Вопрос 5. Специфика духовной жизни общества
Если материальная жизнь общества в своей сущности есть предметно-практическое освоение действительности, т.е. материальное производство, то духовная жизнь – есть духовное освоение действительности.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
§ духовные потребности;
§ духовная деятельность;
§ духовные ценности;
§ духовное потребление;
§ индивидуальное сознание;
§ общественное сознание.
Духовные потребности есть нужда людей и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. В общем виде результатом духовного производства являются знания и ценности. Знания говорят нам о том, каков мир, как он устроен. Знание производит наука как специализированный социальный институт.
Человек не только познает мир, но и относится к нему, оценивает его явления как полезные и вредные, добрые и злые, целесообразные и нецелесообразные, прекрасные и безобразные, справедливые и несправедливые. Ценности различны у разных людей, меняются от страны к стране, от поколения к поколению, что не означает, конечно, что нет общезначимых (общечеловеческих) ценностей. Выработка такого ценностного взгляда на мир, без которого невозможны ориентация и адаптация в нем, составляет задачу религии, философии и искусства.
Главным продуктом духовного производства являются не предметы, в которых воплощена информация (рукописи, отснятая кинопленка и пр.), а сама информация, адресованная человеческому сознанию: идеи, образы, чувства. Однако процесс духовного производства на этом не заканчивается. Так же, как в материальном производстве, здесь продукт труда должен дойти до потребителя. В отличие от материального потребления, потребление духовных ценностей имеет свои особенности: для одной части обществахарактерно активное потребление духовных ценностей, для другой - довольно пассивное; в одних случаях потребление духовных ценностей носит элитарный, а в других – массовый характер. Это определяется социокультурными условиями и механизмами, к которым прежде всего относится язык, за которым стоят общеобразовательный и культурный уровень потребителя, специфика микросреды, в которой он сформировался или к которой он принадлежит сегодня. Чем выше образовательный и культурный уровень человека, тем активнее он потребляет знания. Немаловажную роль играет его социальная принадлежность.