Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов
Правотворчество - это деятельность гос.органов по принятию нормативно правовых актов, а также по их изменению и отмене.
Содержание правотворчества:
- обновление законодательства;
- устранение устаревших норм;
- устранение пробелов в праве.
Правотворческая деятельность строится на следующих принципах:
Принцип демократизма;
Принцип законности;
Принцип научности;
Принцип профессионализма;
Принцип связи с практикой .
Выделяют 3 вида правотворчества:
- правотворчество компетентных государственных органов;
-непосредственное правотворчество народа (референдумы);
- санкционирование норм, при которых процесс их создания проходит вне государственных органов.
Этапы процесса правотворчества:
1. Этап принятия решения о подготовке проекта закона.
2. Подготовка текста законопроекта:
-составление текста законопроекта;
- предварительное обсуждение проекта, которое проводится с привлечением заинтересованных органов, организаций;
-согласование проекта (происходит вынесение предложений по тексту проекта заинтересованными лицами, органами);
- доработка проекта, которая осуществляется комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста.
3.Вынесение проекта на рассмотрение правотворческого органа.
4.Обсуждение проекта. В первом чтении заслушивается доклад инициатора и содоклад рабочей комиссии. Депутаты высказывают замечания по результатам обсуждения или одобряют или отклоняют. Во втором чтении выступают представители комиссии с докладом о доработках. Обсуждение проводится в целом или по статьям.
5.Принятие закона. Достигается с помощью голосования.
6..Подписание законов. Принятый закон в течение 5 дней направляется на подпись президенту, на подписание отводится 14 дней. Президент может использовать право вето и отклонить закон.
7.Опубликование закона. Официальное оглашение закона в СМИ.
ФЗ официально публикуются в течение 7 дней после их подписания и вступают в силу по истечению 10 дней после их публикации, если закон не предусматривает другого порядка вступления в силу.
Систематизация нормативно-правовых актов - это упорядочение и совершенствование правовых норм. Это юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в согласованную систему.
Формы систематизации: кодификация; - инкорпорация; - консолидация.
Кодификация – создание нового сводного систематизированного нормативного акта, которое осуществляется законодательным органом на основе действующего законодательства.
Инкорпорация это объединение действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения содержания. Бывает в хронологическом, систематическом или предметном порядке.
Консолидация – объединение нескольких нормативных актов действующих в одной области без изменения содержания.
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативно правовых актов в целях их ясности и понятливости. Объектом юридической техники является текст нормативно правового документа.
Виды юридической техники:
а) законодательная техника;
б)техника систематизации законодательства;
в) техника правоприменительных актов.
Законодательная (правотворческая, нормотворческая) техника - это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.
Система права
Система права - это внутренние строение права, деление его на отрасли и правовые институты в соответствии с предметов и методом правового регулирования.
Признаки системы права: - объективность; - единство, согласованность и не противоречивость; - иерархичность составляющих ее правовых норм.
Элементы системы права:
1. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государство и является регулятором общественных отношений.
2. Правовой институт - совокупность норм регулирующих определенный участок или стороны однородных отношений
3. Подотросли - совокупность норм регулирующих несколько участков общественных отношений
4. Отрасль права - совокупность норм регулирующих однородныеобщественные отношения присущими ей методами
В основе деления системы права на отросли лежат два критерия:
1. Предмет правового регулирования - сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.
2. Метод правового регулирования - способы и приему правового воздействия на общественные отношения, которые составляют предмет и отрасль.
Виды отраслей права:
- по предмету регулирования (конституционное право; уголовное; административное; трудовое; гражданское; финансовое; земельное; семейное; гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное);
- по назначению (материальные и процессуальные).
Конституционное право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти, национальное государственное устройство, избирательный процесс и т.д.
Административное право - совокупность правовых норм регулирующих управленческие отношения в сфере исполнительной власти, в деятельности органов государственного управления.
Гражданское право - это отрасль права, регулирующая имущественные отношения и некоторые личные не имущественные.
Уголовное права - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти и определяющая какие общественные отношения являются преступными и какие за их совершение могут быть назначены наказания.
Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и не имущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.
Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, прекращения, изменения трудовых отношений.
Все указанные отросли, относятся к отраслям материального права, т.е. содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отрасли процессуального права содержит правила поведения государственных органов, должностных лиц.
Гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассматриваемыми в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений.
Уголовно-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Особое место занимает международное право. Оно не входит ни в одну правовую систему мира, т.к. представляет собой совокупность правовых норм регулирующих отношение между государством.
