Социальная структура как внутреннее устройство общества.

а) индивиды, социальные институты, социальные общности в структуре общества;

Общество как целостная система структурировано, т.е. обладает определённым строением, взаиморасположением и связью составляющих его частей. Общество не есть механическая совокупность индивидов или ценностей, норм, которыми они руководствуются, а представляет собой сложную систему социальных взаимодействий, в которые вступают между собой индивиды, ценности, нормы. Но в процессе социального взаимодействия индивиды объединяются в определённые социальные группы, общности, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры.

Социальная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений социальных групп, общностей и взаимодействий между ними.

б) типология социальных общностей;

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, образование).

Группа – фундамент человеческого общества, да и само оно – одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Социальная группа – посредник между отдельным человеком и обществом в целом, среда, где развиваются коллективные процессы.

Общество, отдельные люди живут по законам группы.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член

семьи, учебной группы, молодёжной компании, производственной бригады, спортивной команды.

Многие особенности человека – абстрактное мышление, речь, нравственность, самоконтроль – итог групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы - закладывается фундамент социальной жизни.

Человек нуждается в группе и зависит от неё. Изолированный индивид – исключение. Статус индивида обозначает социальное положение, т.е. принадлежность к определённой социальной группе.

Всё многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от критериев их выделения:

- по способу создания группы подразделяются на формальныеинеформальные:

1. Формальные группы – это объединения людей, которые создаются на основании

официальных документов (учебная группа, воинское подразделение и т.п.).

2. Неформальные группы – это объединения людей, складывающиеся стихийно, на основе

общих целей и интересов (дворовый коллектив детей, дружеская компания).

- по значимости объединяющих признаков группы делятся на номинальные и реальные:

1. Номинальные (условные) группы выделяют только для статистического учёта населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории. Например: пассажиры пригородных поездов; состоящие на учёте в психдиспансере; проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т.д. Они необходимы в социальной практике. К примеру, чтобы правильно

организовать пригородное движение электричек, надо знать какова численность пассажиров – общая и посезонная. Номинальные группы относятся к большим социальным группам.

2.Реальные группы – выделяются по признакам, которые осознаются людьми в качестве реально существующих: пол – мужчины и женщины; доход – богатые, бедные и зажиточные; национальность – белорусы, русские, украинцы и т.д.; возраст – дети, молодёжь, взрослые, старики; родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовые; профессия – водители, врачи, учителя, военнослужащие; место жительства – горожане, сельские жители, земляки.

Эти признаки относятся к числу социально значимых. Это реальные признаки. Они не только существуют объективно, но и осознаются субъективно. У представителей одной и той же социальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

За реальными группами находятся агрегаты(квазигруппы). Так называются совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию, публику, некоторые разновидности толпы (зеваки, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

- по количеству членов выделяют большие и малые социальные группы.

Большие группы могут состоять из нескольких десятков и миллионов человек (реальные группы, номинальные группы). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединённых общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.

Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориентируются в свом поведении и самооценках.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию.

Это искусственно сконструированная общность людей. Она создана кем-то для выполнения какой-либо легитимной цели, например, производства товаров и услуг. Промышленное предприятие, ресторан, банк, колледж и т.д. – виды социальной организации. По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек и меньше).

Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

- по типу взаимосвязей выделяют первичные и вторичные социальные группы. К первичнымгруппам относят только малые группы, т.е. группы, в которых формируются тесные личные взаимоотношения. Все другие группы относятся к вторичным группам. Это группы, в которых преобладают функционально-должностные связи между людьми.

Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «моя класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид – другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы – будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие». Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов.

Социальная общность –это объединение людей, характеризующееся наличием общего признака, социальных связей, сходством интересов и поведения. В широком смысле – это синоним социальной группы вообще.В узком смысле,социальными общностями называют этнокультурные, территориальные и демографические и классовые общности.

К этнокультурным общностям относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку началом которой выступает семья. Эти общности называют также кровнородственными.

