Правовая процедура может быть как самостоятельное, отдельное юридически значимое действие (назовем ее материальной процедурой) и как часть административного производства.
Административное производство — нормативно установленная последовательность процедур разрешения правоотношений, объединенных в конкретном юридическом деле, исполнение обязанностей применения государственными служащими полномочий по реализации функций. Кратко определить административное производство можно как совокупность и систематизированную последовательность процедур.
Административное производство охватывает все стороны деятельности госаппарата, начиная с подготовки и издания актов управления и кончая материально-техническими и организационными действиями. Оно опосредует применение норм административного права, охватывает широкий круг общественных отношений в области государственного управления и по своему содержанию может быть разделено на стадии.
Под стадией процесса обычно понимается совокупность процессуальных действий или процессуальных отношений, объединенных ближайшей задачей; порядок движения дела, установленный законом, поочередно сменяющие друг друга самостоятельные этапы, имеющие конкретные цели и задачи. Можно вычленить два уровня (блока) стадий юридического процесса: стадия логической последовательности, где дается общелогическая характеристика совершения всех процедурно-процессуальных действий, и стадия функционального назначения, когда совершаются действия, нацеленные на достижение определенного результата, установленного правовой нормой.
Структура административно-управленческого процесса, таким образом, может быть определена как совокупность (система) производств и процедур, разрешающих определенные, специфические группы дел в сфере административного управления.
Эта' система делима на следующие группы: основное и специализированное производство, особое производство, самостоятельные управленчёско-правовые процедуры. ,
Административно-договорное производство | |
Основное производство. Эту группу составляют дела, в основе которых лежат самостоятельные (основные) формы реализации управления. В этих формах управленческой деятельности находит свое внешнее выражение непосредственное управляющее воздействие на управляемый объект, по существу, они являются формами реализации исполнительной власти и, следовательно, нуждаются в максимально целесообразной степени регламентации.
Производство по принятию правовых актов управления |
Совершение юридически значимых действий |
Административно договорное производство |
Совершение юридически значимых действий | | Административно-управленческий процесс | | Производство по принятию правовых актов управления | | |
Регистрационное производство |
Производство по обращениям |
Лицензионное производство |
Разрешительное производство |
Основные производства осуществляются в сфере государственного управления определенным кругом субъектов, наделенных полномочиями по изданию правового акта управления или заключению административного договора и представляют собой определенный способ разрешения широкого круга возникающих в этой сфере дел на основе использования регламентированных законодательством управленческих процедур.