Приложение 2. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности
РЕЗОЛЮЦИЯ 1728 (2010)[57]
Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
1. Парламентская Ассамблея напоминает, что сексуальная ориентация, которая может быть гетеросексуальной, бисексуальной и гомосексуальной, является принципиальным компонентом самоидентификации каждого человека. Ассамблея также напоминает, что во всех государствах – членах Совета Европы гомосексуализм был исключен из числа уголовно наказуемых деяний. Гендерная идентичность сопряжена с глубоким внутренним восприятием индивидом своего пола. Трансгендерными называют людей, у которых гендерная идентичность не совпадает с их биологическим полом.
2. В соответствии с международным правом, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Сексуальная ориентация и гендерная идентичность провозглашаются признаками, дискриминация по которым запрещена. Европейский суд по правам человека рассматривает разницу в обращении с людьми, ничем объективно и разумно не обоснованную, как дискриминацию. Поскольку сексуальная ориентация является одной из наиболее интимных сторон частной жизни, Суд считает, что только чрезвычайно веские причины могут оправдать разницу в обращении по причине сексуальной ориентации. В постановлении, вынесенном в 1999 году по делу "Лустиг-Прин и Бекетт против Соединенного Королевства", Суд подчеркнул, что отрицательное отношение к гомосексуальному меньшинству со стороны гетеросексуального большинства не может считаться достаточным основанием, равно как и аналогичное тому негативное отношение к лицам иного пола, иной расы, иного происхождения или цвета кожи.
3. Однако лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы и транссексуалы (ЛГБТ), а также правозащитники, отстаивающие права ЛГБТ, по всей Европе сталкиваются с глубоко укоренившимися предрассудками, враждебностью и широко распространенной дискриминацией. В большинстве государств – членов Совета Европы необходимо принять меры в связи с отсутствием знаний о сексуальной ориентации и гендерной идентичности и понимания их, поскольку это приводит к широкому кругу нарушений прав человека, которые затрагивают жизни миллионов людей. Обеспокоенность вызывают такие важные проблемы, как физическое и вербальное насилие (преступления на почве нетерпимости и разжигание ненависти), неоправданное ограничение свободы слова, свободы собраний и объединений, нарушение права на уважение частной и семейной жизни, нарушение права на образование, труд и охрану здоровья, а также систематическая стигматизация. В результате по всей Европе многие ЛГБТ живут в страхе и вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность.
4. Лица с трансгендерной ориентацией постоянно подвергаются дискриминации и лишаются прав во многих государствах – членах Совета Европы из-за дискриминационных подходов и препятствий в назначении лечения по смене пола и юридическом признании нового пола. Одним из последствий этого является относительно высокий процент самоубийств среди лиц с трансгендерной ориентацией.
5. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности может усиливаться по признаку половой и гендерной принадлежности, при этом в особенности лесбиянки, бисексуальные и трансгендерные женщины подвержены повышенному риску насилия. Да и само сообщество ЛГБТ не свободно от дискриминации по половому признаку.
6. Ассамблея особенно обеспокоена нарушением права на свободу собраний и свободу выражения мнений ЛГБТ в ряде государств-членов Совета Европы, поскольку эти права являются оплотом демократии. Наглядным примером тому служат случаи запрета или попыток запрета мирных митингов и демонстраций ЛГБТ и их сторонников, а также открытая или негласная поддержка некоторыми политиками агрессивных демонстраций протеста.
7. Особую озабоченность также вызывают выступления некоторых политических и религиозных лидеров и иных деятелей гражданского общества, направленные на разжигание ненависти, а также подобные высказывания в СМИ и в Интернете. Ассамблея подчеркивает, что важнейшая задача всех органов государственной власти заключается в том, чтобы не только действенно и эффективно защищать права, закрепленные в правозащитных международно-правовых документах, но и в том, чтобы воздерживаться от высказываний, которые могут привести к узакониванию и поощрению дискриминации или ненависти, вызванной нетерпимостью. Грань между высказываниями, направленными на разжигание ненависти и способствующими совершению преступлений, и свободой слова должна определяться с учетом прецедентной практики Европейского суда по правам человека.
8. Гомофобия и трансфобия приводят к особенно серьезным последствиям для молодых ЛГБТ. Эти молодые люди очень часто становятся объектом травли, их преподаватели зачастую не желают им помогать или враждебно к ним настроены, а учебные программы игнорируют проблемы ЛГБТ или пропагандируют гомофобские или трансфобские взгляды. Дискриминационное отношение в обществе в комбинации с неприятием со стороны семей может сильно вредить психическому здоровью молодых лиц из числа ЛГБТ, как это подтверждает статистика самоубийств, процент которой среди данной категории существенно выше, чем в целом среди молодежи.
9. Важно не подвергать критике ощущаемую или декларируемую сексуальную ориентацию молодых людей, особенно школьников моложе 18 лет, а также признать, что любая эксплуатация их ощущаемой или декларируемой сексуальной ориентации или любое унижение или оскорбительное обращение на этой почве не только неправильны сами по себе, но и потенциально вредны для их благополучия как на этом, так и на последующих этапах жизни
10. Во многих государствах-членах также требует своего решения проблема непризнания прав де-факто существующих "семей ЛГБТ", в том числе путем юридического признания таких семей и их защиты.
11. С другой стороны, Ассамблея приветствует тот факт, что в некоторых случаях политические и судебные власти приняли ряд мер по борьбе с дискриминацией в отношении ЛГБТ.
12. В этой связи Ассамблея приветствует работу Комитета министров, который 31 марта 2010 принял рекомендацию о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности (CM/Rec(2010)5), приоритетное внимание, уделяемое Комиссаром Совета Европы по правам человека этой проблеме, а также недавние доклады Агентства по основным правам Европейского союза о гомофобии и дискриминации по признаку сексуальной ориентации в государствах-членах Европейского союза.
13. Ссылаясь на свои рекомендации 1474 (2000) "О положении лесбиянок и гомосексуалистов в государствах-членах Совета Европы" и 1117 (1989) "О положении транссексуалов", Ассамблея вновь выступает с осуждением различных форм дискриминации, которым подвергаются ЛГБТ в государствах-членах Совета Европы. Лица из числа ЛГБТ не должны бояться подвергнуться стигматизации и виктимизации как в общественной, так и в личной жизни.
14. Ассамблея полагает, что Совет Европы обязан недвусмысленно выступать в поддержку уважения человеческого достоинства и недопустимости дискриминации с тем, чтобы в каждом государстве-члене любой человек мог жить, не поступаясь своим достоинством.
15. Для искоренения гомофобии и трансфобии государствам-членам необходимо проявить политическую волю к осуществлению последовательного правозащитного подхода и к реализации широкого круга инициатив. В этой связи Ассамблея подчеркивает особую ответственность парламентариев при инициировании и поддержке процесса изменения законодательства и политики в государствах-членах Совета Европы.
16. Исходя из этого, Ассамблея призывает государства-члены к решению этих проблем и, в частности:
16.1. обеспечить уважение основных прав ЛГБТ, в том числе свободы выражения мнений и свободы собраний и объединений, в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
16.2. осуществлять меры правовой защиты в отношении жертв и положить конец безнаказанности тех, кто нарушает основные права ЛГБТ, в частности, права на жизнь и безопасность;
16.3. признать, что лесбиянкам, бисексуальным и трансгендерным женщинам угрожает повышенная опасность гендерного насилия (в частности, изнасилований, сексуального насилия и домогательств, а также насильственных браков), и обеспечить защиту, пропорциональную такой дополнительной угрозе;
16.4. осудить выступления, разжигающие ненависть, и дискриминационные заявления и обеспечить эффективную защиту ЛГБТ от таких заявлений при соблюдении права на свободу выражения мнений в соответствии с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека;
16.5. принять и выполнять законодательство по борьбе с дискриминацией, предусматривающее запрет на дискриминацию в том числе по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, а также ответственность за его нарушения;
16.6. отменить положения законодательства, которые не соответствуют прецедентной практике Европейского суда по правам человека;
16.7. обеспечить, чтобы факты дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности эффективным образом доводились до сведения судебных и несудебных органов, и чтобы национальные правозащитные структуры и органы по защите равенства принимали действенные меры по решению этих проблем;
16.8. подписать и ратифицировать Протокол №12 к Европейской конвенции о правах человека об общем запрете дискриминации;
16.9. обеспечить юридическое признание однополых партнерств, когда национальное законодательство предусматривает такое признание, как это уже было рекомендовано Ассамблеей в 2000 году, путем:
16.9.1. предоставления таких же имущественных прав и обязанностей, которыми обладают разнополые пары;
16.9.2. предоставления статуса "ближайшего родственника";
16.9.3. принятия мер, обеспечивающих в случае, если один из участников однополого партнерства является иностранным гражданином, предоставление этому партнеру таких же прав на проживание, на которые он или она имели бы право, если бы были частью разнополой пары;
16.9.4. признания аналогичных положений, принятых другими государствами-членами;
16.10. допустить возможность совместной родительской ответственности в отношении детей каждого партнера, учитывая интересы детей;
16.11. принять меры в связи с особенной дискриминацией и нарушениями прав человека в отношении людей с трансгендерной ориентацией и, в частности, закрепить в законодательстве и на практике их право на:
16.11.1. безопасность;
16.11.2. получение документов с указанием предпочитаемой ими гендерной идентичности, без какого-либо предварительного обязательства подвергнуться стерилизации или иным медицинским процедурам, таким как операции по смене пола и гормональная терапия;
16.11.3. доступ к лечению по смене пола и равный статус в сфере медицинского обслуживания;
16.11.4. равный доступ на недискриминационной основе к занятости, товарам, услугам, жилью и другим благам;
16.11.5. признание взаимоотношений в соответствии с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека;
16.12. ввести или разработать антидискриминационные и информационно-разъяснительные программы по развитию толерантности, уважения и понимания нужд ЛГБТ, в частности, для государственных служащих, сотрудников судебной системы, правоохранительных органов и вооруженных сил, а также для учебных заведений, СМИ, медицинских работников и спортивных кругов;
16.13. содействовать проведению исследовательской работы по проблеме дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, наладить и/или поддерживать регулярные контакты с правозащитниками, отстаивающими права лиц из числа ЛГБТ, и консультироваться с ними по вопросам, касающимся такой дискриминации;
16.14. поощрять диалог между национальными правозащитными институтами, органами, отвечающими за вопросы равноправия, правозащитниками, отстаивающими права лиц из числа ЛГБТ, и религиозными организациями, основанный на взаимоуважении, с тем, чтобы содействовать общественной дискуссии и реформам по вопросам, касающимся лиц из числа ЛГБТ;
16.15. признавать преследование лиц из числа ЛГБТ в качестве основания для предоставления убежища и выполнять положения Руководства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев от 2008 года по заявкам на получение убежища в связи с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью;
16.16 в полной мере выполнять в законотворческой и правоприменительной практике рекомендацию Комитета министров рекомендацию о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
17. Государства-члены могут делать исключения для религиозных объединений и организаций, либо если данные объединения и организации ведут религиозную деятельность, либо если юридические требования вступают в противоречие с религиозными убеждениями или установками, или потребуют от таких объединений и организаций частично поступиться своей религиозной самостоятельностью, и если такие исключения соответствуют требованиям Европейской конвенции о правах человека в толковании Европейского суда по правам человека."