Территориальные общности - это совокупности людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности (жители разных областей, населённых пунктов, городские и сельские жители, земляки).

Демографические общности - это совокупности людей, определяемые половозрастными признаками (мужчины и женщины, молодёжь, взрослые, старики).

Классы - а) в широком смысле: большие социальные группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающих определённое место в исторически-определённой системе общественного производства и характеризующиеся специфическим способом получения дохода; б) в узком смысле: любой социальный слой (страта) современного общества, отличающийся от других доходом, образованием, доступом к власти и престижем; знаменуют собой переход от закрытого общества к открытому.

в) основные системы стратификации;

Однако распределение людей по группам вовсе не исчерпывает содержание понятия «социальная структура». Не менее существенно распределение индивидов, их групп и общностей по социальным слоям (стратам). Универсальным отличительным признаком общества и его структуры является социальное неравенство людей.

Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во власти и т.д. – называется социальной стратификацией.

Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв. Высокие статусы и группы их занимающие лучше вознаграждаются, имеют больше власти, престиж их занятия выше, более высоким должен быть и уровень образования.

Социальное неравенство - это неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными слоями общества. Неравенство - причина и следствие социальной стратификации. (Экономическое неравенство – меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства, т.е. самые высокие доходы получает меньшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения. Естественное неравенство – физические и психические особенности людей).

Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование и престиж. Это каналы доступа к социальным благам, к которым так стремятся люди. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. - социальные блага, которые всегда в дефиците и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые,в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная стратификация возникает по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное.

Измерение стратификации. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У неё четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом: доход; власть; образование; престиж.

Доходизмеряется в рублях, долларах или евро, которые получает отдельный индивид или семья в течение определённого периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образованиеизмеряется количеством лет обучения в школе или вузе. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Властьизмеряется количеством людей, на которых распространяется принятое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж -уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (например, профессиональный престиж).

Люди, занимающие одинаковые позиции по четырём измерениям стратификации, составляют одну страту. Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале.

Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями:

- субъективный показатель - ощущение причастности к данной группе, идентификация с ней;

- объективные показатели - доход, власть, образование, престиж.

В цивилизованной стране крупный мафиози не может принадлежать к высшей страте. Хотя у него высокие доходы, сильная власть, возможно, высокое образование, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом элиты и даже подходить по объективным показателям. Но ему не хватает главного - признания «значимых других». Под значимыми другими выступают две большие социальные группы: члены высшего класса и всё население. Высшая страта никогда не признает его своим, потому что он компрометирует всю группу в целом. Население никогда не признает мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, так как оно противоречит нравам, традициям и идеалам данного общества.

В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Закрытымназывается такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство-форма максимально жёсткого закрепления людей в непривилегированных стратах, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две его формы: патриархальное рабство (примитивная форма) и классическое рабство (зрелая форма).

Источники рабства: войны, долговое рабство, наказание преступников.

Касты-пожизненное закрепление индивида за своей стратой, членством в которой он обязан исключительно своему рождению. Кастовое общество возникло на развалинах рабовладельческого в первые века нашей эры в Индии и в некоторых странах Африки. Кастовое положение закреплено религией. Для того, чтобы перейти в другую касту надо родиться ещё раз.

Сословия- характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе в средние века. Сословие - это социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Высшие сословия: дворянство и духовенство, непривилегированное третье сословие: ремесленники, купцы, крестьяне. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жёсткими. Каждое сословие включало множество слоёв, рангов, профессий, чинов. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались.

Иногда допускалась социальная мобильность.

Классы-в широком значении, большие социальные группы людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающих определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения дохода;

в узком значении - это любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Классы – открытые для всех страты, не

предполагающие какого-либо легитимного (законного) способа закрепления за одной стратой.

