Президент РФ как субъект ГУ

Правовое положение Президента в сфере ГУ определяется только Конституцией РФ (глава 4), то есть специального фед.закона, определяющего статус Президента у нас нет. Основы статуса Президента определяет ст.80 всё той же Конституции: Президент является главой гос-ва и выполняет ряд полномочий. В Конституции нет ни слова о его месте в структуре власти, отсюда неопределённость статуса Президента. Президент должен обеспечивать действенность Конституции, являясь её гарантом, гарантом прав и свобод граждан. Он, как глава гос-ва обеспечивает согласованное функционирование всех органов гос.власти. Из этого положения следует то, что мы не можем отнести Президента ни к одной из ветвей власти (зак., исп., суд.)!

Президент должен выступать в качестве арбитра в спорах между ветвями власти. Статус Президента определяется также объёмом его полномочий:

*полномочия в сфере законодат.власти – право законодательной инициативы – право внесения в Гос.Думу проектов законов; право внесения предложений о поправках в Конституцию, её пересмотр. Он обладает правом отлагательного вето (но может быть и такое, что вето Президента будет непреодолимым). Президент назначает выборы Гос.Думы, может её распустить, в случае, если она трижды отклонит предложенные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства. Также Президент в случае повторного в течении 3-х месяцев выражения недоверия Думой Правительству, может распустить первую (отказ Думы в доверии Правительству).

Существуют условия, при которых Президент распустить Гос.Думу не может: Думу нельзя распустить в течении первого года её работы; в течении последнего полугода срока полномочий Президента; нельзя с момента совершения тяжкого преступления или гос.измены со стороны Президента; нельзя во время действия чрезвычайного и военного положения на всей территории РФ.

*полномочия Президента в сфере взаимодействия с исп.властью: Президент с согласия Гос.Думы назначает на должность или увольняет с неё Председателя Правительства. По предложению последнего Президент определяет систему и структуру фед.органов исп.власти, назначает и увольняет фед.министров. Может оправить в отставку отдельных министров или Правительство в целом. Президент может председательствовать на заседаниях Правительства. Он руководит деятельностью силовых ведомств (Министерство обороны, Мин-во внутр.дел, Мин-во юстиции, ФСБ, служба охраны, разведки). Президент назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в федеральных округах. Предлагает кандидатуру Гос.Думе на должность Председателя Центр.банка и вносит предложения об освобождении его от должности. Предлагает на рассмотрение кандидатуры на должность глав субъектов федерации.

*в сфере взаимодействия с суд.властью: Президент и Совет Федерации предлагает кандидатуры в Конституционный суд РФ, Фед.суд РФ, Высший арбитражный суд, Генеральную прокуратуру ( может также «сетовать» за отстранение от должности). Назначает на должность судей всех иных Фед.судов (назначаются сначала на три года и если назначенные судьи успешно выполняют свою работу, то они продолжают работать бессрочно).

*в сфере обороноспособности и безопасности: Президент является верховным главнокомандующим; возглавляет Совет Безопасности; назначает и увольняет высшее командование вооружённых сил РФ и иных войск РФ; присваивает высшие воинские (например, маршал) и высшие специальные звания (например, гос.советник). В случае необходимости, Президент объявляет на всей территории РФ или в отдельных её регионах чрезвычайное положение, а в случае военной угрозы – военное положение. Об этом должен уведомить Гос.Думу и Совет Федерации.

*в сфере МО Президент определяет основные направления внешней политики; ведёт переговоры и подписывает договоры РФ с другими странами; по согласованию с Палатой Фед.Собрания, назначает или освобождает от должности полномочных представителей РФ в иностранных гос-ах и международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты, аккредитованных в РФ иностранных полномочных представителей.

*в соц.сфере президент решает вопросы гражданства; предоставляет право пол. убежища, награждает гос.наградамиРФ; присваивает почётные звания; обладает правом помилования.

47. Правительство РФ (ПРФ).

