Русь в конце X – начале XII в.
Социально-экономический строй.
Вопрос о характере социально-экономического строя Киевской Руси является дискуссионным. Так, санкт-петербургский историк И.Я. Фроянов считает, что Русь в это время находилась на стадии позднего родового строя и только к концу рассматриваемого периода начался процесс классообразования. Исследовательница из Минска В.И. Горемыкина полагает, что на Руси господствовали рабовладельческие отношения. Большинство отечественных историков (Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин, Б.А. Рыбаков, М.Б. Свердлов, А.А. Горский и др.) придерживается точки зрения, что Киевская Русь представляла собой раннефеодальное общество.
Дискуссионным остается вопрос и о характере раннефеодального общества на Руси. Б.Д. Греков считал, что уже в IX в. существовали крупное частное землевладение (вотчина) и различные категории зависимого населения (так называемый “вотчинный феодализм”). По мнению Л.В. Черепнина, первоначально существовала государственная земельная собственность и только затем появляется крупное частное землевладение (так называемый “государственный феодализм”). Разновидностью этой точки зрения является точка зрения А.А. Горского: земля находилась в совместной собственности князя (как главы государства) и дружины (так называемый “корпоративный феодализм”). Б.А. Рыбаков считал, что параллельно и одновременноразвивалось как крупное частное (вотчинное) землевладение, так и государственное.
Формирование крупной земельной собственности и ее виды.
В настоящее время в исторической литературе утвердилась точка зрения, согласно которой первой формой крупной земельной собственности было государственное землевладение. В ходе интеграции союзов племенных княжений в государство шел процесс “окняжения” земель. Киевский князь как глава государства выступал и верховным собственником земли.
Князь за службу наделял землей дружинников, “сажал” их на землю. Примерно к середине XI в. начал складываться слой крупных частных землевладельцев – бояр, новая форма землевладения – вотчина. Различали вотчины боярские и княжеские.
В конце X в. было принято христианство, появилась церковь как религиозно-феодальный институт. Начала складываться еще одна форма крупного землевладения – церковно-монастырское землевладение (церковно-монасты-рская вотчина).
Категории зависимого населения.
По мере имущественного и социального расслоения древнерусского общества складывались различные категории зависимого и полузависимого населения.
К полузависимым (полусвободным) относились:
1. закупы – лица, взявшие купу (в долг) деньгами, зерном и т.д. Вернув (отработав) долг, они могли снова стать свободными, но на практике они нередко попадали в категорию зависимого населения;
2. рядовичи – лица, заключившие договор (ряд) и обязанные отработать по этому договору; их судьба была, как правило, та же, что и у закупов.
К зависимомунаселению относились:
1. челядь;
2. холопы.
Челядь и холопы – это рабы древнерусского общества. Их отличие в следующем: челядь – это рабы-иноплеменники (из пленных), холопы – рабы-соплеменники, попавшие в рабство за долги. Челядь и холопы были неправоспособны, за их преступления отвечали их владельцы.
Спорным остается вопрос о социальном статусе смердов: являлись они свободными крестьянами-общинниками или зависимым населением.
Политический строй.
В конце IX в. и большей части X в. Русь была дружинным государством. Князь, по сути, делил власть с дружиной. Союзы племенных княжений вошли в состав государства, но долгое время сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом осуществлялась через полюдье. Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, выполнения судебных, жреческих и коммуникативных функций. С конца X в. происходит эволюция дружинного государства в раннефеодальную монархию. Власть князя, оставаясь наследственной, становится единоличной.
Во главе государства стоял великий князь Киевский. При князе был совет (дума). В него входили члены старшей княжеской дружины. Этот совет обсуждал вопросы войны и мира, законодательства, назначения посадников.
В крупные города направлялись княжичи-наместники из династии Рюриковичей. В остальные города – мужи-посадники, как правило, из членов старшей княжеской дружины. Из их числа впоследствии сложились общерусские съезды князей (снемы). В городах находились также тысяцкие – предводители городских ополчений.
Спорным остается вопрос о судьбе веча. Так, И.Я. Фроянов считает его неотъемлемым атрибутом государственной жизни Киевской Руси. По подсчетам М.Б. Свердлова, наоборот, в течение 100 лет вече собиралось всего 6 раз, да и то в связи с восстаниями или нападениями кочевников.
Низшие административные должности:
мечник – судебный чиновник (возможно, судебный исполнитель); ябетник – судебный исполнитель; вирник – сборщик судебных пошлин; метельник (метник) – судебный чиновник, распределял судебные пошлины; бирич– глашатай: оглашал судебные приговоры, княжеские указы; данник – сборщик поземельной подати; подъездной – сборщик различных пошлин; мытник – сборщик торговых пошлин; городник – отвечал за строительство городов, городских укреплений; мостник – отвечал за строительство и поддержание в исправном состоянии мостов, мостовых; заводник– ведал отмежеванием земель; волостель – административное лицо в волости (сельской местности).
Князь и дружина.
Древнерусская дружина известна с VI в. К X в. она становится неотъемлемой частью государственного механизма. Дружина делилась на две части: старшую и младшую. Членов старшей дружины называли боярами или огнищанами. Членов младшей дружины – отроками, детскими.
Как считает А.А. Горский, автор специального исследования о древнерусской дружине, члены старшей дружины составляли совет при князе, назначались посадниками в городах. Члены младшей дружины занимали низшие административные должности, были княжескими дворовыми слугами.
