Особенности нормативно-правового договора как источника права

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

81 Закон: понятие, признаки, виды

Закон - это акт верховной власти в государстве, обладающий высшей юридической силой. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

- обладание высшей юридической силой. Это означает, что закону должны соответствовать все другие правовые акты;

- по своему источнику закон - акт, непосредственно выражающий общую государственную волю;

- по своему содержанию закон - правовой акт, посвященный основным вопросам жизни государства;

- по своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

- это правовой акт, который принимается в особом порядке.

Классификация законов может производиться по различным основаниям:

- по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

- по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).

Подзаконные акты, их признаки и виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что они: 1) принимаются на основе закона, 2) принимаются во исполнение закона, 3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: указы Президента; постановления Правительства; акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.; акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций; акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций

Наши рекомендации