Укрепление государственности. Политические реформы
Новый президент приоритетной задачей объявил укрепление государства, усиление вертикали исполнительной власти. Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, т.к. более 3.5 тыс. нормативных актов не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.
Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации. До этого его членами состояли губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Они выводились из
Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло. Для бывших членов верхней палаты был создан новый совещательный орган -Государственный Совет при Президенте РФ.
В результате проведенных мер удалось преодолеть характерную для 90-х гт. конфликтность между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство из депутатов фракций «Единство», ОВР, «Народный депутат», «Регионы России», что позволило президенту проводить намеченную им политику.
Проблема укрепления государства имеет такой важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. «Суть многих наших проблем,- говорил В.В.Путин,- в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан». Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Оно не доверяет правоохранительным органам. Это недоверие граждан не было преодолено. И в 2007 г.. и как признал Уполномоченный по правам человека при президенте РФ В.Лукин, главным предметом беспокойства граждан остается произвол правоохранительных органов, на который приходится половина всех
Одним из ключевых направлений повышения эффективности госуправления является борьба с коррупцией. В 2006г. Россия подписала Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003г. Однако соответствующий закон Думой до сих пор не принят.
В условиях стабилизации в декабре 2003г. прошли очередные парламентские выборы. Партия «Единая Россия» получила больше всех голосов (37,5%). В эту фракцию вошли депутаты одномандатники. Было обеспечено конституционное большинство. В парламент прошли депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Родины», либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели пятипроцентный барьер.
14 марта 2004г. состоялись президентские выборы. Победил В.Путин, получивший 71,3% голосов избирателей.
В.Путин продолжил линию на дальнейшее укрепление «вертикали власти» и обеспечение гражданского согласия. По его предложению в декабре 2004 г. Думой были приняты законы о новом порядке избрания губернаторов, новой системе избрания депутатов в Госдумы и о создании Общественной палаты. Теперь региональные Госсобрания избирали главу региона только по представлению президента РФ. Он же мог и отзывать губернатора.
Были отменены выборы депутатов по одномандатным округам, они осуществлялись по партийным спискам. Был повышен минимальный уровень для прохождения партий в Госдуму с 5до 7 %. В избирательных бюллетенях отменена графа «Против всех», отменен «порог явки».
Эти изменения обеспечивали успех, прежде всего крупным партиям, что и было продемонстрировано на декабрьских выборах 2007г., в которых «Единая Россия» получила 64 %,КПРФ-11,5%. А на президентских выборах 2 марта 2008г. Д. Медведев, выдвинутый «Единой Россией» и другими партиями, получил 70,2% голосов.
В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественная палата. Она призвана активизировать становление гражданского общества и формирование его институтов.
Борьба с терроризмом. От ее успешного проведения зависело обеспечение безопасности и порядка в стране. Уже в 2000г. завершилась активная фаза боевых действий. Теперь федеральный центр предпринимал меры по нормализации обстановки, делая ставку на решение проблем силами чеченских лидеров. В марте 2003г. в ходе референдума была принята новая Конституция, в которой республике предоставлены широкие полномочия. В октябре 2003г. Президентом Чечни избран А. Кадыров. Однако череда терактов продолжалась и в 2004 г. на праздновании Дня Победы погиб Президент А. Кадыров. В августе террористы взорвали 2 самолета. 1 сентября 2004г. террористы захватили школу в г. Беслане, в результате здесь погибли 330 человек.
Далее ситуация изменилась к лучшему. Новым президентом Чечни был избран сначала А. Алханов, затем Р. Кадыров. Тем временем в июле 2006г. был уничтожен лидер подполья Ш. Басаев, еще раньше-А. Масхадов. Боевики в Чечне престали быть организованной силой. Однако неспокойно стало в соседних республиках - Ингушетии и Дагестане.
Экономическое и социальное развитие.
В 2000 г. был принят документ «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу», определивший приоритеты экономической политики на период до 2010 г.
В конце 2000 г. приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, что способствовало улучшению делового климата. Была снижена шкапа налогов с 30 до 13 %, ставшая самой низкой в Европе и создавшая предпосылки для выхода экономики из «тени».
Эти и другие инициативы положительно сказались на собираемости налогов. Госбюджет принимался с профицитом, Уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть задолженностей по зарплатам и пенсиям.
Руководство страны высказывалось за изменение «сырьевого крена» в развитии экономики. Однако преодолеть эту диспропорцию не удалось, так как работа по развитию других отраслей промышленности, по оснащению их современными технологиями проводилась недостаточно.
Росли золотовалютные резервы Центробанка. 1-го января 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, образуемый из сверхдоходов от цен на нефть и газ. Предполагалось направить его на снижение рисков, связанных с возможным ухудшением конъюнктуры.
Благодаря достигнутой стабильности Россия досрочно выплатила внешние долги. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные.
В 2005 г. руководство страны приступило к решению масштабных, общенациональных задач. Были разработаны четыре приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса».Основной смысл проектов заключается в концентрации финансов и административных усилий на повышении качества жизни россиян.
Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
Тем не менее в экономике остается много проблем. Главная из них -снижение уровня инфляции. В 2007 г. он составил вместо ожидаемого 8,5% почти 12 %.