Основные пути укрепления законности и правопорядка. Для решения проблемы ликвидации нарушений законности прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы
Для решения проблемы ликвидации нарушений законности прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Основные формы этой деятельности:
1) Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.
2) Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.
3) Профилактика правонарушений- предотвращение возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
4) Общественное воздействие на нарушителей. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма.
5) Применение к нарушителям мер государственного принуждения.Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
6) Обеспечение законности в деятельности самого государственного аппарата, в частности ликвидация таких негативных явлений, как коррупция.
7) Всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
95. Правопорядок: понятие и принципы. Правопорядок и общественный порядок.
Правопорядок – состояние упорядоченности (урегулированности) общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.
Правопорядок имеет двойственную природу:
1) С одной стороны, его можно трактовать как цель правового регулирования, т. е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно рассматривать как реализованную законность.
2) С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понимается как фактическое состояние урегулированности правом общественных отношений.
Принципы:
1) Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
2) Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не является совокупностью разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок — система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти.
3) Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
4) Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.
5) Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
6) Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.
Государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
Общественный порядок– состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок призван обеспечить социальный мир и справедливость, защиту всех слоев общества, гарантировать социально-экономические и духовные условия, обеспечивающие человеку достойное существование, гуманизацию жизнедеятельности общества.
Правопорядок составляет часть общественного порядка, они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития.