Понятие, признаки и значение механизма государства
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция по теме:
«МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА»
ПЛАН:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Стр.
Организационно-методические указания………….………………………. 4
Список использованной литературы ……………………………………….5 - 6
Введение …………………………………………………………………..... 7 - 8
1. Понятие, признаки и значение механизма государства…………………..….9 -11
2. Принципы организации деятельности механизма государства……………...11-14
3. Понятие и признаки государственного органа ……………………………. ..14-16
4. Классификация государственных органов.……………………...…………....16-21
5. Механизм Российского государства……………………………………..…….21-38
6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства……………………….38-39
7. Коррупция: понятие, виды и пути преодоления…………………...…………39-43
Выводы……………………………………………………………………... 43-43
Приложение………………………………………………………………....44-45
Организационно-методические указания:
Цели лекции:
1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии и значении механизма государства, а также выделение принципов его деятельности.
2. Выделить и раскрыть понятие государственного органа.
3. Знать классификацию государственных органов, а также механизм Российского государства по принципу разделения властей.
4. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.
5. Коррупция: понятие, виды и пути преодоления.
Методы и средства достижения учебных целей:
Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
ПЛАН
№ п/п | Содержание лекции | Распредел. учеб. врем. |
Введение | 5 мин | |
1. | Понятие, признаки и значение механизма государства. | 10 мин |
2. | Принципы организации деятельности механизма государства. | 10 мин. |
3. | Понятие и признаки государственного органа. | 10 мин. |
4. | Классификация государственных органов. | 20 мин. |
5. | Механизм Российского государства. 1. Президент РФ 2. Законодательные органы РФ. 3. Исполнительные органы РФ. 4. Судебные органы РФ. | 20 мин. |
6. | Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. | 5 мин. |
7. | Коррупция: понятие, виды и пути преодоления | 5 мин. |
8. | Заключение | 5 мин. |
ИТОГО | 1 час 30 мин |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Агеева О.В. Противодействие коррупции как стратегическая задача органов государственной власти России // Следователь. Федеральное издание. 2009. № 2 (130). С. 12-14.
2. Кешикова Н.В. Политико-правовые основы порядка формирования государственных органов в России // История государства и права. 2009. № 18. С. 36-38.
3. Короткова О.И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов государственной власти // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 27-30.
4. Космина И.А. Государственный контроль органов исполнительной власти субъекта РФ за деятельностью органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19. С. 34-37.
5. Лещина Э.Л. Место милиции в механизме Российского государства // Вестник Московского университета МВД России. М., 2006. № 9 С. 11-12.
6. Носов С.И. О соотношении понятий "государство", "государственный аппарат", " государственный орган" и " орган государственной власти" // Гражданин и право. 2007. № 5. С. 3-8.
7. Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия " механизм государства" // Российская юстиция. 2009. № 11. С. 7-11.
8. Саввинова Ю.А. Проблемы, возникающие при реорганизации органов государственной власти // Современное право. 2009. № 12. С. 42-44.
9. Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации // История государства и права. 2009. № 5. С. 5-6.
10. Фетищев Д.В. Судебная власть в механизме государства: вопросы теории и практики. Монография. М., 2007. 285 с.
11. Чепунов О.И. К понятию системы органов государственной власти // Право и государство: теория и практика. 2009г. № 8 (56). С. 148-151.
12. Черкасов К.В. " Государственный орган": некоторые проблемы правовой неопределенности категории // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 68-71.
Дополнительная литература:
1. Воробьева Н.А. К вопросу о механизме современного российского государства // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. 2007. № 4 (56). С. 8-10.
2. Касаева Т.В. Государственные служащие как элемент механизма государства // Вопросы теории государства и права: Актуальные проблемы современного Российского государства и права. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6 (15). Саратов. 2007. С. 80-95.
3. Кульков М.О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. Волгоград. 2005. Вып. 7. С. 124-128.
4. Кульков Ю.П., Прокошенкова Е.Е. Многообразие форм толкования термина " механизм государства" // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. № 1.Чебоксары. 2006. С. 252-258.
Введение
Государство, как сложная социальная система со своими элементами – публичной властью, гражданами, территорией и границами, бюджетом, налогами, правопорядком, участием в мировом сообществе образует свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности и профессионализма; и предполагает непрерывность функционирования государства, своевременности решения стратегических и тактических задач, объединяет для этого многие организации и массы людей.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти. По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложнился. Появился разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.
В XVII-XVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. Например, в США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сенат. Главой государства и правительства становится Президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции.
В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов, позже появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка).
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
В отечественной теории и практике XX века понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм - деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Одни авторы предлагают следующее определение механизма государства. «Механизм государства (государственный аппарат) - система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства».
Другие авторы заявляют, что «механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов».
В научной и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов – аппаратом в узком смысле слова.
«Государственный аппарат – представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи».
Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества - в значительной степени зависит уровень развития и эффективности государственного аппарата.
Более полным и содержательным представляется следующее определение механизма государства. «Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства».
Механизму государства характерны следующие признаки, вытекающие из определения:
1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные материальные средства (так называемые вещественные придатки) и орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, – вооруженные отряды людей, тюрьмы. Без них не может обойтись ни одно государство. К материальным средствам относят различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения и т.д.
4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.