Принудительные меры со стороны посредника при урегулировании конфликта
Наиболее приемлемый способ урегулирования конфликта—это поиск решения, способного удовлетворить все противоборствующие стороны, обычно осуществляемый посредством переговоров.
В качестве третьей стороны здесь выступает медиатр, арбитр. В данных случаях в большей или меньшей степени стороны добровольно соглашаются выполнить совместные договоренности и в любом случае имеют возможность отказаться от выполнения принятых решений, если сочтут их необъективными или несправедливыми. Хотя в некоторых случаях арбитр имеет возможность контролировать поведение сторон в плане их следования утвержденным нормам. Данная практика используется, когда речь идет о международных конфликтах, особенно если страдает мирное население и происходит систематическое нарушение прав человека. Международные организации направляют в эти страны специальные контролирующие комиссии, проверяющие соответствие проводимой политики международными нормам.
В принципе арбитр имеет полномочия для пресечения нарушения принятого соглашения, но это не всегда возможно как по объективным, так и по субъективным причинам.
Когда не удается урегулировать конфликт посредством переговоров, резонным является обращение в суд, где в роли посредника выступает представитель общественной власти. Судебное решение основывается не на субъективных представлениях о справедливости, а на системе права и силе общественной власти, которая объективна по своей природе и которой они должны подчиняться. Когда речь заходит о государстве, исполняющем роль посредника, то почти на сто процентов можно говорить о принудительной форме мер, осуществляемых при урегулировании конфликта, к какой бы области он ни относился, т.к. именно государство отождествляет себя с законом и возлагает на себя обязанности по контролю за его выполнением. Данные функции возлагаются не только на судебную власть, но и на различные фискальные организации (налоговая полиция), на т.н. силовые структуры (МВД, прокуратура и др.). Но здесь есть немало слабых мест. Судья, руководствуясь одной лишь буквой закона, не всегда может учесть все нюансы человеческих отношений и мотивы совершаемых поступков. И часто случается, что закон и справедливость противоречат друг другу. Нельзя не вспомнить о т.н. человеческом факторе. Пресловутая «судебная ошибка» стала причиной многих человеческих трагедий. Законы не всегда совершенны, при условии недостаточной оплаты труда судьи или чиновника это становится причиной возникновения коррупции во властных структурах, что еще более снижает качество правосудия.
В менеджменте рассматривается принудительный метод как один из способов урегулирования конфликта. Он используется третьей стороной в случае, если она наделена властью. Наличие власти может быть обусловлено как объективными причинами, например иерархической структурой (начальник — подчиненный), так и субъективными причинами (наличие сильной харизмы, авторитета в определенных кругах, физической силы). Принудительные меры посредник использует по своему усмотрению, например если считает причину, вызвавшую конфликт, незначительной, основанной на характерологических особенностях участников, если он просто не хочет или не имеет времени для детального рассмотрения дела. Этот метод может культивироваться, превращаясь в стиль руководства, т.н. авторитарную власть.
Он может быть оправдан в случае необходимости координации усилий для достижения конкретного результата в определенные сроки, но при обычном режиме работы это ведет к снижению инициативы в трудовом коллективе, снижению эффективности труда, нежеланию критически относиться к недостаткам и, следовательно, пытаться их искоренять. Если этот стиль правления осуществляется на государственном уровне, как было в Советском Союзе, то это неизбежно ведет к глубокому кризису развития и возможной смене власти.
Нельзя отказывать в праве на существование подобному способу урегулирования конфликта, но это должна быть крайняя мера, т.к. злоупотребление властью неизбежно приведет к ее же кризису. Необходимо конструктивно подходить к решению насущных проблем, пытаясь докопаться до сути противоречия, проанализировав структурные сбои, а не накладывая запреты и усиливая наказание, поскольку только борьба с причиной конфликта способна его искоренить.