Причины возникновения государства

Причины возникновения государства традиционно принято подразделять на две

группы: внутренние и внешние. В разные эпохи учеными особый упор делался либо на

внутренние причины как на базовые, либо на внешние. Свойственное ученым-историкам

XVIII–XIX столетий пристальное внимание в первую очередь к внешним причинам (при-

мером чего является, в частности, норманнская теория образования государственности у

восточных славян), к началу XX в. сменилось более сбалансированным подходом, при кото-

ром внутренние и внешние причины образования государства рассматриваются в совокуп-

ности при приоритете внутренних причин, без которых государство возникнуть не может.

Главной внутренней причиной, определяющей возникновение государственности уче-

ные считают появление имущественной дифференциации (расслоения), ведущей, в свою

очередь, к дифференциации социальной. При этом в обществе происходят следующие про-

цессы.

Начало добычи и обработки металлов и изобретение металлических орудий труда спо-

собствует росту производительности труда. При этом исчезает необходимость в существова-

нии родовой общины, так как теперь усилий отдельно взятой семьи оказывается достаточно

для обеспечения себя всем необходимым. Индвидуализация труда ведет к смене родовой

общины соседско-территориальной, основанной на семейных хозяйствах.

Отдельно взятая семья получает возможность как почти неограниченного обогащения

(все излишки остаются в ее распоряжении), так и разорения (в случае неурожаев, стихийных

бедствий она уже не может надеяться на помощь рода). Это неизбежно ведет к имуществен-

ному неравенству.

Имущественной дифференциации способствует и появление второго общественного

разделения труда, т. е. отделение ремесла от земледелия. Появляется группа людей, которая

занимается главным образом изготовлением орудий труда и не может самостоятельно обес-

печить себя продовольствием. Это с неизбежностью порождает институты обмена и торго-

вли. Обмен, а затем и торговля между ремесленниками и земледельцами интенсифициру-

ется, и это создает дополнительные условия для появления имущественного неравенства,

ведущего к неравенству социальному.

Социальная дифференциация представляет собой разделение прежде единого обще-

ства на отдельные группы с разными интересами и объемом прав и обязанностей. Посте-

пенно в обществе выделяется привилегированный слой, его формируют: 1) разбогатевшие

общинники (по признаку богатства); 2) военные вожди и их окружение (по признаку богат-

ства и повышенного морального авторитета); 3) языческое духовенство – жречество (по

признаку богатства и высокого морального авторитета); 4) родовые старейшины (по при-

знаку повышенного морального авторитета). Лица, занявшие привилегированное положе-

ние в общине, неизбежно стремились закрепить его и передавать по наследству (сначала в

силу сложившейся традиции, а с момента появления письменности и при помощи правовых

средств). Эти средства дополняются всеми средствами принуждения.

В числе внешних причин в первую очередь необходимо назвать необходимость объ-

единения в целях более эффективной защиты собственной территории от нападений внеш-

них врагов. На формировании институтов государства сказывается и культурное, и полити-

ческое влияние более развитых народов.

В силу действия всех этих факторов постепенно возникает государство со всеми его

признаками.

Таким образом, процесс формирования государства оказывается не единовременным,

а, как правило, растягивается на десятки или даже на сотни лет.

Свои функции государство реализует, опираясь на механизм государства – систему

государственных органов, призванных осуществлять управление обществом и реализую-

щих основные направления государственной деятельности (правотворческую, правоиспол-

нительную, правоохранительную). Механизм государства представляет собой реальную

организационную и материальную силу, посредством которой оно проводит свою политику.

При этом механизм государства можно рассматривать либо в статическом положе-

нии (в этом случае рассматривается только структура органов власти без учета особенно-

стей их взаимодействия между собой), либо в динамике (в этом случае помимо структуры

рассматривается функционирование органов власти, их взаимозависимость друг от друга).

В зависимости от типа социума как политической системы (последняя, по общепринятой

классификации, может быть открытой или закрытой), влияние общества на функциониро-

вание государственного механизма будет более или менее опосредованным.

Механизм государства в подавляющем большинстве случаев включает в себя 4 блока:

блок принятия решений, блок реализации решений, контроль выполнения решений и харак-

тер связи между этими блоками. При этом два последних блока напрямую связаны с конкрет-

ным типом политической системы – открытой, типичной для демократических правовых

государств, или закрытой, свойственной тоталитарным или (в несколько меньшей форме)

авторитарным государствам.

