно, но вы ничего не знаете об этом… Я знаю вещи, которые не могу позволить себе рассказывать даже жене… Наша разведка действует весьма активно и часто рискованно. Так что всякое может случиться». Эйзенхауэр заявил, что ему известны аргументы тех, кто хочет разорвать дипломатические отношения с СССР. Но ведь это будет шаг к войне. «И если это сделать, — закончил президент, — то возникает следующий вопрос: мы готовы к нападению? Что касается меня, то я лично не готов к нападению. Необходимо понять, что может наступить день, когда нам придётся вступить в войну».
Стремясь улучшить отношения с Западом, СССР предпринял ряд инициатив: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке осуществил серию сокращений вооружённых сил. При этом, правда, проводилось их перевооружение современным ракетно-ядерным оружием. Декларативность многих советских предложений по разоружению была очевидна, а их эффективность незначительна. Вместе с тем динамичная внешнеполитическая деятельность Хрущёва, его многочисленные личные контакты с западными лидерами открывали пути для поиска взаимопонимания. Особые надежды породил визит Хрущёва в США в 1959 г. (см. № 7/2004). Вскоре, однако, начался новый виток конфронтации. События 1961 г. привели к возведению «берлинской стены» и обострению ситуации вокруг Западного Берлина, изолированного теперь от ГДР. Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился «карибский кризис», вызванный размещением советских ракет на Кубе. В течение нескольких дней мир находился на грани ядерной войны. Лишь найденный компромисс (вывод советских ракет в обмен на американское обязательство не применять силу против Кубы) позволил не допустить всемирной катастрофы.
Справедливости ради надо сказать, что советские лидеры (Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов) предпочитали силовые решения многих международных проблем. В аспекте рассматриваемой нами внешней политики СССР в послевоенный период исключительный интерес представляет организация 12-го специального отдела при 2-м Главном разведывательном управлении МГБ СССР осенью 1953 г. Предварительно данный вопрос рассмотрела специальная комиссия ЦК КПСС по разведывательной работе. Вскоре за подписью Н.С.Хрущёва, избранного в те дни Первым секретарём ЦК КПСС, и было принято постановление ЦК о создании «отдела для проведения диверсий на важных военно-стратегических объектах и коммуникациях главных агрессивных государств — США, Англии, а также на территории других капиталистических стран, используемых главными агрессорами против СССР». Далее директивно указывалось: «Признать целесообразным осуществление активных действий в отношении наиболее активных и злобных врагов Советского Союза из числа деятелей капиталистических стран, особо опасных иностранных разведчиков, главарей антисоветских эмигрантских организаций и изменников Родины». В оригинале вместо слов «активных действий» значилось «актов террора». В «Положении» об этом отделе на четырёх страницах машинописного текста раскрывались задачи и цели предстоящей деятельности отдела, подробно и много говорилось и о терроре, и о диверсионной работе, и о «секретном изъятии и доставке на нашу территорию лиц, вывоз которых в СССР вызывается особой необходимостью».
После пика напряжённости в 1962 г. были достигнуты и некоторые позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключён Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх сферах: в космосе, под водой и в атмосфере.
После отставки Н.С.Хрущёва и прихода к политическому лидерству в Советском Союзе Л.И.Брежнева во внутренней политике наблюдалась относительная стабильность. Однако во внешнеполитической деятельности имели место перепады и колебания, приводившие то к ослаблению международной напряжённости, то к резкому обострению обстановки в мире.
