Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи НПА. Способы изложения норм права в статьях НПА.
Норма права- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование определенного вида общественных отношений.
Структура юридической нормы – её внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.
Гипотеза юридической нормы- элемент юридической нормы, указывающий на условия ее действия. Гипотеза - предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями.
1. В зависимости от строения:
• Простые (предполагает одно условие, через которое реализуется юр.норма)
• Сложные (связывает действие нормы с наличием двух или более условий)
• Альтернативные (для вступления нормы права в действие достаточно одной из перечисленных в ней фактических обстоятельств).
2. По форме выражения:
• абстрактные (указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на общих, родовых признаках)
• казуистические (связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы)
Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, приведения в движение ее диспозиции.
Диспозиция юридической нормы- элемент юридической нормы, указывающий на правовые последствия, наступающие при наличии указанных в гипотезе нормы юридических фатов. В охранительных нормах - описание состава правонарушения. Диспозиция — это стержень правовой нормы, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает и себе модель правомерного поведения.
Виды диспозиций:
• бланкетная (содержит общее направление правила поведения)
• отсылочная (отсылает к другим НПА)
В зависимости от формы выражения:
• управомочивающие (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий)
• обязывающие (возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий)
• запрещающие (содержат запрет на совершение определенных противоправных
действий).
В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.
Санкция юридической нормы- элемент юридических нормы, определяющий меры правового воздействия за совершенное правонарушение. Санкция юридической нормы - это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.
Различаются по отраслевой принадлежности:
• уголовно-правовая
• административно-правовая
• дисциплинарно-правовая
• гражданско-правовая
По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий:
• правовосстановительные (возместительные)
• штрафные (карательные)
По степени определенности:
• абсолютно-определенные
• относительно-определенные
• альтернативные
Способы изложения юридических норм- приемы закрепления норм права в статьях нормативных правовых актов.
Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного процесса. Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других - санкция.
В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.
2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта.
3.В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.
Виды юридических норм.
Нам уже приходилось говорить о делении законов на общие и особенные. Это деление относится не к одним только законам, но и к обычаям, т.е. ко всем юридическим нормам. Следует вообще различать право общее и местное, смотря по территориальному пространству его применения, и право общее и сингулярное, смотря по кругу лиц и отношений, подлежащих действию права.
1. Право общее и местное. Применительно к законам это различие имеет только то значение, что некоторые законы действуют в пределах всего государства, а другие издаются лишь для определенной местности. Но для обычного права различие это может иметь еще более широкое значение. Именно, общее обычное право мыслимо даже в качестве права, охватывающего территорию нескольких различных государств. такое право возникает в том случае, если эти государства живут в одинаковых культурных условиях, способствующих образованию общих обычаев у их населения.
1) Общее право имеет значение права субсидиарного, т.е. оно применятся лишь постольку, поскольку действие его не ограничено нормами местного права. Так, в Германии эпохи рецепции римское прав было общим обычным правом Германских государств, но применялось лишь настолько, насколько это допускали местные права отдельных областей.
2) Но чаще общее право имеет абсолютное значение: в таком случае местные права применяются лишь настолько, насколько это позволено общим правом. Таково отношение общего и местного права в современной России.
2. Право общее и сингулярное. Общим называется то право, которое применяется ко всем лицам и отношениям; сингулярное право создано в виде изъятия для одного какого-либо класса лиц, вещей или отношений. таковы, Напр., нормы, регулирующие положение женщин, малолетних, евреев в России и т.п. Сингулярное право является в результате разных причин. Иногда оно составляет результат ясно сознанных законодателем особенностей в положении известного класса лиц, вещей или отношений, заставляющих поставить этот класс в особое положение. Но иногда оно этого значения и не имеет. Оно может возникнуть, напр., вследствие того, что известный общий принцип, пробивающий себе дорогу в право, не нашел еще полного признания, но подмечен и признан законодателем, пока только в специальной области отношений. Такое сингулярное право должно со временем стать общим и допускать распространение по аналогии[1]. Возможен и боратный случай, когда сингулярное право является последним остатком некогда общего принципа, который начал утрачивать свою силу, и только в качестве переживанья держится еще для какого-либо специального класса отношений. Такое сингулярное право обречено на полное исчезновение.
II. По силе своего действия нормы права могут быть разделены на 1) уполномочивающие, 2) диспозитивные и 3) принудительные.
1) Принудительными нормами называются такие, которым все члены государства обязаны подчиняться и которые не могут быть устранены от применения волею частных лиц. Эти нормы составляют основу всего права и определяют его общий характер.
2) Уполномочивающие нормы. Закон не может всего предусмотреть, да и не дожжен брать на себя этой роли. Большое значение в праве всегда играет свободное усмотрение отдельных лиц, которым предоставлено своими распоряжениями определять судьбу того или иного правоотношения. Для того, чтобы частные лица могли делать такие распоряжения с юридической силой, они должны получить от права соответственные полномочия. Эти полномочия и предоставляются им уполномочивающими нормами. Особенно много таких норм в гражданском праве, ибо, как мы знаем, воля частных лиц признается обыкновенно лучшим регулятором частноправового оборота. Такой характер носит, напр., ст. 1041 Зак. Гражд. «завещать имущество благоприобретенное можно или в полную собственность, или же во временное владение и пользование».
3) Диспозитивными нормами называются такие, которые предназначены заполнять пробелы воли частных лиц в заключаемых ими актах. В тех случаях, когда частные лица получили право свободно регулировать свои отношения, они могут придавать этим актам любое содержание, лишь бы не нарушались предписания принудительных норм. Но если составленный сторонами акт содержит в себе пробелы относительно каких-либо подробностей, которые стороны не предусмотрели при его заключении, то эти пробелы восполняются диспозитивными нормами.
Следовательно, диспозитивная норма применяется лишь тогда, когда частные лица не распорядились иначе. Огромное большинство норм гражданского права имеет такой диспозитивный характер[2]. Такова, напр., ст. 1705 Гражд. Зак.: «Хозяин не в праве отказать наемщику до наступления срока найма, хотя бы кто предлагал и большую перед ним цену. Равномерно наемщик не может отказаться от платежа договорной цены до истечения определенного условием срока». Разумеется, заключая договор найма, стороны могут распорядиться иначе и предоставить хозяину или нанимателю именно те права, которых не признает за ним ст. 1705; эта статья применяется лишь тогда, когда стороны ничего по этому поводу не сказали в своем договоре (см. Касс. 76/100). Следует оговориться, впрочем, что за судом всегда остается право не признать силы за такими распоряжениями частных лиц, которые противны добрым нравам (ср. ст. 1528 Зак. Гр.).