Правовую организацию деятельности ПРФ составляет Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы и указы президента РФ. ПРФ – высший орган исполнительной власти (ИВ) в России, является коллегиальным органом, обеспечивающей единую систему всей ИВ в России. В пределах своих полномочий ПРФ: а) организует исполнение Конституции, федерального законодательства и указов президента РФ. б) осуществляет системный контроль за их исполнением фед.органами ИВ и органами ИВ субъектов РФ. в) принимает меры по устранению нарушений законодательства.

ПРФ в рамках своих полномочий издаёт постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в РФ, а также принимает акты, не имеющие правового характера. ПРФ состоит из 3 членов: 1) Председателя 2) его замов 3) федеральных министров. Председатель ПРФ назначается президентом РФ с согласия Гос.Думы, освобождается от должности тоже президентом (даже на основании собственного заявления). Замы Председателя ПРФ и федеральные министры назначаются на должность президентом РФ по предложению Председателя ПРФ. Члены ПРФ не имеют права занимать никакие другие должности получать гонорары от публикаций, заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. У ПРФ есть свой аппарат, который обеспечивает подготовку всей документации и связь с Администрацией президента РФ, аппаратами Федерального Собрания.

Общие полномочия ПРФ: 1) реализация внешней и внутренней политики 2) осуществление регулирования в социально-экономической сфере. 3) обеспечивает единство институтов исп.власти, направлений и конкретной деятельности его органов. 4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. 5) реализует право законодат.инициативы.

Акты, имеющие нормативный характер издаются в форме Постановлений ПРФ, акты оперативного ненормативного характера – в форме Распоряжений ПРФ.

ПРФ – коллегиальный орган, заседания которого проходят не реже чем 1 раз в месяц. Президент РФ может отменить постановления и распоряжения ПРФ, если они противоречат Конституции РФ, законодательству или указам президента РФ. В предусмотренных случаях Председатель ПРФ может быть исполняющим обязанности президента РФ.

ПРФ перед вновь избранным президентом слагает свои полномочия. ПРФ может подать в отставку, которую президент вправе принять или не принять, в том числе и после выражения ГосДумой недоверия ПРФ.

48. Правовое положение министерств.

Новая система и структура федеральных органов исп.власти была утверждена Указом президента РФ от 9 мая 2004 года № 314 с последующими изменениями «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом установлено, что в систему федеральных органов исп.власти входят: 1) федеральные министерства 2) федеральные агентства 3) федеральные службы. Федеральное министерство (ФМ) – это орган исп.власти (ИВ), осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами президента и Правительства сферах деятельности. ФМ выше по статусу, чем агентства и службы, последние являются структурными элементами министерств. Возглавляет министерство министр, который является членом Правительства РФ. ФМ самостоятельно осуществляет правовые регулирования в установленной сфере деятельности. ФМ осуществляет также функции координации и контроля за деятельностью подотчетных ему федеральных агентств и служб. В этих целях ФМ осуществляет следующие функции: 1) утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчёт по их деятельности. 2) вносит в ПРФ по представлению руководителя федеральной службы, агентства проект положения о федеральной службе, агентстве, предложения по их предельной штатной численности и зарплате. 3) Вносит в МинФин РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансирования служб и агентств. 4) вносит в ПРФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к их сфере деятельности и сферам деятельности их служб и агентств. 5) дает поручение службам и агентствам, контролирует их исполнение. 6) имеет право отмены противоречащих законодательству решений, принимаемых агентствами и службами. 7) назначает и освобождает от должности руководителей фед.агентств и служб (а также их территориальных организаций).

В РФ сегодня 16 ФМ: 1. МВД 2. Мин-во по ГОиЧС 3. Мин-во иностранных дел 4. МинФин 5. Минобороны 6. Мин-во юстиции 7. Мин –во здравоохранения и соц.развития 8. Мин-во культуры и массовых коммуникаций 9. Минобринауки 10. Мин-во природных ресурсов 11. Мин-во промышленности и энергетики12.Мин-во регионального развития 13. Мин-во транспорта 14. Мин-во информационных технологий и связи 15. Мин-во экономического развития и торговли 16. Мин-во сельского хозяйства.

Наши рекомендации