В конце 1960-х гг. в Чехословакии начался процесс демократизации и реформирования общества. Советское руководство первоначально спокойно наблюдало за происходившим в Чехословакии, но постепенно из-за опасения, что успех реформаторов в ЧССР повлияет на политические процессы в других странах, позиция Политбюро ЦК КПСС начала меняться. На чехословацких руководителей во главе с А. Дубчеком стали оказывать давление, чтобы приостановить процесс реформирования, в ходе которого были выдвинуты идеи перехода к рыночной экономике и строительства «социализма с человеческим лицом». Убедившись в безуспешности подобных попыток, советские лидеры пошли на крайние меры. 21 августа 1968 г. войска ряда стран — участниц Варшавского договора — СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии были введены на территорию Чехословакии, чтобы не допустить утраты там «социалистических завоеваний» и помешать выходу страны из Организации Варшавского Договора. Мировая общественность осудила эту акцию, против неё высказался ряд коммунистических партий зарубежных стран. Народ Чехословакии, который в 1945 г. с восторгом встречал Красную армию как освободительницу, теперь был настроен враждебно, видел в солдатах, вступивших на её территорию, оккупантов. Разгром демократических преобразований в Чехословацкой республике на два десятилетия задержал реформы не только в этой стране: он вызвал усиление консервативных тенденций в СССР и других социалистических государствах.
Во второй половине 1960-х гг. происходило дальнейшее ухудшение советско-китайских отношений, начались пограничные конфликты, вылившиеся в вооружённые столкновения в 1969 г. на острове Даманском.
В начале 1970-х гг. наблюдались позитивные сдвиги в Европе и в советско-американских отношениях. В ФРГ к власти пришло правительство, возглавлявшееся лидером социал-демократов В. Брандтом, которое начало проводить «новую восточную политику». Она заключалась в признании самостоятельного существования ГДР, нерушимости европейских послевоенных границ, необходимости улучшения отношений с СССР и странами Восточной Европы. В результате серии переговоров были подписаны соответствующие договоры, началось быстрое развитие экономических связей между СССР и ФРГ. Последняя стала крупнейшим торговым партнёром СССР среди западных стран. В 1971 г. были достигнуты договорённости между СССР, США, Великобританией и Францией, определявшие статус Западного Берлина, что также смягчило конфронтацию в самом центре Европы. Всё это способствовало успешной подготовке и проведению в Хельсинки в июле — августе 1975 г. Совещания руководителей 33 стран Европы, США и Канады. На этом совещании был принят Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советский Союз явился одним из инициаторов этого форума и рассматривал его итоги как крупный успех советской внешней политики.
Достигнутое в конце 1960-х гг. примерное равенство (паритет) ракетно-ядерных потенциалов США и СССР подвигло обе страны к переговорам о сдерживании стратегических вооружений. На протяжении 1970-х гг. был заключён ряд договоров, накладывающих определённые ограничения для обеих сторон на количество ядерных боеголовок и средств их доставки.
Хельсинкское совещание, советско-американские соглашения стали наиболее весомыми проявлениями политики разрядки международной напряжённости. Однако она продолжалась недолго. В конце 1970-х гг. руководство Советского Союза санкционировало замену размещённых в европейской части страны ракет среднего радиуса действия на более мощные. Это вызвало ответную реакцию стран НАТО: США начали развёртывать на территории ряда своих европейских союзников новые виды ракетно-ядерного оружия, что привело к обострению ситуации в Европе и замораживанию многолетних переговоров о сокращении ядерных и обычных вооружений.
В декабре 1979 г. советские руководители приняли решение о вводе «ограниченного контингента» советских войск в соседний Афганистан. Там в это время набирала силу гражданская война, и советское вмешательство в конфликт на стороне прокоммунистического правительства вызвало взрыв национально-патриотических чувств. Акция Советского Союза встретила всеобщее неприятие в мире. Только отдельные страны воздержались от её осуждения. США, Китай, исламские государства стали оказывать мощную поддержку воевавшим против советских войск афганским моджахедам (моджахеды — борцы за исламскую веру). СССР оказался втянутым в бесславную войну против народа соседнего государства, с которым десятилетия он поддерживал дружеские отношения.
После смерти в ноябре 1982 г. Л.И.Брежнева Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Ю.В.Андропов, бывший многие годы председателем КГБ СССР. Во внешней политике он успел заявить о себе как о стороннике жёсткого курса, что придало советско-американскому противостоянию ещё более острый характер. Однако пребывание Андропова у власти продолжалось всего 15 месяцев. Страдавший серьёзным заболеванием почек, он умер в феврале 1984 г.
Преемником Ю.В.Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС стал ещё более пожилой и дряхлый К.У.Черненко. За 13 месяцев его пребывания у власти внешняя политика не претерпела существенных изменений.
Коренной поворот в советской внешней политике во второй половине 1980-х гг. связан с именами нового Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем и Президента СССР М.С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. Он сменил на этом посту А.А. Громыко, три десятилетия бессменно руководившего советской внешней политикой и прозванного иностранными дипломатами «господин Нет» за неуступчивость во время любых переговоров. В международных отношениях горбачёвское руководство предложило программу коренных изменений, получившую известность под именем «нового политического мышления». Её суть состояла в признании приоритета в международных делах общечеловеческих ценностей над классовыми, которые в предшествовавший период определяли внешнюю политику СССР. Новое мышление предполагало переход от конфронтации к сотрудничеству, от гонки вооружений к постепенному разоружению, от поддержки региональных конфликтов к поиску путей их урегулирования. Проявив небывалый динамизм, Горбачёв и Шеварднадзе побывали во многих странах мира, наладили личные контакты с видными государственными деятелями, сумели убедить их в серьёзности своих намерений изменить внешнеполитический курс СССР. Атмосфера в мире начала меняться в лучшую сторону.
В результате многочисленных встреч М.С.Горбачёва с президентами США Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим удалось договориться о реальном сокращении ядерного оружия: начали уничтожаться целые классы ракет среднего и малого радиуса действия, а затем и отдельные его стратегические виды. Впервые за многие десятилетия угрожавший жизни на земле призрак атомной войны стал исчезать.
Крупным шагом в деле оздоровления международных отношений было решение советского руководства о выводе войск из Афганистана. Это сразу разрядило обстановку на Среднем Востоке, позволило начать процесс улучшения отношений с Китаем и мусульманскими странами.
Новые принципы сотрудничества были заложены М.С.Горбачёвым и в отношения с социалистическими странами, в частности, было заявлено о невмешательстве Советского Союза в их внутренние дела. В условиях нарастания в восточноевропейских странах антикоммунистических настроений такая позиция горбачёвского руководства не давала повода для возможного обострения отношений СССР с Западом. На парламентских выборах, прошедших летом 1989 г. в Венгрии и в Польше, коммунисты потерпели поражение, к власти пришли новые политические силы, провозгласившие курс на трансформацию общества на началах рыночной экономики и политического плюрализма (плюрализм — один из принципов общественного устройства, при котором существуют политические, идеологические и организационные возможности для выражения интересов различных социальных групп). Осенью того же года произошло обвальное крушение коммунистических режимов в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Албании, Румынии, начался распад Югославии на независимые республики. Политические изменения в странах Восточной Европы привели к прекращению существования Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.
Быстрое разрешение получил и германский вопрос. В связи с переменами в ГДР была разрушена Берлинская стена, на выборах победили некоммунистические силы, выступавшие за немедленное слияние двух немецких государств. М.С. Горбачёв после переговоров с канцлером ФРГ Г.Колем, лидерами США, Великобритании и Франции согласился на вывод в течение ряда лет советских войск с территории ГДР и на вхождение последней в состав ФРГ. В 1990 г. произошло объединение двух Германий. Прекращение в Европе противостояния двух военно-политических блоков, преодоление раскола Германии означало окончание «холодной войны».
Совместные усилия СССР и США на международной арене позволили сдвинуть с мёртвой точки решение многих конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке, в Никарагуа, Кампучии, на юге Африки. В целом изменение внешнеполитического курса СССР в русле нового политического мышления помогло заметно улучшить международный климат, покончить с изматывающей и расточительной конфронтацией двух сверхдержав.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли было избежать «холодной войны»?
2. Почему потерпела крах система социализма в европейских странах в конце 1980-х гг. и в то же время до сих пор процветает социалистический Китай?
3. Кто проиграл в «холодной войне»?
4. Согласны ли вы с утверждением: внешняя политика времен М.С. Горбачёва — капитуляция перед Западом?
Список рекомендованной литературы
Новые документы по новейшей истории / Под ред. Г.Н. Севостьянова. М., 1996.
Сергеев Е.Ю. Новейшая история. Подробности. М., 2000.
СССР и «холодная война». М., 1995.