Систему права следует отличать от системы законодательства.
Система законодательства - это совокупность источников права. Система права характеризует внутренние строение права, ее структуру и элементы.
Правоотношение
Правоотношение- это отношения, возникающие на основе норм права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
Признаки правоотношений:
1. Правоотношение - это разновидность общественных отношений (между людьми);
2. Возникают на основе норм права и регулируются ими;
3. Эти отношения характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;
4. Правовые отношения имеют сознательно волевой характер;
5 Они гарантируются государством и охраняются его принудительной силой;
Правоотношения имеет свой состав: - субъекты правоотношений;
- объекты правоотношений;
- содержание правоотношений. Субъектами(физические лица - отдельные граждане, иностранные граждане, лица без гражданства -, лица с двойным гражданством - и коллективы (юридические лица, организации).
Характер и степень участия субъектом в правовых отношениях определяется их правосубъектностью.
Правосубъектностью способность лица быть участниками правовых отношений. Она включает в себя 3 юридических положения:
- правоспособность;
-дееспособность;
-деликтоспособность.
Правоспособность это способность лица иметь субъективные юридически права и нести обязанности. Правоспособность физического лица возникает в момент их рождения, а правоспособность юридического лица возникает с момента из государственной регистрации.
Виды правоспособности: - общая правоспособность; - отраслевая; -специальная.
Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность субъектов права собственными действиями осуществлять права и обязанности.
Деликтоспособность - это способность лица нести ответственность за допущенное правонарушение.
Объекты правовых отношений - это те материальные, духовные и социальные блага и ценности по поводу которых возникают правовые отношения.
Содержание правоотношений образуют субъективные юридические права и обязанности участников правовых отношений. В содержании правовых отношений выделяют 2 элемента: субъективное право и юридическая обязанность. Субъективное право - это мера возможного поведения субъектов правовых отношений. Юридическая обязанность - это мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная мерами государственного принуждения.
Правовые отношения классифицируются по различным основаниям:
1..По предмету регулирования: - гражданские; - трудовые; административные; - уголовные;
2. По функциям: - регулятивные; - охранительные;
3. По характеру распределения прав и обязанностей между субъектами: -простые; - сложные;
4. По характеру обязанностей: - активные; - пассивные;
5. По степени определенности: - абсолютные; - относительные.
Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, связанных с открытием наследства).
В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие факты - это юридические факты, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (трудовой договор о приеме на работу).
Правоизменяющими фактами называют такие юридические факты, с которыми нормы права связывают изменение правоотношений (перевод на другую работу в рамках одного предприятия). Правопрекращающие факты - это юридические факты, с которыми нормы права связывают прекращение правоотношений (смерть человека).
Юридические презумпции представляют собой предположения о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов. Необходимость использования в юридической практике презумпций определяется трудностью либо невозможностью доказать наличие определенных обстоятельств, от существования которых зависит возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Презумпции бывают легальные и фактические. Легальные презумпциипредставляют собой предположения, которые закреплены нормами права (например, презумпция невиновности, которая закреплена в статье 49 Конституции РФ). Фактические презумпциипредставляют собой предположения, основанные на разуме и житейском опыте и не закрепленные в письменной форме. Фактической презумпцией является, например, предположение о том, что необычные факты в случае, если они не доказаны, не существуют.
Еще более сложный характер имеют так называемыефикции, т. е. фактически не существующие положения, которые тем не менее правом признаются существующими и имеющими юридическое значение. Традиционно теория права относит фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Юридические фикции упрощают правовые отношения и способствуют принятию решений в соответствии с принципами справедливости. Примером юридической фикции может служить принятое в наследственном праве предположение о том, что зачатый ребенок является родившимся ребенком.
Реализация права
Реализацией праваназывается фактическое осуществление правовых предписаний в деятельности субъектов права.
Субъектами реализации права являются те лица, на которые право распространяет своё действие.
Выделяют 2 вида реализации права: - непосредственная реализация права;
-опосредованная реализация права. Непосредственная реализация имеет место в тех случаях, когда субъекты права реализуют правовые предписания самостоятельно, не опираясь на правоприменительную деятельность государственных органов. При опосредованной реализации осуществление прав и обязанностей субъектов права происходит с помощью правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Формы непосредственной реализации права:
1. Соблюдение права - выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами.
2. Исполнение права - форма реализации, которая состоит в обязательном совершении субъектами права действий, предусмотренных законодательством.
3. Использование права - такая форма реализации права, которая состоит в осуществлении субъектами права, предоставление им прав по своему усмотрению.