Промышленная революция XVIII – XIX в.в. разрушила феодальную систему. Резко возросла численность третьего сословия в связи с развитием промышленности и торговли: предприниматели, коммерсанты, банкиры, купцы, многочисленная мелкая буржуазия, разорившиеся крестьяне, наёмные рабочие. Возникает новый тип стратификации – классовая, происходит переход от закрытого общества к открытому. Общество, в котором доминировали приписываемые статусы, уступило место обществу, где главную роль стали играть достигаемые статусы. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие.

В процессе жизнедеятельности общества социальные страты не остаются раз навсегда данными, неизменными – они находятся в процессе изменения и развития. Совокупность таких изменений П.Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью социальных слоёв. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое.

Виды социальной мобильности: 1. Межпоколенная мобильность: предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтёра становится инженером. 2. Внутрипоколенная мобильность:имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.

Пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Типы социальной мобильности: 1. Вертикальная мобильность: подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъём) и нисходящая мобильность (социальный спуск).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - пример нисходящей. Между стратами любого общества нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья и брак, собственность, которые используются в качестве каналов социальной мобильности.

Армия–наиболее интенсивно функционирует в качестве такого канала не в мирное, а в военное время.

Церковь – как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов к вершинам общества.

Школа – институты образования и воспитания во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность - наиболее ярко представляет себя в виде накопленных богатства и денег.

Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств.

Семья и брак – становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

2. Горизонтальная мобильность: подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и региональный туризм, переезд

из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашёл здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Различают также:

- индивидуальную и групповую мобильность;индивидуальная мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, групповая мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Индивидуальная и групповая мобильности определённым образом связаны с приписываемым и достигаемыми статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый статус, а групповой - приписываемый. Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

- социальные революции;

- иностранные нашествия, войны;

- военные перевороты;

- смена политических режимов;

- замена старой конституции новой;

- крестьянские восстания;

- создание империи.

К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

- социальный статус семьи;

- уровень образования;

- национальность;

- физические и умственные способности, внешние данные;

- воспитание;

- место жительства;

- выгодный брак.

Таковы главные виды, типы и формы социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Миграция – это территориальные перемещения людей внутри одной страны.

Они бывают сезонными, т.е. зависящими отвремени года(туризм, учёба, сельхозработы) и маятниковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. Различают также иммиграцию и эмиграцию.

Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наиболее талантливые и квалифицированные жители, то снижается не только численность, но и качественный состав населения.

Иммиграция повышает численность населения. Приезд в страну высококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной – вызывает обратные последствия.

Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны, заселялись целые континенты. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все города-миллионеры, возникли благодаря миграции. Северная Америка, Латинская Америка,

Австралия превратились в государства благодаря крупным миграционным процессам. Миграционным путём осваивалась Сибирь в России. К крупным миграционным явлениям относятся так называемые переселения народов, например, вторжения варварских племён в V в. в разные страны Европы.

Обнаруживается странная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока.

Демографы выделяют два основных потока миграции внутри одной страны: город-село и город-город. Установлено, что до тех пор, пока в стране не закончена индустриализация, люди переезжают в основном из села в город. По её завершении люди переселяются из города в пригородные зоны и сельские районы.

Социальная мобильность измеряется при помощи следующих показателей:

Дистанция мобильности– это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось опуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две

ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлёт на вершину социальной лестницы или падение к её основанию.

Объём (интенсивность) мобильности – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определённый промежуток времени. Если объём (интенсивность) исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то – относительным и указывается в процентах.

Совокупный объём или масштаб мобильности определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети общества мобильны, относится к совокупному объёму, а 37% детей рабочих, ставшие служащими, - к дифференцированному.

Скорость мобильности–вертикальная социальная дистанция или число страт экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определённый промежуток времени. Например, некоему индивиду в течение трёх лет после окончания института или начала работы по специальности удаётся занять должность заведующего отделом, а его коллеге, окончившему институт вместе с ним, должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

г) критерии стратификации современного общества;

П.Сорокин выделял три основных типа социальной стратификации, утверждая, что необходимо различать социальные слои по трём критериям: 1) уровню дохода (богатые и бедные); 2) политическому статусу (имеющие власть и не имеющие её); 3) профессиональным ролям (учителя, инженеры, врачи и т.п.). Развивая эти идеи Т. Парсонс дополнил эти признаки стратификации новыми существенными критериями: а) «качественными» характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, интеллектуальные и физические особенности личности); б) «ролевыми характеристиками», определяемыми тем набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (должность, уровень знаний, профессиональной подготовки и т.д.); в) «характеристиками обладания», выражающими наличие у индивидов и их групп собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий и т.п.

Обобщение названных критериев в единую многомерную модель позволяет представить процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения или невладения собственностью, властью, определённому уровню образования и профессиональной подготовки, этническому признаку, половозрастным характеристикам, социокультурным критериям, политической позиции, занимаемыми людьми социальными статусами, выполняемыми ими ролями.

В переходный период, в условиях кризиса, сотрясающего постсоветские общества сохраняется часть элементов старой стратификационной системы – рабочие, крестьяне, служащие, интеллигенция, но возникают новые стратификационные слои, в том числе коррумпированные и паразитические.

Основным стратифицирующим критерием в обществе становится масштаб присвоения собственности, а население всё более отчётливо и резко стратифицируется на узкий социальный слой богатых и широкие массы бедных, даже нищенствующих людей.

В постсоветском обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики. Наряду с издавна действующими экономическими, политическими, социокультурными приобретают критериальный статус факторы «теневые» (нелегальный бизнес, преступность) и маргинализационные. Если первые из них подталкивают преуспевающих в соответствующих сферах деятельности индивидов к верхним ступеням имущественной и социально-статусной лестницы, то вторые, наоборот, сталкивают не адаптировавшихся к новым социально-экономическим условиям людей на социальное «дно».

Обобщение статистических материалов и данных социологических исследований позволяют сделать вывод, что реальное распределение населения Беларуси по социальным слоям, различающимися своими доходами, выглядит следующим образом:

1) богатые люди составляют примерно 1,5% от общего количества населения;

2) состоятельные люди, могущие позволить многие дорогостоящие покупки, насчитывают 5-6%;

3) обеспеченные (8-9%) ощущают ограничения при приобретении дорогостоящих вещей типа автомобиля или компьютера, посещении ресторанов, осуществлении зарубежных путешествий

и т.п.;

4) среднеобеспеченные (14%) характеризуются тем, что у них начинают появляться свободные деньги и в соответствии с приоритетами семьи возрастает вариантность денежных затрат, то есть приходится делать выбор: либо бытовая техника, либо дорогая одежда, либо хорошее питание, но очень редко и то, и другое, и третье одновременно;

5) малообеспеченные (17%) не могут купить бытовую и иную дорогостоящую технику или позволить приобрести себе деликатесы, ощущают серьёзные ограничения при покупке одежды, посещении театров, концертов и т.п.;

6) бедные (примерно 46%) только изредка могут себе позволить покупать мясо, фрукты, одежду, не в состоянии оплачивать учёбу детей в коммерческих вузах, посещение театров,

кафе и т.д.;

7) нищие (7%) находятся на грани выживания, не в состоянии покупать мясо, сладкое, новую одежду, часто живут за счёт подаяния, нередко становятся посетителями и потребителями помоек.

Эта социоструктурная иерархия, воплощающая в себе имущественное расслоение населения, взаимодействует с иерархической структурой, построенной по социально-статусным критериям:

1) высший слой – новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше. Это фактически новая буржуазия и высшая государственная бюрократия;

2) высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные деятели культуры, крупные учёные, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;

3) средний средний слой – профессура, врачи, юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;

4) низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т.п.;

5) низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие и др.;

6) паразитические слои – мафиозные группы, участники бандитских формирований, проститутки и т.п.;

7) маргинальные слои – опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бродяги, беженцы и т.п.

