Китай в эпоху шан-инь и чжоу

Династия Шан-Инь.В соответствии с двумя независимыми источниками насчитывается 30 правителей династии Шан-Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан-Инь приходится на 18 в. до н.э. и завершается в 12 в. до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало 16 в. до н.э. и середину 11 в. до н.э.

После того как Ли – правитель государства Шан-Инь – сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, по всей вероятности, пришли из северных районов Центрального Китая. Для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.

Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала по меньшей мере центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой р.Янцзы, а может быть, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, бóльшую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.

История династии Шан-Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце 19 в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем – содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).


Династия Чжоу.Племена чжоу, которые нанесли поражение Шанскому государству, создали свою империю не позднее последнего столетия шанского правления. Эта империя располагалась вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в обстановке, которая предполагала проведение ирригационных работ.
Общественный строй государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений потребовало усиления контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры.

Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому талантливых чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс «рыцарей», состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в эпоху Чжоу китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе; представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Со временем слово «рыцарь» стало означать «ученый». Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

На нижней ступени социальной лестницы находился «народ», т.е. крестьяне. Помимо производства продуктов питания крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различных волокон для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода также изготавливались крестьянами и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Хотя производство предметов роскоши и торговля ими процветали и ранее, на период Чжоу, судя по немногим уцелевшим образцам, приходится расцвет этого ремесленного искусства.

Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали набеги на северо-западные районы. Меры по укреплению обороны, военные экспедиции и кампании ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Такая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781–771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого контингента населения на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ близ города Сиань) и убили императора.

Империя Чжоу не смогла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань (поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний – Восточным Чжоу). В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н.э.

Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей на востоке и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу.

Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень экономического развития в разных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу с феодалами за власть и собственные интересы.

Параллельно изменениям в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы разной площади. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы.

Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На съездах обсуждались проблемы общегосударственного значения и принимались решения об организации карательных экспедиций. Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение «главного князя», что признавалось и императором и прочими князьями. Однако между княжествами все чаще вспыхивали войны, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы.

Из литературных памятников Западного Чжоу сохранились три произведения, позднее включенные в число конфуцианских канонов. Хотя, возможно, они «пострадали» от рук последующих издателей, в них все же ощущаются дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу. Ицзин (Книга перемен) – сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое.

Шуцзин (Книга истории), частично составленная в эпоху раннего Чжоу, включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Шицзин (Книга поэзии, или Книга песен) – сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В этот сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.

Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости.

Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция «дао» оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством.

Другая школа, моизм, основанная Мо-цзы (Мо-ди, ок. 479 – ок. 400 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-цзы, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба.

Системой, в которой традиции и дух перемен слились в единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (ок. 551–479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Это заявление особенно справедливо в том смысле, что он проявил исключительный дар в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам.

В эпоху позднего Чжоу конфуцианство еще не занимало доминирующего положения в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех. В соперничестве за преобладающие позиции далеко вперед вырвалось самое западное княжество – Цинь. В 256 до н.э. с императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.

Наши рекомендации