Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?

Оценивая место средневековья в истории Западной Ев­ропы, следует иметь в виду, что эта эпоха была временем возникновения, развития и разложения феодального спосо­ба производства, — последнего, как принято считать, спо­соба производства, основанного на внеэкономическом при­нуждении зависимых непосредственных производителей со стороны условных корпоративных собственников средств производства.

Феодальный способ производства предполагал относитель­но низкий уровень развития производительных сил общест­ва. После резкого падения уровня жизни европейцев вслед­ствие разложения рабовладельческих отношений, варварских вторжений и завоеваний, неурожаев и массовых эпидемий эпохи раннего средневековья (V—X вв.), целый ряд факто­ров, в том числе и прогресс в сфере производительных сил, обусловил хозяйственный подъем в начале эпохи классиче­ского средневековья (X—XV вв.). В результате так называ­емой «внутренней колонизации» (X—XV вв.) в хозяйствен­ный оборот были вовлечены практически все пригодные для обработки земли и природные ресурсы западноевропейского субконтинента уже к XI в. развитие производительных силдостигает такого уровня, на котором начинается процесс от­деления ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Следствием явилось возникновение средневеко­вого города, который в отличие от античного полиса высту­пал не столько в качестве государственно-административно­го, военного или религиозно-культурного центра, сколько в качестве центра производства и обмена.

Средневековый город с присущей ему узкой специализированностью ремесел и торговли, своеобразной цехово-гиль­дейской корпоративной организацией и даже «товарно-ры­ночной предназначенностью» был порождением феодального способа производства и его необходимым элементом. Тем не менее недюжинное общественное разделение труда меж­ду сельским и городским населением, углубление специали­зации внутри сотен городских «профессий», развитие внут­ренней и международной торговли предопределили существенное повышение уровня развития производитель­ных сил средневекового общества.

Другим, не менее важным, следствием возникновения и развития города как центра ремесла и торговли было значи­тельное расширение сферы применения товарно-денежных отношений при сохраняющемся в экономике средневековья в целом господстве натурального хозяйства.

Несмотря на то обстоятельство, что втягивание сельско­хозяйственного сектора феодальной экономики в товарно-денежные отношения протекало крайне сложно, неравно­мерно, порождало острейшие социальные конфликты и даже сопровождалось демографическими катастрофами в резуль­тате массовых эпидемий, в наиболее передовых регионах Западной и Юго-Западной Европы развитие этого процесса привело уже в XIII—XIV вв. к замене натуральных видов ренты денежной и началу освобождения крестьянства от лич­ной зависимости.

В XIV —XV вв. в торгово-промышленных центрах За­падной Европы получает развитие процесс так называемого «замыкания» цехов и гильдий. В ходе его развития полно­правные члены городских корпораций, — мастера и купцы, — постепенно отходили от непосредственного участия в про­изводственных процессах и торговых операциях, оставляя за собой, главным образом, лишь организаторскую функ­цию и все в большей мере обретая статус монопольных соб­ственников средств производства и обмена. Неполноправ­ные члены городских «профессий», напротив, лишались такой перспективы и, превращаясь в «вечных» подмастерь­ев и учеников, по сути становились наемными работниками различной квалификации. Следовательно, в результате «за­мыкания» ремесленных цехов и купеческих гильдий в фео­дальных по своей природе производственных отношениях средневекового города происходит зарождение элементов эксплуатации относительно свободного наемного труда со стороны условных собственников средств производства.

Появление краткосрочных крестьянских держаний на условиях выплаты фиксированной денежной ренты и «за­мыкание» ремесленных цехов и торговых гильдий со всей очевидностью свидетельствуют о том, что потенциальные воз­можности феодального способа производства достигли свое­го крайнего предела и дальнейшее прогрессивное развитие общества неизбежно связано с изменением характера соб­ственности на средства производства и обмена: на смену феодальной (а следовательно, — неизбежно условной и корпоративной) собственности должна прийти капиталистичес­кая (сугубо индивидуальная, частная) собственность.

Процессы, протекавшие в экономической сфере, находи­ли выражение в острых социальных конфликтах, сотрясав­ших Европу эпохи средневековья. Завершение феодализа­ции общества породило борьбу основных общественных классов средневековья, — крестьян против их феодальных господ, — борьбу, которая шла на протяжении всей эпохи, варьируясь от скрытых, пассивных форм сопротивления до активных и массовых выступлений в форме восстаний и

появление городов, формирование бюргерства как со­словия и возникновение органов городского самоуправле­ния сопровождались борьбой горожан с феодальными сень­орами, которая получила наименование «коммунальных революций» XI— XIII вв. В XIII— XV вв. акцент социаль­ных противоречий перемещается в собственно городскую среду: с одной стороны, бюргерство вступает в борьбу с олигархическим городским патрициатом, с другой, в связи с «замыканием» цехов и гильдий, обостряются противоре­чия между полноправными членами ремесленных и торго­вых корпораций и «вечными» подмастерьями и учениками. Пиком социальных конфликтов эпохи принято считать «кри­зисный» XIV в.

