Тема 4. Природа и сущность права
- Право и его признаки. Объективное и субъективное право.
- Принципы права.
- Функции права.
- Формы (источники) права.
- Правовые семьи (правовые системы).
- Место права в системе социальных норм.
- Право и закон.
1) Право – обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений. К признакам права относят: нормативность, интеллектуально-волевой характер, обеспеченность возможностью государственного принуждения, формальную определенность, системность.
Правоведы и философы права выделяют два или три уровня, на которых существует право. Сторонники той позиции, согласно которой право – абстрактное выражение ценностей справедливости и свободы, в большинстве своем считают, что существует т.н. естественное право. По нашему мнению, естественное право – это совокупность идеальных, нормативных, ценностных, абстрактных, нравственных, по своей сути, представлений о неотчуждаемых правах человека на свободу, справедливость, достоинство. Оно противостоит праву объективному (позитивному), совокупности институционализированных, формальных норм, законов, утвержденных сувереном или законодателем. Сторонники концепции, которую называют юридический позитивизм (легизм, нормативизм), отрицают сам факт существования любого права, кроме позитивного. Субъективное (личное) право, по мнению позитивистов, это юридическое выражение прав, свобод, возможностей, которыми в позитивном праве наделяет подданных государство. По мнению юснатуралистов, субъективные права лица – это выражение в позитивном, действующем, законе правовых абстракций, естественных прав.
Итак, естественное право – это социальные и правовые притязания человека и общества, позитивное право – совокупность норм, в которых получают официальное (государственное) признание социально-правовые притязания граждан, их ассоциаций, организаций, социальных групп, субъективное право – индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
2) Принципы права – это характеристики содержания, сущности, назначения права. К важнейшим принципам права относят следующий набор характеристик:
- Справедливость
- Уважение прав человека
- Равноправие
- Законность
- Правосудие.
К принципам права относят и ряд т.н. правовых аксиом, принимаемых без строго рационального обоснования ценностей, признанных ныне де-юре, но далеко не всегда соблюдаемых де-факто. К правовым аксиомам относят следующие нормы: 1) закон не имеет обратной силы (современное уголовное правосудие исходит из гуманного принципа, согласно которому отмена или смягчение наказания приобретают обратную силу); 2) гражданам, ассоциациям граждан, негосударственным юридическим лицам (организациям) разрешены любые действия, прямо не запрещенные законом; 3) государство, его органы, институты, должностные лица должны следовать противоположной норме – исполнять лишь то, что им прямо предписано законом; 4) никто не может быть судьей в собственном деле; 5) нельзя дважды карать за одно и то же правонарушение; 6) специфические правовые аксиомы существуют в уголовной юстиции – а) презумпция (предположение) невиновности, невиновность не требует доказательств, а вина должна быть неопровержимо доказана; любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого б) лицо вправе не свидетельствовать против себя и своих близких.
3) Функции права: 1) регулятивная; 2) организационная; 3) охранительная; 4) оценочная. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Организационная функция права очень близка к регулятивной, поскольку ее основной смысл состоит в государственно-правовом регулировании общественных отношений.
Охранительная функция права заключается в охране общественных отношений от противоправных посягательств, которая осуществляется с помощью:
- установления запрета на противоправные деяния;
- введения санкции за нарушение установленного запрета;
- применения санкций к правонарушителям.
4) Формы (источники) права. В современной юриспруденции общепризнано, что право может существовать лишь в одной из четырех форм – нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания. Форму права одновременно признают и источниками права, т.к. лишь в одной из перечисленных форм возможно выражение и закрепление правовых норм.
Прецедент (юридический или судебный прецедент) – решение высших судебных инстанций, по конкретному делу, которому придается нормативный характер. Правовой обычай – признанная государственными институтами (или иными властными органами), сложившаяся естественным (органичным) путем и вошедшая в привычку населения норма. Договор нормативного содержания – соглашение участников общественных отношений, вызывающее последствия юридического характера. Три названных формы права иногда называют источниками права ненормативного характера.
Нормативно-правовой акт– официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.
5) В юридической литературе выделяют несколько правовых семей или систем: система обычного права, мусульманская правовая семья, англосаксонская правовая семья, романо-германская правовая семья, социалистическая правовая система. Сравнивая право и обычай, мы проанализируем логику «обычного права», а в завершение данного раздела кратко рассмотрим специфику социалистической правовой системы.
Мусульманская правовая семья. В ней под нормой понимается правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Нормы, как правило, не являются управомочивающими, предоставляющими права, или запрещающими. В основе нормы – обязанность, долг исполнить то или иное сакрализированное действие. Источники права в исламской правовой культуре – это Коран, сунна-сборник преданий о жизни Пророка Магомета, иджма-собрание решений авторитетных правоведов и богословов, рассматриваемое как решение всей Улемы, общины мусульман, которая, по словам Пророка, не способна ошибаться. В мусульманском праве действует и своеобразное правило прецедента – кийяс, вынесение решения по аналогии. В современных исламских странах нормативно-правовой акт (закон), включающий и противоречащие Корану нормы, признается источником права.