В открытой политической системе интересы и потребности населения оказывают

непосредственное влияние на характер принимаемых политических решений, при этом над

реализацией решений осуществляется не только государственный, но и общественный кон-

троль (со стороны разных слоев населения через механизм политических партий, движе-

ний, профсоюзов и т. д.). Это сводит к минимуму возможные искажения воли разных групп

населения при реализации политических решений, а также возможность злоупотреблений

со стороны исполнительных органов власти. При этом особенно важен высокий уровень

гражданского правосознания населения, т. е. желание и способность бороться и отстаивать

свои права и интересы.

1) Механизм государства в открытой политической системе:

В качестве примера открытой политической системы можно привести современные

западноевропейские государства.

2) Механизм государства в закрытой политической системе:

В закрытой политической системе интересы и потребности населения либо полностью

не учитываются государственными органами при принятии политических решений, либо

учитываются, но в минимальной степени. Часто за них выдаются интересы и потребности

правящей элиты. Соответственно и общественный контроль за реализацией политических

решений отсутствует (или присутствует лишь его имитация). В качестве примера можно

привести тоталитарные и (в меньшей степени) авторитарные государства.

Механизм принятия решений в закрытой политической системе выглядит следующим

образом:

Центральное место в механизме государства занимают государственные органы. Под

ними обычно понимают особые властные структуры, обладающие определенными законом

полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодей-

ствующие между собой.

Чаще всего государственные органы классифицируют по порядку их создания и харак-

теру выполняемых действий. При этом выделяют законодательные (представительные),

исполнительные и судебные органы.

По способу формирования органы государственной власти делятся на назначаемые и

избираемые; по количественному составу – единоличные и коллегиальные. Если же за основу

берется место, занимаемое данным органом в иерархии механизма публичной власти, то все

органы власти подразделяются на центральные, региональные и местные.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «государства» Какие признаки государства вы знаете?

2. Что означает понятие государственного суверенитета?

3. Какая из теорий происхождения государства кажется вам наиболее логичной?

Обоснуйте ответ.

4. В чем состоят основные причины возникновения государства?

5. Перечислите внутренние и внешние функции государства.

6. Что из себя представляет механизм государства?

7. Чем различается механизм государства в открытых и зарытых политических систе-

мах?

Разновидности государств

Типология государств

Типология государствпредставляет собой систему знаний, которая используется для

выделения наиболее существенных черт государства и отнесения его к тому или иному типу.

Классификация государств на основе выделения их типов – групп, обладающих

общими признаками, – может быть различной, в зависимости от критерия выборки.

Ряд типологий государств, встречающийся у авторов прошлого, в настоящее время

признан устаревшим. В их числе можно упомянуть:

– Ш. Монтескье по размерам территорий различал государства великие, средние,

малые с присущими им формами правления – абсолютной монархией, конституционной

монархией и республикой.

– Д. Дидро на основе историко-культурного подхода и эволюции господствующего

мировоззрения выделял государства древние, для которых было характерно господство язы-

чества, средневековые с полным господством монотеистической религии и церкви во всех

сферах жизни, и «современные» (имеется в виду вторая половина XVIII в., когда на смену

религии пришло рационалистическое, научное мировоззрение).

– А. Смит, используя главным образом экономический критерий – основной источ-

ник национального богатства, различал государства аграрные и промышленные. Согласно

современной интерпретации этой идеи, государства делятся на доиндустриальные, инду-

стриальные и постиндустриальные (информационные); авторами-разработчиками послед-

ней классификации являются З. Бжезинский и Д. Гэлбрейт.

– Иногда государства определяли и по уровню экономического развития как высоко-

развитые, среднеразвитые, слаборазвитые.

Все перечисленные классификации страдают однобокостью и затрагивают только

какой-то один аспект государственности, при этом совершенно не касаясь характеристики

отношений власти в обществе.

Современные же теории классификации государств в качестве основного типологиче-

ского критерия предлагают рассматривать степень их эволюции (генезиса). Таковыми явля-

ются:

1. Формационный подход, который был сформулирован в работах К. Маркса, Ф.

Энгельса и их последователей. В основе этого подхода лежит понятие исторического типа

государства как совокупности существенных важнейших признаков на определенном этапе

исторического развития. При этом выводится прямая зависимость типа государства от эко-

номического базиса и социально-экономических отношений, которые в основном сводятся

к отношениям собственности.

Иными словами, тип государства выводится из типа общественно-экономической фор-

мации, в рамках которой оно возникло и существовало (существует).

Согласно формационному подходу основными типами государств являются:

– Рабовладельческие. Это государства Древнего Востока, Древняя Греция, Древний

Рим и ряд других. Их основными чертами являются наличие двух основных антагонисти-

ческих классов: рабовладельцев (собственников средств производства) и рабов (последним

ничто не принадлежит, они полностью бесправны и оцениваются как имущество рабовла-

дельца); внеэкономические (т. е. при помощи насилия) формы принуждения рабов к труду;

ярко выраженный классовый характер государства; появление развитых правовых систем

(римское право) из-за необходимости регулирования интересов большого количества част-

ных собственников; относительно развитые денежные отношения и торговля.

– Феодальные. Это государства средневековой Европы приблизительно с V–VI вв. по

XVII–XVIII вв. с их основными чертами: наличием двух антагонистических классов – фео-

далов и зависимых крестьян (последние, в отличие от рабов, имели в собственности ору-

дия труда и жилище, но не имели земли, за пользование которой несли в пользу феодала

повинности (оброк или барщину); внеэкономическими формами эксплуатации зависимых

крестьян; ярко выраженным классовым характером государства; огромной ролью церкви;

слабым развитием товарно-денежных отношений.

– Буржуазные. Маркс рассматривал этот тип государства в первую очередь на примере

Англии XVII–XVIII вв. и Франции XIX в. Их основными чертами являются: наличие двух

основных антагонистических классов – буржуазии и наемных рабочих (не имеющих средств

производства, но формально юридически свободных); экономические формы эксплуатации,

при которых рабочих к труду никто не принуждает, они добровольно подвергаются эксплуа-

тации со стороны предпринимателя, чтобы не умереть от голода; декларирование формаль-

ного равенства в правах, демократических институтов. Причем демократия, как и государ-

ство, носит, по Марксу, классовый характер и выражает только интересы буржуазии.

– Социалистические государства являются, по марксистской классификации, государ-

ствами переходного типа. Они являются первой стадией в формировании коммунистиче-

ского общества, в котором не будет эксплуатации человека человеком и сложится единое

общество трудящихся. Тем самым, по мнению марксистов, необходимость в существовании

государства отпадет и оно постепенно исчезнет, будучи заменено самоуправлением трудя-

щихся. Следует отметить, что прогноз Маркса не оправдался и, к примеру, социалистиче-

ские государства ХХ столетия (в первую очередь СССР) были весьма далеки от этого идеала.

Последователи Маркса внесли в формационный подход ряд дополнений. Во-первых,

было выделено три стадии существования буржуазного государства. Первая – период сво-

бодной конкуренции, когда демократия носит чисто классовый характер, происходит пря-

мое нарушение прав рабочих (запрет профсоюзов, ограничение избирательных прав и т. д.).

Вторая стадия – период монополистического капитализма (конец XIX – первая половина

XX в.), когда и в экономике, и в политической сфере действуют тенденции монополизации

власти, установления антидемократических режимов (фашистские режимы в Германии и

Италии). Третья стадия – современная (вторая половина XX в.) Ее основная тенденция –

стирание граней между классами, реальное соблюдение прав и свобод человека, укрепление

демократических основ управления обществом, при которых государство теряет свой клас-

совый характер и превращается в общесоциальную силу.

Во-вторых, в формационную типологию был введен новый восточный тип государ-

ства (Китай, Индия, Иран и т. д.), основанный на так называемом «азиатском способе

производства» (государственная собственность на землю, фактическое отсутствие част-

ной собственности, преобладание крестьянских общин, которые совместно эксплуатиру-

ются государством в лице бюрократического аппарата, приводящих к бесправию личности,

деспотические формы управления, обожествление власти монарха и т. д.).

К достоинствам формационного подхода можно отнести строгую логичность, систе-

матизированность и упорядоченность (каждый новый тип государства проистекает из пре-

дыдущего). К числу недостатков, заставивших к концу XX столетия отказаться от него боль-

шинство исследователей, – чрезмерный схематизм и обобщенность, недостаточный учет

специфики конкретных государств. Немаловажным критическим доводом является и отсут-

ствие народов, последовательно прошедших все фазы в виде выделенных Марксом форма-

ций.

2. Цивилизационный подходбыл разработан английскими историками-культуроло-

гами Тойнби, Ростоу и др. как антитеза формационному подходу. Первоначально сторон-

ники цивилизационного подхода исходили из того, что каждое государство индивидуально

и имеет собственные специфические, неповторимые черты развития. Поэтому этими авто-

рами отрицалась сама возможность классификации государств. В настоящее время сторон-

ники этого подхода несколько скорректировали свою точку зрения и допускают возможность

выделения определенных типов государств. Единого критерия до сих пор не выработано,

классификаций дается великое множество. При этом можно выделить две наиболее распро-

страненные классификации государств на основе этого подхода.

Классификация, основанная на особенности культурных ценностей и мировоззрения

населения. Выделяют следующие типы:

– Восточные государства. Их основные черты: пирамидальная структура общества,

резкий разрыв между «верхами» и «низами». В обществе господствует принцип «власть дает

богатство», что ведет к абсолютизации роли государства, придает ему деспотический харак-

тер, порождает «закрытый», элитарный характер управления, ведет к полному бесправию

подданных.

– Западные государства (Европа, Северная Америка). Их наиболее характерными чер-

тами являются индивидуализм и стремление к новшествам как главным ценностям, откры-

тый характер общества, господство частной собственности и развитого самоуправления и,

как следствие, развитие государства в направлении демократизации, соблюдения прав и сво-

бод человека.

– Государства смешанного типа (например, Россия, Япония), сочетают черты обоих

типов государств.

Классификация, в качестве главного критерия использующая характер политического

режима, т. е. характер приемов и способов управления, а также отношений между власть

предержащими и остальным населением, отмечает следующие государства:

1) Тоталитарные государства. Их основными чертами являются полный приоритет

государства, стремление установить полный контроль над всеми сферами общественной

жизни, идеологизированность общества, монополизация власти одной партией, сосредото-

чение власти у закрытой правящей элиты. Все остальное население отстранено от участия

в управлении, права и свободы граждан не соблюдаются, любые проявления инакомыслия

насильственно подавляются. Таковы были Германия при Гитлере, СССР при Сталине.

2) Авторитарные государства. Основные черты те же, что и у предыдущего типа за

двумя существенными исключениями: в сфере экономики допускается свобода предприни-

мательской деятельности. Данный тип также не исключает единоличной диктатуры, но дик-

татор опирается прежде всего на армию, а не на партию (примерами могут послужить дик-

татура Пиночета в Чили и другие латиноамериканские диктатуры второй половины XX в.).

3) Либеральные государства. К их основным чертам могут быть отнесены: правовое

равноправие всех граждан, их равное право на участие в управлении государством. На деле

власть зачастую принадлежит узкому элитарному кругу, который, правда, носит открытый

характер, т. е. может пополняться за счет талантливых выходцев из других слоев населе-

ния, и осуществляет управление часто в обход демократических конституционных проце-

дур. При этом большинство населения полным объемом прав и свобод не пользуется, а

контроль за решениями государственных органов со стороны населения практически отсут-

ствует. Часто такие государства называют государствами «формальной демократии». При-

мерами являются практически все европейские государства и США второй половины XIX

– первой половины XX в.

4) Демократические. Основные черты: обеспечивается реальное участие граждан в

управлении в рамках конституционных процедур, реально действует широкий круг прав и

свобод человека. Наиболее близко к этому идеалу подошли современные страны Западной

Европы и Северной Америки.

Главными достоинствами цивилизационного подхода является учет культурно-цен-

ностной специфики отдельных стран. К недостаткам могут быть отнесены слабый учет осо-

бенностей социально-экономического развития, затрудненность прослеживания историче-

ской смены типов государств.

Таким образом, и формационный, и цивилизационный подходы не дают полной кар-

тины типологии государств, но зато они хорошо компенсируют недостатки друг друга.

Поэтому лучше их рассматривать не как противостоящие, а как дополняющие друг друга.

Формы государства

Форма государства представляет собой совокупность его внешних признаков, отра-

жающих организацию государственной власти в стране. Тем самым форма (или устройство)

государства включает в себя три стороны: 1) форму правления, 2) форму государственного

устройства и 3) форму политического режима.

Форма правления– это определенный порядок образования и организации высших

органов государственной власти и управления. Кроме того, характеризует структуру выс-

ших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции

между ними, их взаимоотношения друг с другом.

Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

1. Монархия– это форма государственного правления, при которой высшая власть в

государстве принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть в порядке престо-

лонаследия.

К числу признаков монархии относятся: осуществление монархом единоличного пра-

вления; сакрализация власти монарха – власть объявляется священной, он формально неза-

висим ни от кого в своей деятельности; бессрочный и пожизненный срок правления; монарх

является главой государства и часто олицетворяет его.

Уже этот набор признаков показывает, что в истории встречались различные типы

монархий. Наиболее распространенные из них абсолютная и ограниченная монархии.

2. Республика(от лат. res publica – общее дело) – это форма государственного пра-

вления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парла-

менту, президенту; наряду с ними существует, как правило, независимое правосудие и мест-

ное самоуправление.

В числе признаков республиканской формы правления могут быть упомянуты: нали-

чие высших выборных органов власти, участие граждан в управлении государством, прин-

цип разделения властей; определенная процедура принятия решений.

В некоторых странах республики могут носить смешанный характер, т. е. сочетают

черты и президентской, и парламентской республики (хотя многие ученые не поддерживают

такую позицию, относя Францию (как пример смешанной республики) все-таки к прези-

дентским республикам).

Таким образом, выбор формы правления зависит от многих факторов, в том числе от

исторических традиций и местных условий политической жизни.

Форма государственного устройства– это способ административно-территориаль-

ного устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, реги-

ональной и местной властей. Основными формами государственного устройства являются

унитарное и федеративное государства.

Существуют две основные формы государственного устройства:

1. Унитарное государство(от лат. unus – один). Основными его чертами являются:

абсолютная политическая неделимость и целостность; составные административно-терри-

ториальные единицы не имеют собственного законодательства, органов государственной

власти и управления, не обладают суверенитетом. Для всего государства существуют еди-

ное законодательство, единые органы власти, единые гражданство, налоговая и кредитная

политика.

Чаще всего унитарными являются мононациональные государства (подавляющее

большинство населения составляет одна нация, например: Франция, Италия, Швеция, Гре-

ция, Япония, Англия).

2. Федерация(от лат. fedus – союз) – это объединенное союзное государство, предста-

вляющее собой союз ряда государственных образований. Субъекты федерации имеют свои

конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, но вер-

ховная власть принадлежит соответствующим федеральным органам. Компетенция между

субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией. Выс-

ший законодательный орган, как правило, состоит из двух палат: верхняя – представляет

интересы субъектов федерации, нижняя – интересы населения всей страны.

Различные виды федераций могут классифицироваться по принципу образования

субъектов федерации как территориальные и национальные федерации. В первом случае

субъекты федерации организованы по территориальному признаку, не имеет права одно-

стороннего выхода из союза (США, Мексика, ФРГ). Во втором – субъекты являются наци-

онально-государственными образованиями, образованными по национальному признаку и

имеющими право на самоопределение (примеры – Индия, СССР и РСФСР советской эпохи).

Современная Россия является примером смешанного типа федерации – ее субъекты образо-

ваны на основе и территориального (области, края) и национального (республики в составе

РФ) принципов.

К двум основным формам государственного устройства примыкает:

3. Конфедерация(от лат. confederatio – сообщество, объединение) – это государ-

ственно-правовое объединение ради достижения определенных ограниченных целей в пре-

делах известного исторического периода (оборона страны, внешняя торговля, таможенная

политика и т. д.). Каждое из входящих в конфедерацию государств сохраняет свой сувере-

нитет. Единая территория и единое гражданство в конфедерации отсутствуют, в предмет ее

ведения входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной, таможенной

политики), а бюджет состоит из добровольных взносов членов конфедерации. Каждый из

субъектов конфедерации имеет право свободного выхода в любой момент по принятой ранее

процедуре.

Следует отметить, что конфедерация – это очень непрочное объединение, носящее, как

правило, временный, переходный характер. Она со временем либо распадается, либо пре-

образуется в федерацию. При этом следует иметь в виду, что формальное наименование

страны конфедерацией не означает, что страна действительно является таковой. Так, Швей-

царская Конфедерация на самом деле является федерацией.

Конфедерациями являлись: США в 1775–1787 гг., Конфедерация южных штатов во

время Гражданской войны в 1861–1865 гг., Европейский союз в настоящее время.

Другие формы государственного устройства – сообщество, содружество, ассоциация

– являются еще более аморфными образованиями, чем конфедерация. Как правило, созда-

ются ради достижения каких-то строго определенных целей (культурных, экономических и

т. д.) и носят переходный характер, характеризуются еще меньшим характером единства.

Примерами объединений последнего типа могут быть названы Британское Содруже-

ство (цель – культурное сотрудничество, языковая общность), ЕЭС на первом этапе суще-

ствования (цель – выровнять уровень экономического развития), СНГ (цель – обеспечение

топливом, экономическая интеграция).

Форма политического режима. В узком смысле – это совокупность приемов и спо-

собов осуществления власти. В широком смысле – это уровень гарантированности прав и

свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм

политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам госу-

дарственной и общественной жизни.

Среди форм политического режима различают демократический и антидемократиче-

ский режимы.

Демократический режим предполагает широкий круг реально обеспеченных прав и

свобод человека, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление дея-

тельности государства только на основе и в рамках закона. Народовластие при нем носит не

формальный, а реальный характер.

Антидемократические режимы либо открыто отвергают демократические принципы

управления, либо заменяют их имитацией, «управляемой» демократией. Политические

права и свободы при антидемократическом режиме сводятся к минимуму или вообще не

соблюдаются. Власть реализует свои функции через подавление личности, установление

диктатуры одного класса, группы или партии. Как правило, это дополняется идеологиче-

скими ограничениями или установлением единой общеобязательной идеологии. В прошлом

это сопровождалось и резким расслоением населения по сословным, кастовым и др. при-

знакам. агрессивная внешняя политика и т. д.

К видам недемократических режимов относятся: деспотия, характерная для восточ-

ных государств, при которой абсолютная власть монарха основана на произволе, бесправии

населения; тирания – режим, в некотором смысле напоминающий деспотию, но тиран полу-

чает власть не по наследству, а в результате государственного переворота (Древняя Греция,

Древний Рим); авторитаризм – значительная и тоталитаризм – абсолютная власть госу-

дарства над всеми сторонами жизни общества. Два последних вида подробно рассмотрены

в разделе о типологии государств.

Политический режим придает форме государства строго индивидуализированный

характер.

Между формами государства существует определенная взаимосвязь, не всегда одно-

значная. Так, республиканская форма правления часто «тяготеет» к федеративной форме

государственного устройства и демократическому режиму, монархическим формам правле-

ния более свойственны унитарные формы государственного устройства и антидемократи-

ческие политические режимы. Существуют и примеры иного рода. Скажем, современная

Великобритания, будучи по форме правления монархией, по типу политического режима

является вполне демократической страной, а в СССР сталинской эпохи, который согласно

Конституции 1936 года был республиканским и федеративным государством, на практике

господствовал тоталитарный политический режим.

Правовое государство

Одним из ключевых понятий современного права является понятие правового государ-

ства. К формированию подобного типа государства и общества в настоящее время тяготеет

значительная часть стран мирового сообщества. Сам термин произошел от немецкого поня-

тия Rechtsstaat, введенного в обиход И. Кантом. В системе англосаксонского права аналогом

термина «правового государства» является Rule of Law – «господство права».

Уже в древности лучшие умы человечества высказывали идею, что для защиты от про-

извола в качестве гарантии от тирании должна быть сформирована форма правления, при

котором все без исключения лица, включая и монарха, подчинялись бы единому законода-

тельству.

Таковыми были взгляды древнегреческого ученого Аристотеля, считавшего, что

любые политические решения государственной власти должны быть основаны только на

законах (по сути, он первым сформулировал принцип верховенства права и закона). Однако

в эпоху Средневековья его идеи были забыты и в Новое время доктрина правового государ-

ства стала, по сути, разрабатываться заново.

Огромный вклад в концепцию правового государства внесла теория естественных

прав личности (т. е. неотчуждаемых, полученных человеком от рождения: право на жизнь,

свободу, собственность) и теория общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Суть

ее состоит в следующем: государство возникло в результате договора, заключенного всем

населением, об учреждении аппарата управления. Тем самым часть естественных прав насе-

ления была передана государственному аппарату, который взамен был обязан соблюдать

оставшиеся права населения (например, право на свободное пользование и неприкосновен-

ность собственности). При этом Гоббс и Локк расходились в понимании причин, побудив-

ших население заключить общественный договор об учреждении государства. По мнению

Гоббса, в догосударственные времена люди жили по принципу «человек человеку – волк»

и «война всех против всех», т. е. действовали только в своих эгоистических интересах и не

соблюдали права окружающих. Возникла угроза самоуничтожения людей и осознание этого

стало причиной заключения общественного договора. По мнению Локка, в догосударствен-

ные времена люди жили в мире и согласии, был «золотой век». Причиной же общественного

договора стала необходимость объединения для более эффективной защиты от возможных

нападений внешних врагов. И хотя обе концепции являлись умозрительными построениями,

не подкрепленными реальными фактами, они внесли значительный вклад в развитие док-

трины правового государства, так как обосновывали подчиненность государственной власти

обществу.

Отдельные элементы правового государства (разделение властей, верховенство закона)

присутствовали в Статуте Великого княжества Литовского (вторая пол. XVI в.). Автор и

активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557–1633) полагал, что господ-

ствовать в государстве должны не люди, а законы. В статуте присутствовало разделение

государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, монархия носила

выборный характер.

Свою роль сыграла и концепция «истинной монархии» Вольтера, т. е. монархии, осно-

ванной на фундаментальных законах, которые обязан соблюдать и сам монарх. Фактически

Вольтер возродил здесь идеи Аристотеля о верховенстве права и закона.

Не меньшее место в концепции правового государства заняла идея разделения властей

Монтескье. Суть ее состоит в том, что для исключения возможности монополизации власти

в одних руках она должна быть разделена на три части: законодательную, исполнительную и

судебную, каждая из которых имеет строго очерченный круг полномочий. Функционируют

они на основе системы «сдержек и противовесов», т. е. взаимного контроля.

Идея Ж.-Ж. Руссо о праве народа на восстание против государственной власти в

случае, если она нарушает естественные права граждан, внесла дополнительные штрихи в

формулировку идеала правового государства.

Во время Войны за независимость в США и Великой французской революции были

предприняты попытки реализовать эти теоретические идеи на практике. Наиболее успешно

это удалось сделать в США, где в 1787 г. была принята первая в мире Конституция, осно-

ванная на этих принципах. Следует отметить особую роль в ее составлении и принятии Б.

Франклина и Т. Джефферсона.

Немецкий философ И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу

теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, его лич-

ность. В правовом государстве, согласно его взглядам, источником нравственных и право-

вых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится

моральной личностью, если он возвышается до понимания своей ответственности перед

человечеством. В своем поведении человек должен руководствоваться требованиями кате-

горического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать все-

общим законом». Право, основанное на нравственном законе, должно определять границы

поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило

свободе других. Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым

законам. Важнейшим принципом публичного права является прерогатива народа участво-

вать в управлении делами государства путем принятия Конституции, в которой воплощена

его воля.

В первой половине XIX в. теоретический и практический опыт реализации идей пра-

вового государства был систематизирован в стройную концепцию в работах французских

ученых А. Токвиля и Б. Констана. С небольшими модификациями она действует и в насто-

ящее время.

Экономическую основу правового государства, согласно современным воззрениям,

образуют производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственно-

сти – государственной, частной, кооперативной, арендной, акционерной, и др., как равно-

правных, а индивидуальный производитель является собственником продуктов своего лич-

ного труда.

Социальной основой правового государства является саморегулирующееся граждан-

ское общество. Человек, его права и разнообразные интересы стоят в центре внимания

такого государства и являются объектом его первоочередной защиты.

Правовое государство имеет и нравственную основу. Это – общечеловеческие прин-

ципы гуманизма и справедливости, равенства, свободы личности, ее чести и достоинства.

Таким образом, современное государство обладает следующими обязательными при-

знаками:

а) верховенство права и закона;

б) разделение властей как гарантия от злоупотребления властью и наиболее функцио-

нальный способ ее построения;

в) реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития, что включает в себя

приоритет прав и свобод личности, социальную защищенность и социальную справедли-

вость;

г) четкое разграничение функций общества и государства;

д) взаимную ответственность государства и личности.

Из этих базовых признаков вытекает и ряд дополнительных, считающихся в современ-

ной практике демократических государств строго обязательными:

– соответствие внутреннего законодательства страны общепризнанным нормам

международного права;

– принцип демократизма, т. е. реальное участие населения в осуществлении полити-

ческой власти и контроле над государственными органами власти;

– принцип многообразия мнений и идеологий, выражающихся в свободе слова и сове-

сти, и многопартийность как основа демократического процесса преемственности власти;

– наличие развитого гражданского (самоуправляющегося) общества;

– наличие антимонопольного законодательства во всех сферах жизни.

Правовое государство, в случае реального воплощения этих принципов в жизнь,

выступает концентрированным выражением суверенитета народа, наций и народностей,

населяющих страну. Принуждение в таком государстве, будучи естественным показате-

лем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол.

Государство применяет легитимное насилие и ограничивает свободу отдельного человека

только в определенных правом ситуациях, когда нарушается его суверенитет, права, свободы

и интересы его граждан.

Конечно, полное достижение принципов правового государства на практике вряд ли

достижимо. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. Можно говорить о большей

или меньшей степени приближения к этому идеалу. По мнению ряда современных государ-

ствоведов, в наши дни принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы

в большинстве европейских стран, США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной

Корее, Тайване, Чили. Исторический опыт свидетельствует, что успешное развитие страны

в полной мере может быть обеспечено только в рамках реализации этих принципов, в том

числе в экономической сфере.

По Конституции РФ Россия является правовым государством, однако на практике этот

принцип еще предстоит воплотить в реальность.

Социальное государство

Само понятие социального государства возникло только в середине 50-х гг. XX в.

в Западной Европе и США в связи с ростом социальных функций государства. В теоре-

тическом плане социальное государство является дальнейшим развитием идеи правового

государства в части имущественного обеспечения малоимущих граждан, пенсионеров и

инвалидов, и введением в связи с этим дополнительных обременений на обеспеченных гра-

ждан-налогоплательщиков. Тем самым государство, позиционирующее себя как социаль-

ное, исходит из определенного неравенства граждан в социально-экономической сфере –

системы льгот и привилегий для одних (малоимущие, социально незащищенные) и допол-

нительной нагрузки (в первую очередь налоговой) для остальных. Основой социального

государства тем самым делается постулат о необходимости гарантировать гражданам обяза-

тельный, законодательно установленный минимум бытовых и потребительских благ и соци-

альной защищенности как основы реальной (а не декларативной) заботы государства о пра-

вах и свободах личности. Одним из первых на Западе этот термин ввел в оборот знаменитый

немецкий экономист и политический деятель Л. Эркхардт. К признакам социального госу-

дарства по современным представлениям относятся следующие:

1) обеспечение благосостояния граждан и достойного уровня жизни. Государство обя-

зано предоставить гражданам обязательный минимум социальных благ (здравоохранение,

образование, работа, пенсии, забота об инвалидах и т. п.);

2) обеспечение прожиточного минимума, обеспечивающего достойный уровень

жизни;

3) создание равных стартовых условий и возможностей вне зависимости от имуще-

ственного или социального происхождения;

4) обеспечение социального мира, ликвидация оснований для социальных конфлик-

тов; обеспечение через посредничество государства партнерских отношений между работ-

никами и предпринимателями;

5) правовое регулирование межнациональных отношений.

В наши дни положения о правовом и социальном государстве включает в свои консти-

туции большинство развитых стран. Однако зачастую в странах Запада реализация принци-

пов социального государства порождает непростую проблему – все возрастающую иммигра-

цию в нее жителей стран Африканского и Азиатского регионов, привлекаемых пособиями

и льготами, зачастую превосходящими оплату труда на их родине. Проблема «гастарбай-

теров» и «мигрантов», особенно нелегальных, вызывает недовольство населения, способ-

ствует росту национализма и даже приводит к социальным беспорядкам и межнациональ-

ным столкновениям. В законодательных учреждениях некоторых европейских стран уже

открыто озвучивается необходимость ограничения иммиграции. Но совершенно очевид-

ным является тот факт, что кардинальное решение данной проблемы возможно лишь на

путях сближения уровней экономического развития стран «золотого миллиарда» и осталь-

ных стран мира, т. е. на путях разрешения одной из глобальных проблем современности.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом типологизировали государство в прошлом?

2. Какие современные типологии государства вы знаете?

3. В чем состоит главное различие между формационным и цивилизационным подхо-

дами к типологии государств?

4. Что такое форма государства?

5. Перечислите основные формы правления.

6. Что такое форма государственного устройства? Чем федерации отличаются от кон-

федерации?

7. Назовите основные формы политического режима.

8. Раскройте понятие правового государства.

9. Что такое «социальное государство»? Назовите его основные признаки.

Наши рекомендации