А. б. агапов 28 страница

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.11 КоАП РФ, выражается в следующих умышленных действиях:

а) изготовление бланков и печатей с воспроизведением Государственного герба РФ полиграфическими или штемпельно-граверными предприятиями, не имеющими сертификата о наличии технических и технологических возможностей для изготовления такой продукции;

б) изготовление бланков с воспроизведением Государственного герба РФ полиграфическими предприятиями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции (лицензирование этого вида деятельности установлено п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

в) изготовление печатей и бланков с изображением Государственного герба РФ полиграфическим или штемпельно-граверным предприятием без заказа соответствующего публичного органа на изготовление такой продукции. С такими заказами вправе обращаться федеральные органы государственной власти, иные публичные органы, организации, учреждения (в частности, Счетная палата РФ, государственные внебюджетные фонды, Российский фонд федерального имущества и иные публичные органы и учреждения, наделенные специальными исполнительно-распорядительными полномочиями).

Таким образом, изготовление бланков с изображением Государственного герба РФ допускается полиграфическими предприятиями при наличии указанных разрешительных документов. При истолковании п. 1 постановления Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» следует иметь в виду, что лицензирование деятельности по изготовлению печатей (в том числе печатей с указанным изображением) действующим законодательством не предусмотрено[573].

За нарушение порядка использования и применения Государственного герба установлены меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Дисциплинарная ответственность регламентируется федеральными законами, определяющими статус гражданского служащего, военнослужащего, должностных лиц, осуществляющих правомочия правоохранительной или муниципальной службы. Административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 17.10 КоАП РФ, применяется только к физическим лицам. К субъектам административных правонарушений, установленных ст. 19.11 КоАП РФ, относятся граждане, должностные лица и юридические лица.

Надругательство над Государственным гербом РФ квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 329 УК РФ. В качестве данного противоправного деяния рассматриваются следующие умышленные действия:

а) уничтожение изображения Государственного герба РФ, т.е. нанесение невосполнимых повреждений с применением физической силы нарушителя или с использованием механических средств либо причинение устранимых механических повреждений такому изображению;

б) искажение атрибутов Государственного герба, например в целях создания его карикатурного изображения;

в) использование Государственного герба РФ в целях, заведомо не совместимых с предназначением этого государственного символа, например, нанесение его искаженных изображений на плакаты и листовки в целях использования средств наглядной агитации при проведении общественно-политических мероприятий;

г) произвольное перемещение изображений Государственного герба РФ из мест его законного размещения, например снятие его изображений, помещенных на фасаде зданий федеральных органов государственной власти и на пограничных знаках.

18.4. Государственный гимн Российской Федерации

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение и является единственным публичным символом, при использовании которого применяются средства музыкального воплощения. В соответствии с предназначением Государственного гимна допускается единственная форма официального использования этого государственного символа — музыкальное исполнение Государственного гимна РФ в соответствии с утвержденными Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» музыкальной редакцией, текстом и правилами исполнения[574].

Государственный гимн исполняется в вокальном и инструментальном варианте при проведении официальных церемоний, воинских ритуалов, а также при проведении публичными или негосударственными организациями иных торжественных мероприятий. Государственный гимн РФ транслируется государственными и радиовещательными компаниями в соответствии с правилами ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации». Правила использования Государственного гимна РФ включают в себя его исполнение при проведении официальных мероприятий в Вооруженных Силах РФ, на территории иностранных государств, а также официальных церемоний во время спортивных соревнований в случаях, предусмотренных подзаконными актами. К таким актам соответственно относятся общевоинские уставы, нормативные правовые акты МИД России и правила проведения спортивных соревнований[575]. Таким образом, к источникам, устанавливающим статус Государственного гимна РФ, относятся указанные ведомственные нормативные правовые акты, определяющие правила музыкального исполнения Государственного гимна при проведении соответствующих торжественных мероприятий в случаях, установленных Федеральным конституционным законом. Использование Государственного гимна РФ в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается только в случае, специально предусмотренном указом Президента РФ.

Государственный гимн как публичный символ рассматривается в единстве его атрибутов — официальных текста и музыкальной редакции. При его исполнении во время официальных и иных торжественных мероприятий, проводимых в публичных и негосударственных организациях, допускается использование утвержденной музыкальной редакции с соблюдением правил публичного церемониала (его выслушивание стоя, без головных уборов, и иных правил, установленных ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации»). При трансляции Государственного гимна РФ телерадиовещательными компаниями подлежат обязательному применению оба указанных атрибута.

К противоправным действиям в отношении Государственного гимна РФ относятся нарушение порядка его исполнения, а также надругательство над ним. К действиям, нарушающим правила исполнения Государственного гимна, относятся:

а) его исполнение в музыкальной редакции или с текстом, которые отличаются от официально утвержденных Федеральным конституционным законом;

б) исполнение Государственного гимна при проведении развлекательных и иных неофициальных мероприятий[576];

в) использование музыкальной редакции или текста Государственного гимна в случаях, не предусмотренных Феде­ральным конституционным законом или указом Президента РФ. К подобным правонарушениям относится, например, использование музыкального сопровождения Государственного гимна РФ в качестве полифонического средства мобильных телефонов.

Нарушение гражданами, должностными лицами, публичными и частноправовыми организациями вышеуказанных правил использования Государственного гимна РФ квалифицируется по ст. 17.10 КоАП РФ.

Надругательство над Государственным гимном РФ выражается в следующих умышленных действиях:

а) использование искаженного текста или музыкальной редакции Государственного гимна при проведении публичных общественно-политических мероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования[577], например его трансляция через средства звукоусиления, использование искаженного текста в печатных агитационных средствах (плакатах, листовках), а также в карикатурных изображениях (в том числе в СМИ);

б) использование атрибутов Государственного гимна при проведении предвыборной агитации в электронных и печатных СМИ в качестве средства противодействия политическим оппонентам — лицам и общественно-политическим объединениям (в том числе политическим партиям), например, демонстрация по электронным СМИ аудио-, видеоматериала, содержащего критику политического оппонента, с музыкальным сопровождением Государственного гимна РФ. Использование Государственного гимна в качестве средства политической борьбы несовместимо с предназначением этого публичного символа и квалифицируется как порочащее его действие (т.е. надругательство над Государственным гимном).

Законодательство РФ обычно различает противоправные деяния в виде нарушения правил использования публичных символов, рассматриваемые в качестве административного правонарушения, и действия, умышленно порочащие такие символы, квалифицируемые как преступление по ст. 329 УК РФ. Поскольку уголовная ответственность за надругательство над Государственным гимном не предусмотрена, указанные противоправные деяния подлежат квалификации по ст. 17.10 КоАП РФ в качестве административных правонарушений[578].

18.5. Публичный статус государственного языка Российской Федерации

Русский язык как государственный язык Российской Федерации является одним из атрибутов государственной власти. Использование русского языка в этом качестве обусловлено его обязательным употреблением в деятельности всех публичных органов, судопроизводстве, при написании наименований географических объектов, оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в деятельности публичных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, рекламе и в иных сферах, установленных федеральным законодательством о государственном языке РФ[579]. Публичный статус государственного языка Российской Федерации предусматривает:

1) его обязательное применение в сферах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с правилами русской орфографии и пунктуации, определенными Правительством РФ;

2) ответственность за нарушения правил использования русского языка, иные нарушения его статуса, установленные законодательством РФ.

При использовании русского языка в качестве публичного атрибута не допускается применение иностранных слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке[580]. Использование русского языка государственным или муниципальным служащим с нарушением правил его применения квалифицируется в качестве дисциплинарного правонарушения. К такого рода нарушениям относятся:

а) нарушение правил русской орфографии и пунктуации, совершенное по неосторожности;

б) использование иностранных слов и выражений государственным служащим при осуществлении его официальных полномочий (при подготовке документов, во взаимоотношениях служащего со средствами массовой информации). Подобные нарушения допускаются в сфере законотворчества, в процессе разработки проектов нормативных правовых актов. К ним относится, например, употребление цивилистических англоязычных терминов («фьючерсная сделка», «форвардная сделка»), имеющих равнозначные понятия в обязательственном праве.

Специальная административная ответственность за нарушение законодательства о государственном языке РФ не установлена, однако в некоторых случаях административные наказания применяются за нарушение федеральных законов, отдельные предписания которых также регулируют проблемы русского языка, например Федерального закона от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов». Административная ответственность за нарушение правил присвоения или употребления наименований географических объектов установлена ст. 19.10 КоАП РФ. К нарушениям такого рода относится использование государственных языков республик в составе Российской Федерации или языков народов Российской Федерации при написании указанных наименований[581].

18.6. Применение атрибутов публичной символики

Атрибуты публичной символики — Государственного герба и Государственного флага РФ — помещаются на форменную одежду некоторых гражданских служащих, сотрудников правоохранительной службы и униформу военнослужащих. Элементы графического изображения государственных символов помещаются на погонах, петлицах, головных уборах военнослужащих, геральдических знаках, эмблемах и значках, знаках различия сотрудников правоохранительной службы и используются в качестве геральдической основы государственных наград[582].

Форменная одежда с атрибутами публичных символов используется только в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной гражданской службы, правоохранительной и военной службы (например, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ). Следовательно, использовать указанную форменную одежду вправе только государственные служащие; ее ношение иными лицами квалифицируется по ст. 17.12 КоАП РФ (незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов). В соответствии с указанной статьей к государственным военизированным организациям относятся предприятия, учреждения системы Вооруженных Сил РФ, образовательные и лечебные учреждения системы Минобороны России, а также организации и учреждения, подчиненные федеральным органам исполнительной власти, действующим в сферах обороны и безопасности, сотрудники которых исполняют военно-служебные обязанности или штаты которых комплектуются лицами, призываемыми на военную службу. Таким образом, использование форменной одежды с публичной символикой допускается сотрудниками Минобороны России, подчиненных ему ведомств, сотрудниками внутренних войск и войск гражданской обороны (эти войска находятся соответственно в системах МВД и МЧС России), ГФС, СВР, ФСБ, ФСО России, ГУСП и других федеральных органов исполнительной власти, в системах которых имеются военнослужащие.

Ношение форменной одежды с публичной символикой предусмотрено сотрудниками правоохранительных органов: прокуратуры РФ, МВД России, ФСКН России, а также сотрудниками подчиненных Минюсту России федеральных служб — ФСИН и ФССП России. В диспозиции ч. 1 ст. 17.12 КоАП РФ упоминаются также контролирующие органы, сотрудники которых экипированы форменной одеждой с публичной символикой. К таким органам относятся федеральные службы, осуществляющие функции экологического, лицензионного, ветеринарного, транспортного, санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного контроля (такие федеральные службы имеются в системах всех министерств, подчиненных Правительству РФ). К контролирующим органам по смыслу рассматриваемой статьи относятся также министерства и федеральные агентства, осуществляющие функции по контролю и надзору в случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. К атипичным разновидностям публичного контроля и надзора следует отнести государственный пожарный надзор, а также контроль и надзор за использованием маломерных судов, осуществляемый должностными лицами МЧС России[583]. Ношение форменной одежды с публичной символикой другими лицами квалифицируется по ч. 1 ст. 17.12 КоАП РФ и влечет за собой санкцию в виде административного штрафа, всегда применяемого наряду с конфискацией незаконно используемой форменной одежды.

В качестве правонарушения, отягчающего ответственность, квалифицируется ношение указанной форменной одежды частными детективами и охранниками. В данном случае предусмотрены более обременительные штрафные санкции (ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ).

18.7. Государственные награды Российской Федерации

Публичные символы или их атрибуты используются в качестве геральдической основы государственных наград. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление статуса государственных наград и почетных званий Российской Федерации относится к исключительному ведению Российской Федерации[584]. К государственным наградам России относятся звания Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, а также почетные звания Российской Федерации. Наряду с ними сохраняется порядок ношения гражданами Российской Федерации государственных наград СССР[585].

Публичный статус государственных наград предусматривает установление порядка награждения ими, порядка их изготовления и использования (хранения, ношения и выдачи дубликатов государственных наград взамен утраченных) и ответственность физических лиц за нарушение указанных правил. Административная ответственность за ношение государственных наград (в том числе нагрудного знака к почетному званию), знаков отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на это права, установлена в ч. 1 ст. 17.11 КоАП РФ. В качестве рассматриваемого административного правонарушения квалифицируется ношение вышеуказанных государственных наград и их атрибутов (нагрудного знака, орденских лент, лент медалей), а также ношение знаков отличия лицом, не награжденным ими. Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (квазинаград), квалифицируется по ч. 2 ст. 17.11 КоАП РФ. Совершение указанных правонарушений физическим лицом влечет за собой административный штраф, взимаемый наряду с конфискацией данной публичной символики (в том числе и конфискации квазинаград).

Государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР относятся к вещам, изъятым из оборота, и не могут быть предметом любой имущественной сделки (например, договоров купли-продажи, мены и дарения). Приобретение государственных наград в результате заключения указанной сделки либо их сбыт квалифицируется по ст. 324 УК РФ. Изготовление поддельных государственных наград в целях их использования или сбыта либо сбыт поддельных государственных наград квалифицируется по ч. 1 ст. 327 УК РФ.

18.8. Публичные атрибуты и символы субъектов Российской Федерации

Статус региональных публичных символов устанавливается конституциями, уставами и законами субъектов РФ, при этом республики в составе России учреждают государственную символику, а иные субъекты РФ, не наделенные, в отличие от республик, правомочиями государств, устанавливают статус краевых, областных, окружных и иных публичных символов.

В Москве установлены официальные символы города, к которым относятся герб, флаг и гимн; официальные государственные символы административных округов (гербовая эмблема и флаг), муниципальных образований (герб и флаг). К символам города Москвы относится также официальная графическая символика — архитектурно-мемориальные (изображения архитектурных, монументальных и исторических памятников) и словесные символы (слово «Москва» и образованные на его основе слова и словосочетания)[586]. Различия в статусе указанных публичных символов обусловлены методами их внешнего выражения посредством графической и иной визуальной фиксации (герб, флаг, гербовая эмблема и др.), а также способами звукового восприятия (например, гимн города Москвы). Порядок применения символики определяется нормативными правовыми актами города Москвы (законами, постановлениями правительства Москвы, указами мэра), а также уставами и другими нормативными правовыми акта­ми внутригородских муниципальных образований[587].

Правилами использования городской символики, утвержденными правительством Москвы, установлены требования к публичным организациям и субъектам предпринимательства (например, вывешивать флаг города Москвы в дни государственных праздников Российской Федерации и городских праздников). Правилами устанавливается также порядок официального использования городской символики, включающий в себя определенные способы графического изображения герба, флага, архитектурно-мемориальных символов на товарных знаках, знаках обслуживания в рекламных объявлениях, размещаемых в электронных или печатных СМИ[588]. Правила использования гимна Москвы предусматривают его музыкальное воспроизведение при проведении торжественных мероприятий в соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом, а также изготовление и распространение аудио- и видеопродукции с записью гимна города Москвы, его партитуры, клавира и текста.

Официальные символы города Москвы утверждаются законами города Москвы; городские архитектурно-мемориальные символы устанавливаются указами мэра; официальные символы внутригородских муниципальных образований определяются муниципальными собраниями. Утверждению публичных символов всегда предшествуют административные процедуры, например проверка экспертизы проектов городских и муниципальных символов. Наличие положительного экспертного заключения является необходимой предпосылкой для последующего утверждения соответствующей символики, однако ее использование допускается только после внесения городского, муниципального символа в Геральдический реестр города Москвы. Таким образом, статус публичной символики определяется исключительно административным законодательством. Согласно его предписаниям регламентируется создание публичных атрибутов и символов, их использование (в том числе и соответствующие контрольные полномочия) и применение санкций к нарушителям.

Создание публичной символики включает в себя разработку графических изображений, а применительно к гимнам — музыкальных произведений, текстов и их утверждение соответствующим органом законодательной власти или представительным органом местного самоуправления. На стадии, предшествующей утверждению, осуществляются административные процедуры, установленные федеральным конституционным законом или законом субъекта РФ, например проведение экспертизы[589]. На этапе создания публичной символики устанавливается действующая символика и упраздняются предшествующие публичные символы или их отдельные атрибуты.

18.9. Федеральные и региональные правила использования публичной символики

Под использованием публичной символики понимаются любые формы ее официального применения, например демонстрация соответствующих геральдических символов, воспроизведение государственных гимнов Российской Федерации и республик в составе России, гимнов субъектов РФ, не наделенных правомочиями государств, а также гимнов муниципальных образований[590]. Любые легитимные формы использования публичной символики государственных (муниципальных) органов допускаются только после завершения административных процедур, установленных соответствующим законодательством. Например, применительно к городу Москве могут быть использованы только гербы, знаки и иная символика органов, внесенная в Геральдический реестр[591]. Таким образом, официальному использованию атрибутов и символов предшествует стадия публичного санкционирования, на которой государственному (муниципальному) органу выдаются разрешительные документы, подтверждающие соответствие символики требованиям, установленным федеральными конституционными законами и законами субъектов РФ (к таким документам относятся экспертные свидетельства, свидетельства о внесении атрибута и символа в Геральдический реестр города Москвы)[592].

Использование публичной символики общественных объединений, например геральдических знаков, гимнов и флагов политических партий, допускается в случаях, установленных их уставами. Публичное санкционирование использования такой символики осуществляется в процессе государственной регистрации общественного объединения в соответствующем органе юстиции. Определение уставными документами символики общественного объединения, утвержденной с нарушением требований, установленных федеральным конституционным законом, является предпосылкой для отказа в государственной регистрации. К такого рода нарушениям относится использование в геральдических знаках общественных объединений атрибутов Государственного герба РФ или Государственного флага РФ, государственных флагов и гербов республик в составе РФ, гербов и флагов других субъектов РФ[593]. В данном случае публичное санкционирование символики общественного объедине­ния осуществляется в процессе регистрационных отношений, однако федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ могут быть установлены специальные административные процедуры, осуществляемые наряду с регистрационными процедурами и независимо от них. Например, наименования общественного объединения, включающие словесные символы города Москвы, подлежат проверке в специально уполномоченном городском органе исполнительной власти на соответствие требованиям, установленным Законом города Москвы «О государственной и муниципальной символике в городе Москве» (п. 2 ст. 24 указанного Закона).

Полномочия по осуществлению контроля за использованием публичной символики включают в себя проведение проверок соблюдения публичными органами, общественными объединениями и субъектами предпринимательства требований, установленных федеральным законодательством; законодательством, уставами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. По результатам выявленных нарушений применяются соответствующие меры публичной ответственности. К дисциплинарной ответственности привлекаются государственные или муниципальные служащие, не исполняющие рассмотренные выше административные процедуры регистрации, выдачи разрешительных документов, проведения контроля.

Субъектами административной или уголовной ответственности являются граждане и должностные лица частного права. К особенностям этих видов публичной ответственности следует отнести деперсонификацию коммерческих правомочий. Так, индивидуальные предприниматели нарушают правила использования публичной символики: а) в случаях, не связанных с коммерческой деятельностью (например, при нарушении правил вывешивания Государственного флага РФ, государственных флагов субъектов РФ), и тогда они привлекаются к административной ответственности, установленной для граждан; б) при непосредственном осуществлении коммерческих правомочий (при использовании символики на товарных знаках на упаковке товаров, в рекламных объявлениях). При совершении нарушений, обусловленных коммерческой деятельностью, индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности, установленной для должностных лиц, и несут более обременительные публичные санкции (примеч. к ст. 2.4 КоАП РФ). Таким образом, в процессе коммерческого использования продукции с публичной символикой общегосударственные потребности доминируют над законными интересами субъектов предпринимательства: органы исполнительной власти устанавливают обязательные требования по использованию указанной продукции, в том числе и в случаях, ограничивающих экономический потенциал коммерческих организаций.

Имущественный статус публичной символики определяется административным законодательством. В зависимости от своего предназначения и способов использования публичная символика неразрывно связывается с объектом недвижимости (при размещении эмблем, гербов и иных геральдических знаков на фасадах государственных органов) либо относится к движимым вещам (например, флаги), однако во всяком случае публичная символика имеет особый имущественный статус. В частности, государственные награды СССР и РСФСР относятся к вещам, изъятым из оборота, и не могут быть предметом любого возмездного договора. Предметы с изображением публичных атрибутов и символов относятся к вещам с ограниченной оборотоспособностью только в случаях, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Законодательством города Москвы допускается коммерческое использование предметов с изображением городских архитектурно-мемориальных символов, а также аудио- и видеопродукции с записью гимна города Москвы, в соответствии с правилами, утверждаемыми правительством Москвы.

В зависимости от политико-правовых потребностей законодательством устанавливается особый порядок использования вещей с изображением публичной символики других государств, не применяемых по своему предназначению на территории РФ и представляющих собой антикварную и иную потребительскую ценность. Например, вещи с изображением нацистской атрибутики и символики могут приобретаться или отчуждаться в целях коллекционирования и иных личных целях. Использование таких вещей при проведении общественно-политических мероприятий запрещается. Купля-продажа, хранение государственных наград Российской империи, изготовленных из драгоценных металлов или инкрустированных драгоценными камнями, определяется федеральным законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Владелец таких вещей вправе их использовать только на территории РФ; переход их в собственность иностранных физических или юридических лиц или вывоз с территории РФ допускается только в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти[594].

18.10. Использование публичной символики в общественно-политических мероприятиях

Использование публичной символики всегда обусловлено конкретной целью, применительно к которой устанавливаются правила пользования или распоряжения вещами с изображением публичных атрибутов и символов. Использование публичных символов в качестве агитационных средств при проведении общественно-политических мероприятий регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Наши рекомендации