“Русская Правда”
“Русская Правда” - главный памятник древнерусского права. Основными редакциями принято считать “Краткую Правду” и “Пространную Правду”. Третья редакция – “Сокращенная Правда” - самостоятельного значения не имеет.
“Русская Правда” отразила социально-экономические отношения, сложившиеся к началу – середине XI в. В ней определен правовой статус различных категорий населения: свободных (купцы, дружинники, иностранцы, ремесленники, горожане); полузависимых (рядовичи, закупы); зависимых (челядь, холопы); смердов. О социальном положении этих категорий населения свидетельствует, в частности, штраф, налагаемый за их убийство. Так, за убийство княжеского дружинника – штраф 80 гривен кун, за убийство рядового свободного человека – 40 гривен кун, за убийство закупа, холопа, смерда – 5 гривен кун и т.д.
Из источника мы узнаем, что представляло собой княжеское и боярское хозяйство.
“Русская Правда” устанавливала наказания за различные преступления. Самым распространенным наказанием был штраф, то есть целью наказания было возмещение нанесенного ущерба. Высшей мерой наказания являлся “поток и разграбление”: конфискация имущества и изгнание из общины. Еще одной формой наказания было обращение в холопство (например: сбежавший закуп; купец, потерявший по собственной вине товар).
Княжение Владимира. Крещение Руси.
С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ.
Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство.
Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке.
Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси.
Значение принятия христианства:
- единая религия была призвана укрепить государственное единство;
- христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью);
- принятие христианства дало толчок развитию культуры;
- Русь вошла в семью христианских стран Европы;
- возникла церковь как религиозно-феодальный институт.
Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы.
Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “О десятине и людях церковных”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.
По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право:
- судить население, проживающее на церковных землях;
- судить церковных людей (священно- и церковнослужителей);
- судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.
Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу.
Ярослав Мудрый.
Владимир умер в 1015г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “Святополк Окаянный”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.)
В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав.
Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый.
Расцвет Руси выразился:
- Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир;
- законодательная деятельность Ярослава (“Русская Правда”, “Домениальный устав”, Церковный устав);
- “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг);
- желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”.
Современники называли Ярослава Мудрого царем.
Княжеские усобицы. Владимир Мономах.
Еще в 1024 г. брат Ярослава, тмутараканский князь Мстислав разбил дружину Ярослава и вынудил его бежать в Новгород. Правда, вскоре Мстислав предложил мир. До 1036г. (год смерти Мстислава) на Руси фактически было двоевластие. Братья поделили русскую землю: Ярославу достался Новгород и правобережье Днепра вместе с Киевом; Мстиславу - левобережье и Тмутаракань. Но этот раздел не привел к дроблению Руси и княжеским усобицам.
После смерти Ярослава в 1054 г. Власть перешла к триумвирату Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод). До середины 1060-х гг. все было спокойно. С 1067 г. между братьями начинаются усобицы, усугубляемые народными выступлениями. До 1093 г. на Киевском столе попеременно побывали все три Ярославича.
С 1093 по 1113 г. княжил Святополк, сын Изяслава. При нем в 1097 г. в Любече состоялся съезд князей. Князья признали пагубность междоусобиц, решили впредь, что каждый будет владеть “отчиной своей” и не вмешиваться в дела соседей. Но после съезда междоусобицы возобновились с новой силой. Летопись сообщает, что в том же году был ослеплен теребовльский князь Василек.
Святополк умер в 1113 г. В Киеве вспыхнуло восстание. Были разграблены двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. На киевский стол приглашается Владимир Всеволодович Мономах. При нем на Руси устанавливается относительная стабильность. Он дополнил “Русскую Правду”: “Устав Владимира Всеволодовича”, ограничив произвол ростовщиков и упорядочив взимание процентов; регламентировал порядок поступления в холопство.
Владимир Мономах княжил до 1125 г. Он оставил “Поучение” детям и остался в памяти современников и потомков. В летописи сказано, что он просветил всю землю русскую и слава о нем разнеслась по всем окрестным странам, наводил ужас на половцев.
Борьба Руси с набегами кочевников в X-XII вв.
В X – начале XI в. главными противниками Руси были печенеги, заполонившие все южнорусские степи. Владимир Святославич обезопасил Русь от их стремительных и опустошительных набегов. На рубежах русской земли, на берегах Десны, Трубежа, Сулы, Стугны, Остера, был построен ряд крепостей. Здесь несли службу “лучшие мужи”, переведенные из северных областей. В 1036 г. печенеги были разбиты Ярославом и их нападения прекратились.
В середине XI в. из-за Дона и Волги на запад двинулись племена половцев. Они оттеснили печенегов и заняли все южнорусские степи.
В 1055-56 гг. половецкий хан Бонуш подошел к русским владениям, но дело закончилось миром.
В 1061 г. половцы совершили первый набег на Русь, разбив дружину Всеволода Ярославича.
В 1068 г. половцы победили Ярославичей на р.Альте, разграбив русские города и села и уведя множество пленных.
В дальнейшем русские князья совершили несколько удачных походов против половцев. В 1103г. объединенные дружины разбили половцев на р.Сутени. Погибло 20 половецких ханов. В 1107 г. разбили половцев за рекой Сулой и едва не взяли в плен хана Шарукана. В 1111 г. поход на половцев организовал Владимир Мономах. Половцы были разбиты в верховьях Северского Донца, разрушены половецкие городки Шарукань и Сугров.
Русские князья и дальше воевали с половцами, заключали с ними матримониальные союзы, привлекали на свою сторону для борьбы друг с другом.