Вопрос 37. Дипломатические беседы (и из учебника надо)

Значительная часть работы дипломата за границей посвящена встречам с иностранцами, беседам с ними, подготовке к разговору, анализу проведенных обсуждений, записям бесед и, на­конец, если это необходимо, выработке соответствующих предложений и рекомендаций.

Беседа часто является подготовкой к переговорам, а иногда и частью их. В беседе дипломата находят наиболее яркое проявление его профессиональная, в том числе языковая, подготовка, общие эрудиция и культура, глубокие знания положения на родине, особенностей страны пребывания, уровня и характера двусторонних связей, состояния международных отношений, основных международно-правовых документов. Причем, все это дипломат должен знать, не полагаясь на какие-то справочные письменные материалы, которыми при определенных обстоятельствах просто не представляется возможным воспользоваться. Словом, именно личные беседы являются вершиной практической деятельности дипломата, требующей от него подчас максимального интеллектуального, а нередко и нравственного, и нервно-психологического напряжения.

Международной практике известно два подхода к организации дипломатических встреч - через протокольную службу ведомства иностранных дел (в РФ, как правило, действует именно такой порядок) и напрямую, путем непосредственного обращения в соответствующие, представляющие интерес государственные органы, учреждения и организации. Иногда сочетаются оба подхода.

Круг вопросов, который может быть поднят в беседе дипломата, определяется в немалой степени профессией, служебным положением, интересами его собеседников. В их числе, в зависимости от страны пребывания, ранга и должности дипломатического сотрудника могут быть руководящие деятели государства и официальные лица министерства иностранных дел и других ведомств; члены дипломатического корпуса и политические деятели партий, профсоюзов, молодежных, женских и иных общественных организаций, представители военных кругов и деятели культуры и науки. Отсюда понятно, что такая эрудиция в сочетании с детальным знанием отдельных проблем является неотъемлемым атрибутом "амуниции" дипломата. Можно с уверенностью сказать, что ни один из них не будет страдать от избытка знаний. И в то же время наличие серьезных пробелов в знании литературы, основ музыки, живописи и т.д. обязательно сослужат рано или поздно дурную службу.

В случае, если дипломату необходимо сделать большое по объему заявление (трудно запомнить) или же небольшое, но очень важное, в котором каждое слово имеет значение, то в дипломатической практике принято и считается обычным такое заявление зачитывать. Текст заявления можно передать собеседнику, если это заранее предусмотрено. Особенно тщательная подготовка необходима, когда дипломата приглашают, подчас неожиданно, в Министерство иностранных дел или в другое ведомство. Трудность таких встреч усугубляется тем, что. в соответствии c широко распространенной протокольной практикой, заранее сообщать о цели подобных приглашений и спрашивать о теме предстоящей беседы не принято.

Неожиданные темы сплошь да рядом возникают в ходе "случайных" бесед во время дипломатических приемов, одно из главных назначений которых и состоит в создании таких "случайностей, в обеспечении дополнительных возможностей для получения информации. Нередко, правда, обстоятельно поговорить на приеме не удастся, и дипломат, обменявшись краткой информацией с собеседником, договаривается с ним о специальной беседе.
Давая встречающимся иногда выпадам принципиальный, достойный отпор, недопустимо ни при каких обстоятельствах терять самообладание, впадать в истерию, сбиваться на крики, личные оскорбления. Дипломат сильно проигрывает также как профессионал, если он по складу своего характера человек необщительный, угрюмый, а нередко к тому же - заносчивый и грубый. Напротив, внимательное отношение к людям, общительность и в то же время сдержанность в эмоциях, максимальная корректность во всем помогут ему в решении задач поддержания и расширения дружественных связей в стране пребывания.

В работе дипломата существуют свои "запретные плоды" - темы, которых нельзя касаться или которые не должны иметь в его устах негативного звучания. Не принято критиковать внутреннюю и внешнюю политику правительства страны пребывания, ее нравы и обычаи или же неодобрительно отзываться об отдельных лицах. О такой критике всегда становится известно и она может быть расценена как вмешательство во внутренние дела страны пребывания со всеми вытекающими последствиями, вплоть до объявления соответствующего дипломатического работника "персоной нон грата". Не следует критически отзываться и о правительствах третьих стран, с которыми страна пребывания поддерживает дипломатические отношения. Иногда мнением дипломата интересуются представители оппозиционных партий, "подбрасывая" ему критические оценки тех или иных мер своего правительства. Необходимо всячески избегать высказываний своего отношения к подобным оценкам, не уклоняясь вместе с тем от выслушивания мнений своего собеседника, что бывает подчас весьма полезно.
Следует проявлять особую осторожность в беседах с журналистами, поскольку при желании сам факт беседы, если даже в ней ничего и не сообщалось, может быть использован в недружественных целях, причем со ссылкой "на круги, близкие к посольству", или "на информацию, полученную во время приема" и т.п. Не должны вводить в заблуждение и оговорки типа "в неофициальном порядке", "неофициальный ответ" и др. Дипломат, независимо от ранга и должностного положения, всегда выступает как лицо сугубо официальное - представитель страны, своего посольства.

В беседе каждая из сторон стремится получить максимум информации. Нельзя поэтому сдавать инициативу, допускать ситуацию, когда один собеседник все время спрашивает, а другой только отвечает, не находя возможности спросить в свою очередь. Следует всячески избегать говорить неправду, не стесняться при необходимости уклониться от ответа, сослаться на свою неосведомленность. Особое внимание должно уделяться сообщаемым иногда в беседах цифровым и фактическим данным, следует пользоваться при этом только достоверными сведениями, почерпнутыми из официальных источников. Любой сомнительный факт может поставить под сомнение репутацию дипломата, негативно отразиться на его положении в стране пребывания и на дальнейшей карьере. Необходимо считаться с тем, что, если в беседе сообщено о доверительном характере информации, то к ней так и надо относиться, не разглашать ее в стране пребывания. В противном случае легко утратить доверие партнера, уронить свой престиж, лишиться на перспективу очень важного источника информации.
Каждая беседа требует от дипломата максимальной собранности и, несмотря на естественные особенности и различия, проходит в конечном счете по единой схеме: взаимные приветствия и небольшая протокольная часть - основное содержание - заключительные протокольные фразы и прощание. Полезны "неожиданные" повороты, "импровизации", которые в соответствии с известной шуткой "хорошо подготовлены", разного рода домашние заготовки, позволяющие придать беседе неординарный характер, расположить партнера и извлечь из встречи с ним максимум пользы. В этих же целях следует постараться заблаговременно получить наиболее полную информацию о партнере (основные моменты биографии, круг интересов, хобби и т.п.), продумать смысловые ходы в беседе, которые могут представить для него интерес, специально приберечь два-три еще неизвестных ему факта, примера. Не противопоказаны, разумеется, к месту, проявление юмора и т.п. Конечно же, важно настроиться с первых минут на конструктивный, деловой тон, вести беседу в спокойной рассудительной манере, демонстрировать доброжелательность, стремление вдумчиво, с пониманием подходить к излагаемому партнером. Даже при серьезном расхождении первоначальных позиций умный дипломат постарается найти то положительное, что может объединить, вынести за скобки разногласия и заложить надежную основу для будущего сближения позиций. Дипломатической практике известно немало случаев, когда талантливо проведенная беседа открывала путь к взаимопониманию, способствовала расчистке завалов в отношениях между государствами.

Наши рекомендации