4.Применение права - это деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуальных, конкретных, правовых предписаний.
Отличительные признаки применения права:
1. Субъектами правоприменительной деятельности являются специальные уполномоченные государственные органы или должностные лица;
2. Правоприменение осуществляется в специальной процессуальной форме;
3.Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов.
Существует 3 стадии применения права:
1. Установление фактической основы дела. На данной стадии идет сбор фактов, имеющих значение для вынесения решений по делу
2. Установление юридической основы дела. На данной стадии дается правовая квалификация установленным фактическим обстоятельством дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай.
3. Принятие решения по делу. Это завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется непосредственное применение права. Решение по делу сопровождается одновременно с совершением полномочных органов действий выражающихся в виде индивидуально-правового акта, являющегося юридическим фактом и служащимся основой на возникновение правоотношений.
Иногда, в процессе выбора правовой нормы, которая должна быть применена, в законодательстве обнаруживается пробел.
Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения.
Бывает 2 вида пробелов: действительные и мнимые. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей общественные отношения, которая по своему характеру является правовой. Мнимые пробелы имеют место тогда, когда отсутствует юридическая норма, регулирующая общественные отношения не являющиеся правовыми. Действительные пробелы подлежат устранению, а мнимые нет. Также пробелы бывают первоначальные и последующие. Последующие пробелы появляются в результате возникновения новых общественных отношений. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу объективных причин, т.е. недостаток правового опыта.
Пути устранения пробелов в законодательстве:
-совершенствование законодательства путем принятия новых правовых актов.
- путем принятия решения по аналогии закона или по аналогии права. Аналогия закона – это принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей исходный случай. Если закона нет, то решение принимается на основе общих принципов права, т.е. по аналогии права.
Различают принципы права в целом и принципы права отдельных отраслей права. Принципами права называют, основополагающие идем, которые зафиксированы в праве и характеризуют его содержание. Общие правовые принципы:
- принцип равенства всех перед законом;
- принцип верховенства федерального закона над другими правовыми актами;
- принцип приоритета международного права над внутригосударственным правом;
- принцип справедливости;
- принцип законности. Принципы отдельных отраслей права закрепляются в кодексе и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.
Противоположностью пробела является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридический норм противоречащих друг другу. Коллизии закона это расхождение содержания двух или более действующих нормативно правовых актов изданных по одному и тому же вопросу. Решения коллизионных ситуаций происходит путем выбора того нормативно правого акта, который должен применятся в данной ситуации. Правила выбора:
1. Если нормативно правовые акты изданы одним и тем же правотворческим органом, то применяется тот акт, который был издан позднее;
2. Если нормы нормативно правового акта приняты в разных органах, то применяются те нормы, которые приняты вышестоящим органом.
3. Если расходятся нормы нормативно правового акта федерального и республиканского законодательства, то применяются федеральные нормативно правовые акты.
акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Акты применения права классифицируют по различным критериям следующим образом:
1. По субъектам правоприменения: акты применения государственных органов и общественных организаций, главы государства — Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти и управления (Правительства, министерств, ведомств, территориальных органов), органов власти и управления субъектов РФ, органов правосудия, прокуратуры, органов надзора и контроля.
Кроме того, по субъектному составу все акты применения права подразделяются на коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования: конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности:
• исполнительные акты применения — связаны с применением диспозиции нормы права;
• правоохранительные акты применения — связаны с реализацией правовых санкций.
4. По функциональному признаку:
• акты-регламентаторы — данные акты применения права определяют круг субъектов конкретного правового отношения, указывают на объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
• правообеспечительные акты — данные акты применения права путем властных полномочий компетентных государственных органов обеспечивают реализацию правоотношений, т. е. достижение целей правового регулирования.
5. По форме внешнего выражения:
• акты-документы — это письменные акты применения права, которые могут состоять либо из четырех частей: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная; либо только из трех частей, исключая мотивировочную; либо только из двух частей: вводная и резолютивная; либо только из одной части — резолютивной. Примером последнего случая являются акты применения права, в которых содержится властное предписание: утвердить, оплатить, исполнить, освободить и т. п.;
• акты-действия — это словесные, конклюдентные (жесты, движения) акты применения права.
6. По юридическому значению:
• основные — данные акты применения права содержат завершенное решение по конкретному юридическому делу;
• вспомогательные — такие акты применения права содержат предписания, подготавливающие издание основных актов применения права.
7. В зависимости от действия во времени: акты однократного применения (штраф) и длящиеся акты применения права (регистрация брака).