Выделенные семь ступеней в каждой из рассмотренных иерархий не всегда совпадают друг с другом, а это ещё больше усложняет динамику социальной структуры современного постсоветского общества.

Кроме названных критериев стратификационной динамики в современном обществе большое значение имеют социокультурные критерии:

1) этнонациональные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков и т.д.);

2) мировоззренческие (верующие, неверующие, атеисты);

3) конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.);

4) образовательные (лица с высшим, средним образованием и др.);

5) духовно-культурные (поборники народной, элитарной, массовой культуры, субкультур, контркультуры, псевдокультуры);

6) идейно-политические – (приверженцы либеральной, коммунистической идеологии и т.д.);

7) ценностноориентационные (приверженцы религиозной, внерелигиозной морали, нравственного релятивизма, аморализма и т.п.).

Эти семь индикаторов находятся в ещё более сложной и противоречивой взаимосвязи, как между собой, так и с каждым стратификационным критерием прежде рассмотренных двух иерархий – имущественной и социально-статусной.

Многообразие взаимопресекающихся связей и взаимодействий трёх выделенных групп индикаторов предопределяет сложную, неустойчивую, развивающуюся по принципам нелинейности панораму социально-стратификационных изменений в современном постсоветском обществе. Упорядочить эти изменения, вывести их из хаотического состояния и придать черты гармоничности возможно только на путях реализации идеи обеспечения динамичного и устойчивого общества, формирования в нём подлинно социального правового государства, создающего не только предпосылки, но и политические, экономические, правовые, социальные гарантии обеспечения высокого социального и духовного развития личности в стратификационно-структурном пространстве общества.

д) этнические общности и их формы;

Этничность сегодня – это мощный социальный фактор, противостоящий таким критериям социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.д.

Но этничность (или этническая общность) – понятие очень широкое, под него попадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос, нация.

Племя – природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племён своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.

Так, на территории современной Беларуси в IX-X вв. проживали восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей, некоторые балтские племена (ятвяги, дайнова и др.)

Развитие экономической жизни, более высокий уровень материальной, духовной культуры и политических отношений приводит к возникновению новой, более развитой и сложной, а вместе с тем и более обширной этнической общности – народности. Для этого процесса характерны вытеснение кровнородственных отношений товарными, социальное расслоение на знать и остальных соплеменников, замена власти племенного вождя властью князя, создание аппарата для сбора дани и княжеского войска. Народность в отличие от племени обладает сформировавшимся надплеменным языком, наличием фольклорной (т.е. народной) культуры в виде сказаний, былин, обрядов, обычаев, институтами власти, для неё характерно социальное расслоение и наличие частнособственнических отношений.

Таким образом, народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации.

Сложившись ещё в эпоху феодализма, некоторые народности существуют поныне (уэльсцы, нормандцы в Великобритании; эвенки, чукчи, нивхи в России и др.).

Племена и народности представляют собой две исторически следующие друг за другом ступени развития этноса. С точки зрения известного исследователя этногенеза Л.Н.Гумилёва, этнос необходимо рассматривать как динамическую целостную систему, включающую в себя не только людей, объединённых общей культурой и единым самосознанием, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями.

Этнос – это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу «мы-они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам.

е) основные признаки нации; белорусы как нация.

На определённом этапе своего развития этносоциальный организм преобразуется в нацию.

Нация – это исторически сложившаяся полиэтническая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Первые европейские нации складывались в границах централизованных государств на базе одного или нескольких этносов, например, французская нация сформировалась из северофранцузского и провансальского этносов.

На востоке и юго-востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических государств (Австро-Венгрии, Турции, России). Окончательное политическое оформление нации получили здесь в результате возникновения более или менее однонациональных государств (Польша, Румыния), либо автономий внутри многонациональных государств – Советского Союза, Югославии, например, украинская, белорусская, сербская и др., а затем и распада этих государств, последовавшего в 1991 г. В странах Америки нации формировались из групп разноэтничных европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих наций обычно становился язык метрополии.