Англосаксонская правовая семья или система прецедентного права – это интересный способ упорядочения обычного права британцев, сложившегося еще в ХI-ХIIвв. и даже ранее. Судебная реформа Генриха II Плантагенета (втор.пол.ХIIв.) означала формирование общего права, состоявшего, прежде всего, из решений королевского суда. Ведущим источником права стал судебный прецедент, при этом решение по конкретному юридическому делу принимается по аналогии. Правоприменитель ищет в сборнике прецедентов, имевшее ранее место, решение по аналогичному делу и руководствуется этим решением. В случае отсутствия прецедента, суд должен его создать, руководствуясь правом справедливости. Последнее вошло в английскую правовую систему, начиная приблизительно с XVв.
Ныне Великобритания и США, а также ряд бывших британских колоний живут в соответствии с логикой некодифицированного права. Действуют два вида норм – законодательные и прецедентные.
Наряду с прецедентами существуют другие источники права:
- Закон (акт, билль, статут), т.е. нормативные акты, дополняющие сборники прецедентов;
- Обычай (обычное право), которым руководствуются и сейчас;
- Юридическая доктрина (некоторые научные труды ученых-юристов приобретают характер источника права).
Романо-германская правовая семья.Древнейший исторический источник – римское право. Романо-германская правовая семья (или система кодифицированного права) – это правовая система, состоящая из совокупности правовых норм, т.е. общих правил поведения, сформулированных законодателем или уполномоченным им органом.
Основным источником (формой) романо-германского права является нормативно-правовой акт. Договоры, рождающие юридические последствия, являются договорами нормативного содержания. Сохраняет свою роль правовой обычай. Правоприменительная практика (англосаксы называют ее совокупностью прецедентов) и юридическая доктрина – научно-профессиональные комментарии к законодательству, разработанные с учетом реального правоприменения, активно используются судом и администрацией, но не являются источниками права. Право в сложившейся еще со времен древнеримской юстиции традиции подразделяется на частное и публичное.
Социалистическая правовая система – это не столько совокупность норм, действующих в социалистических странах, сколько специфическое правопонимание, отвергнувшее основные принципы буржуазного частного права – неприкосновенность частной собственности и частной жизни и безусловную необходимость их правомерной защиты. Правовая практика в тот период отечественной истории, который по имени тирана обычно именуется сталинским, являла собой яркий пример номинального конституционализма – правовые нормы существовали только на бумаге, но не применялись, царило беззаконие – массовые внесудебные расправы, «социалистическое» крепостное право для колхозников и т.п..
6) Место права в системе социальных норм. Право и мораль.Противостояние естественного и позитивного права отражает антиномизм закона как формальной нормы и морали как безусловного и категоричного веления со-вести (идеального совместного знания об общегуманистических нормах).
Как неотчуждаемые, естественные права рассматриваются свободы граждан и необходимые социальные гарантии достойного существования человека в международных пактах о правах человека, в конституциях ряда современных демократических государств (например, Германии и Австрии). Как неотчуждаемые рассматривает права человека (ст. 17 действующей Конституции РФ - к сожалению, на данный момент лишь в виде конституционной декларации) и современное российское государство. А естественное право, по сути, - это императивное требование формального закрепления в законах норм правды и справедливости, «минимума нравственности», по удачному выражению Вл.Соловьева.
Право и обычай.Необходимость формального закрепления традиций, обычаев, привычек в институциональных нормах стала очевидна с того момента, когда человечество от патриархальных догосударственных форм общежития стало переходить к иерархизированным, протогосударственным социальным структурам. Обычай – это правило, возникшее в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности, и, в силу длительности своего существования, вошедшее в привычку людей. Первой формой собственно права как нормы, отличающейся от привычки и сложившихся нравов, стало именно обычное право, форма регламентации общественных отношений, основанная на признании государством (или догосударственными общественными структурами) сложившихся органическим путем и вошедших в привычку индивидов социальных норм.
Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение деятельности данных сообществ (общественные организации, политические партии и т.п.) Большинство норм, содержащихся в уставных документах таких ассоциаций, не порождает юридических последствий. Зарегистрированные в соответствии с законом уставы коммерческих юридических лиц становятся договорами нормативного содержания, т.к. порождают многочисленные юридические последствия.
7) Право и закон.Понятие «закон» в правоведении, да и в обыденном правосознании трактуется двояко. В узком смысле закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, в широком смысле – любой источник права. Юридический позитивизм отождествляет закон и право. По мнению авторов, допускающих существование абстрактных правовых ценностей, право включает не только действующие нормы, но и естественно-правовые притязания (желания) лиц и групп, а также воплощение этих притязаний в позитивном законе (субъективные права). Законы деспотических и тоталитарных режимов являются правом по форме, а не по существу. Признанное современной цивилизацией де юре, но даже в развитом мире не всегда соблюдаемое на практике, правопонимание рассматривает право как критерий для оценки действующего закона.