Основные черты формы правления России
Ф-ма правления – организация верховн. Гос. вл, порядок образования её органов и способ взаимоотношения с населением.
Статья 1 российской К-ии гласит: «РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
През-т РФ провозглашен главой государства, а не главой исп-ной власти притом, что исп-ная вл. прямо возложена на правительство.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным През-том. През-т назначает председателя (с согласия Гос-ной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исп-ной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства. Федеральный Конст. закон "О Правительстве РФ-и", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе К-ии новое положение Правительства РФ в системе органов гос-ной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную вл. и возглавляющего единую с-му исп-ной власти в РФ-и К. изменила принцип взаимоотношений органов зак-ной и исп-ной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Гос-ной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. К. определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой К-ии и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной зак-ной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют К-ии. В случаях их противоречия федеральной К-ии они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам. Суды олицетворяют судебную вл., являющуюся в соответствии со ст. 10 К-ии одной из трех ветвей гос-ной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ-и и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, К-ные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную с-му РФ-и.
Содержание и реализация принципов федеративного устройства России.
Оптимальной формой национально-гос-ного устройства для России является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму. Федерализм в России обусловлен рядом причин: огромной территорией; спецификой экономического развития отдельных регионов; этническим многообразием населения; социокультурными различиями. Федерация — это государственно-правовое объединение двух или более государств в одно новое союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт — федеральная К., закрепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между государством и его членами. Наиболее важными юридическими признаками РФ являются: 1) Территория России состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные гос-ные образования, обладающие определенной учредительной вл.ю. Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией. В Российском государстве верховная зак-ная, исп-ная и судебн. вл. принадлежит федеральным государственным органам. Субъекты Федерации обладают правом принятия собственной К-ии (устава), имеют свои законодательные и исполнительные органы. В России существует единое гражданство. В российском парламенте — Федеральном Собрании РФ имеется палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации). Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы гос-ной власти. Они официально представляют Россию в межгосударственных отношениях. РФ — нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики. Важным этапом на пути стабилизации ситуации в России стало принятие К-ии 12 декабря 1993 г. В ней можно выделить четыре основополагающих принципа федерализма: целостность и неприкосновенность территории РФ; равноправие всех субъектов Федерации; строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты. Современная РФ имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках К-ии могут обсуждаться ?ы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов.