Международные факторы, влияющие на Китайско-северокорейские отношения
С середины 1990-х годов, отношение Китая к многосторонности во внешней политике изменилось. Китай приобрёл уверенность в своей растущей комплексной мощи, а также начал расширять свое участие в международном сообществе. Новой концепция безопасности, в которой подчеркивается взаимное сотрудничество с соседними странами, позволила играть ведущую роль в региональных организациях. Примечательно, что Китай увеличил свое сотрудничество с АСЕАН плюс три и странами Центральной Азии. Эти изменения также имеют отношение Китая к северокорейской ядерной проблеме. Китай был вовлечен не только в шестисторонние переговоры, но и являлся принимающей страной и приложил максимальные усилия к достижения их успеха.
Существует ряд факторов, которые оказывают непосредственное влияние на внешнюю политику Китая по отношению к северокорейской ядерной проблемы.
Сотрудничество с США является важной статьёй внешней политики для Китая для поддержания постоянного развития. Как показывает экономический рост за последние 20 лет, Китай является движущей силой глобализации и международной торговли. Таким образом, для того, чтобы поддерживать высокий уровень экономического роста, Китай должен сотрудничать с США, являющийся мировым экономическим лидером.
Однако после распада Советского Союза, США рассматривает Китай как нового соперника. США проявляли сомнения относительно возможной военной экспансии Китая, при правлении Джорджа Буша Китай был обозначен в качестве стратегического конкурента. Кроме того, вопросы в области прав человека в Китае привели эти две страны в открытый конфликт. С 11 сентября, однако, отношения между США и Китаем улучшились. Китай выразил готовность в поддержании стабильных отношений с США после вступления в международную антитеррористическую коалицию во главе с США - это также влияет на отношение Китая к северокорейским ядерным провокациям. Китай не хочет потакать Северно-корейским проблемам, которые могут привести к конфликтам с США, однако также пытаются ограничить влияние США в регионе. Кроме того, с растущей экономикой и укреплением власти, КНР пытается увеличить свое влияние в регионе. В рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества Пекин существенно укрепляет свои позиции в регионе и оценивает влияние США.
Таким образом, улучшение отношений с США является не самой важной причина для изменения отношения Китая к северокорейской ядерной проблеме, однако по-прежнему играет весомую роль в расстановке приоритетов в политике КНР.
Другим фактором, который стоит рассмотреть является расширение торговли с Южной Кореей.
Для Китая улучшения экономического сотрудничества с Южной Кореей может дать положительный эффект и поспособствовать решению северокорейского ядерного кризиса. В течение 2000-х годов, объем торговли между Китаем и Южной Кореей значительно увеличивается. Китай и Южная Корея нормализуют их дипломатические отношения в 1992 году, и с тех пор две страны поддерживают преимущественно хорошие отношения, основанные на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Таким образом, есть некоторые различия в их отношениях между первым и вторым северокорейским ядерным кризисом.
Кроме того, Китай пытается сохранить баланс в отношении к двум Кореям. Хотя в данный момент КНР и сосредоточен на экономическом сотрудничестве с Южной Кореей, Китай по-прежнему придает огромное значение Северной Корее во внешнеполитической сфере. Таким образом, с середины 1990-х годов, Китай и Северная Корея увеличили свои взаимные визиты на высоком уровне. Визит Цзян Цзэминя в Северную Корею в 2001 году было особенно важным событием, которое доказывало примирение отношений меджу двумя странами. Это был первый визит высшего руководителя Китая в КНДР с 1992 года, и две страны договорились модернизировать их взаимное сотрудничество.[42]
Таким образом, улучшение торговли между Китаем и Южной Кореей также не может являть собой решающее значение для объяснения изменений касательно северокорейского вопроса во внешней политике Китая.
С середины 1990-х годов, Китай показал активную позицию к режиму нераспространения. Китай согласился принять участие в ДВЗЯИ и в созданных институтах, предназначенных для нераспространения ядерного оружия. Эти изменения были напрямую связаны с национальными интересами Китая. Когда в 1990-х Китай проводил испытания ядерного оружия, соседние страны критиковали и всячески оказывали давление, чтобы испытания прекратились. Ради международного имиджа и долгосрочных выгод в безопасности, Китай должен был ответить на претензии соседних стран и последовать правилу нераспространения.
Таким образом, изменение отношения Китая к режиму нераспространения стало следствием усилий Китая по улучшению своего имиджа на международной арене в условиях новой экономической и политической парадигмы .
В заключении, подводя итог и оценивая роль всех факторов, можно отметить, что не один, а именно совокупность факторов смогли повлиять на китайско-северокорейские отношения. Сохраняя хорошие отношения с США и соседними странами, Китай пытался ограничить влияние Вашингтона и увеличить свое влияние в азиатском регионе. Это привело к активизации КНР в региональной интеграции и, в конечном счёте, повлияло на динамику отношений, а также на внешнеполитический сдвиг в отношениях КНР и КНДР.