Итак, что такое проект? (в помощь для создания учебного проекта).
Проект (с латинского «бросаю вперед») – план, предложения, предварительный текст какого-либо документа, комплект технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях.
Метод проектов – это система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проектный метод направлен на:
· Развитие критического мышления.
· Развитие творческого мышления.
· Умения работать с информацией.
Классификация (виды) учебных проектов:
1. Исследовательские–подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
2. Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняется жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме: сценарий видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбом, web-сайта и т.д.
3. Прикладные–отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участниками. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо явления.
Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта», презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
4. Информационные – этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, её анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Структура проекта:
5. Ролевые, игровые – в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Число участников проекта:
- индивидуальные
- парные
- групповые
Продолжительность проведения проекта:
1. краткосрочный (разработан на нескольких уроках)
2. среднесрочный (от недели до месяца)
3. долгосрочный (от 1 месяца до нескольких месяцев)
Этапы работы над учебным проектом:
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы – выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
3. Исследовательская деятельность студентов как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы – поиск информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт.
5. Представление продукта – презентация и защита самого проекта.
Структура учебного проекта:
Этапы | Задачи | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3. Исследование | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта. | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Примерная структура проекта:
Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:
· титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год);
· оглавление (перечень основных частей проекта);
· эпиграф;
· введение
· основная часть (главы, разделы, параграфы);
· заключение;
· список используемых источников и литературы;
· приложение (фотографии, рисунки, иллюстрации, карты, таблицы, графики).
Виды презентаций проектов:
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
1. деловой игры;
2. демонстрации видеофильма или любого другого продукта, выполненного на основе информационных технологий;
3. диалога исторических или литературных персонажей;
4. игры с залом;
5. иллюстративного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
6. инсценировки реального или вымышленного исторического события;
7. научной конференции;
8. отчета исследовательской экспедиции;
9. пресс-конференции;
10. путешествия;
11. рекламы;
12. ролевой игры (спектакль);
13. соревнования;
14. спортивной игры;
15. театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или, неодушевленного существа);
16. телепередачи;
17. экскурсии и т.д.
Оформление списка используемой литературы:
Список используемой литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии авторов).
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
Критерии оценки проекта:
1. значимость и актуальность выдвинутых проблем.
2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
4. коллективный характер принимаемых решений.
5. творческая самостоятельность авторов проекта.
6. четкость соблюдения формы избранного жанра.
7. использование дополнительной информации по отношению к базовому учебному курсу.
8. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
9. эстетика оформления результатов проекта.
10. форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Срок выполнения: 6 ч.
Примечание:
1. Проект – это в первую очередь воплощение ваших творческих идей и замыслов, не бойтесь оказаться не правыми или выглядеть смешно в глазах одногруппников.
2. На ваши вопросы всегда готов ответить преподаватель.
3. Словарик:
Актуальностьисследования определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых методах: потребностью практики.
Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования– это процесс или явление,порождающие проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.
Цель исследования – это его желаемый конечный результат. Наиболее типичны следующие цели:
· Определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных
· Выявление взаимосвязи явлений
· Изучение динамики явлений
· Описание нового эффекта, явления
· Открытие новой природы явлений
· Обобщение, выявление общих закономерностей
· Создание классификаций, типологий
· Создание методики
· Адаптация методик
Гипотеза– предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Методы – основные способы, с помощью которых проводится исследование.
Этапы исследования – основные периоды работы исследователя.
Структура исследования – количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.
Научная новизна – впервые полученные результаты, материал, не исследованный другими.
Теоретическая значимость – на какую область науки могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений на решение практических вопросов.