Кто такие белорусы и откуда взялись? Насколько белорусы самобытный народ? Кто наши ближайшие родственники и каким был первый коренной белорус? Каковы наши традиции? Как мы работаем, веселимся, воплощаем свой творческий дух?Каким богам мы поклоняемся? Какие мечты, какие мифы нас вдохновляют и какие страхи лишают нас сил? Что даёт мужество для борьбы? Какие неурядицы грозят нам разладом, и какие чувства общ-

ности спаивают нас воедино? На эти вопросы ищут ответы учёные, деятели культуры, политики и общественные деятели, многие простые люди.

В истории народа, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всём, предопределяет будущее. Большинство европейских народов, как известно, произошли от древней ветви индоевропейцев, и белорусы здесь не исключение. Мы прямые потомки восточнославянской ветви индоевропейцев.

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В её составе: славяне восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).

По сравнению с другими европейскими народами историческое развитие славянского мира имело свои особенности. Так, если варварские народы Западной Европы, под ударами которых пала Римская империя, восприняли достижения и традиции античности, что позволило достаточно быстро утвердиться западноевропейской средневековой цивилизации при главенстве феодальных отношений и феодальной государственности, то славяне не находились в тесном контакте с греко-римским миром. В результате этой оторванности огромная территория, населённая славянами, стала как бы своеобразным мостом между феодальной Европой и полудикой Азией.

Славянский мир – земля, на которой с давних пор расселились славяне: Восточная и Центральная Европа, Балканский полуостров. Одновременно имелись различия, особенности в развитии самого славянского мира. Западные славяне, которые проживали в Центральной Европе оказались под доминирующим воздействием западноевропейского мира, католичества; южные славяне, заселившие Балканский полуостров, попали в сферу воздействия более широкого спектра этнических, культурных, религиозных направлений. На развитие восточных славян, расселившихся на просторах Восточной Европы, оказывал своё немалое влияние пёстрый, разноязычный, кочующий азиатский мир (печенеги, хазары, берендеи, половцы, чёрные клобуки, черемисы, татары и др.).

Известно, что белорусская национальная идентичность, или, говоря более широко, белорусская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась сравнительно поздно (в рамках полиэтнического государства с литовской династией – Великом княжестве Литовском (ВКЛ), впоследствии к тому же поглощённом Польшей), а распространение терминов «Беларусь», «белорусы» на всю этническую территорию Беларуси произошло только во второй половине XIX в.

Территория современного белорусского государства в разное историческое время входила в состав Киевской Руси, ВКЛ, Речи Посполитой, а также Российской империи и СССР. В духовном плане белорусская культура долгое время находилась под определяющим влиянием процессов полонизации и русификации. Это отражалось в особенностях нашей веры, языка, ценностей и идеалов. Наряду с влиянием на неё польской и русской культур духовная культура Беларуси испытывала воздействия со стороны украинской культуры, культуры Прибалтийских стран, а также культуры евреев, татар и других народов. Будучи по преимуществу христианами, белорусы, однако, в разное время и по-разному исповедовали православие, католицизм и протестантизм.

Особую роль в становлении белорусской нации сыграло взаимодействие православия и католицизма. Это взаимодействие проявлялось в отечественной истории, как в форме открытой конкурентной борьбы, так и в форме особого духовного союза, обозначенного специальным понятием унии или униатства. На территории Беларуси в разное время активно действовали также иезуитские, католические и униатские монашеские ордена и православные братства, что наложило отпечаток на организацию образования, воспитания, просвещения, всей белорусской духовной культуры в целом.

Духовные ценности белорусов формировались в контексте восточнославянского менталитета, испытывая трудности существования между Западом и Востоком и осуществляя поиск собственного пути развития. Многие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность, и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления. Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание, трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, преданность семье и семейно-родовая солидарность – характерные черты белорусов.

Наши рекомендации