Процессы возникновения и эволюции средневекового го­сударства и его основных структур были обусловлены воз­действием сложного комплекса его факторов. В ходе так называемого великого переселения народов (III — середина XI вв.) из глубин Евразии в Западную Европу была зало­жена смешанная в этническом и расовом отношении основа современных народов этого субконтинента. Германские, тюркские, иранские, угро-финские, славянские племена раз­рушили разлагавшуюся рабовладельческую Западную Рим­скую империю и расселились на ее территории, вступив в тесное взаимодействие с ее, преимущественно романо-кельт­ско-греческим, населением. Поскольку все эти этнические группы и их разнообразные сочетания находились на раз­ных уровнях социально-экономического развития, их син­тез представлял собой предельно острый, длительный, слож­ный и противоречивый процесс.

На базе новых этно-племенных образований сложивших­ся в ходе великого переселения народов, завоеваний и пере­распределения захваченных земель в Европе возникают «вар­варские» раннефеодальные государства (V— IX вв. сохранявшие существенные пережитки патриархального и рабовладельческого укладов. Сильнейшим из них оказалась держава франков, в период своего наибольшего могущества (первая треть IX в.) включавшая в свой состав большую часть территорий континентальной Западной Европы. В 800 г. франкский король Карл Великий был коронован па­пой римским Львом III в качестве императора. Однако «вос­становленная» таким образом Римская империя просущес­твовала в качестве относительно единого государства только до 843 г.

В X —XII вв. Европа вступает в эпоху феодальной раз­дорбленности. Становление феодального способа производ­ства, выразившееся в складывании системы феодального зем­левладения и землепользования, подчинении крестьянства феодальной юрисдикции при высокой степени господства натурального хозяйства и отсутствии сколько-нибудь про­чных экономических связей привело к превращению отдель­ных феодальных сеньорий в «главные фокусные точки" сред­невековой экономики и социально-политических структур. Государственная власть переходит в руки крупнейших по­местных господ. Монарх сохраняет верховную власть, но она приобретает чисто номинальный характер: король обла­дает реальной властью только на землях своего домена и, таким образом, превращается лишь в «первого среди рав­ных» ему представителей феодальной аристократии.

Однако в это же время в западноевропейских странах в связи с возникновением и развитием городов как центров ремесленного производства и обмена начинается процесс фор­мирования локальных и региональных рынков крепнут и расширяются экономические связи между отдельными об­ластями. Вместе с тем, усиливаются и культурные связи внутри феодально-раздробленных государств. На этой ос­нове укрепляется территориально-языковая общность скла­дывающихся европейских народностей.

В XII—XV вв. в западноевропейских странах идет про­цесс создания централизованных государств. Возросшее эко­номическое и социально-политическое значение «свободных сословий» средневекового общества, — духовенства, дво­рянства, бюргерства, а в некоторых странах, — и лично свободной части крестьянства, а также та роль, которую они сыграли в усилении королевской власти за счет власти феодальных магнатов, привело к тому, что процесс полити­ческой централизации имел своим результатом создание со­словно-представительных монархий. Сословно-представи­тельные органы, — парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, кортесы в Испании, — как правило, закрепляли за собой законодательную функ­цию, важнейшей частью которой было право утверждения общегосударственного налогообложения. В результате по­степенно формируется представление о праве налогоплатель­щиков на участие в законотворческой деятельности государ­ства. Параллельно возникновению органов сословного представительства королевская власть создает общегосудар­ственные органы исполнительной власти и зачатки регуляр­ных вооруженных сил, — возникает строго иерархизиро­ванный аппарат гражданской и военной бюрократии

В процессе взаимодействия выборных органов сословно­го представительства и назначаемых главой государства ор­ганов исполнительной власти впервые формируются по­ложения принципа разделения функций различных по своей природе властей, — краеугольного камня современной го­сударственности. Общим итогом развития этнокультурных, экономических и социально-политических процессов явилось возникновение к исходу средневековья в Европе системы государств, близкой современной.

Ценным вкладом европейского средневековья в мировую культуру явилось превращение в хронологических границах этой исторической эпохи христианства из малочисленной и гонимой секты в одну из мировых религий. Христианство наряду с адаптированным средневековым обществом антич­ным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства образовали тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культу­ры, составляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей. К исходу эпо­хи классического средневековья в европейской культуре, об­разовании и науке окрепла тенденция светского развития. Вместе с индивидуализацией средств производства и ору­дий труда, ростом экономического значения индивидуаль­ных трудовых усилий в условиях товарного производства в средневековом менталитете происходит осознание значения отдельной человеческой личности вне зависимости от ее со­словной принадлежности Идея гражданского равенства ста­новится одной из центральных в формирующемся гумани­стическом мировоззрении.

Наконец, на исходе классического средневековья степень товарности европейской экономики достигла такого предела, который породил острейший дефицит средств обмена, — феномен так называемой «жажды золота». К тому времени уровень развития производительных сил и научных знаний, достигнутый Европой, сделал возможным осуществление да­леких океанских плаваний. В результате XV в. ознамено­вался началом эпохи Великих географических открытий. Средневековые европейские державы оказались способны не только организовать последовательное изучение среды обитания человечества, — земного шара, но и обеспечить начало его колониального освоения. В итоге, впервые в ис­тории начинает складываться единая глобальная хозяйствен­ная и геополитическая система, а сама история с этого вре­мени начинает приобретать воистину всемирный характер.

Наши рекомендации