Место прокуратуры в гос. механизме РФ
Ст 129 К РФ в самом общем виде регламентирует систему органов прокуратуры, порядок назначения на должность Ген. Прокурора и иных прокуроров
Исходя из положений ст 11 К. РФ прокуратура не относится ни к одной из ветвей РФ, но при этом конституция оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в гос механизме России.
Поэтому поводу существует несколько точек зрения:
1. Прокуратура – контрольной орган законодательной власти, так как Генеральный Прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, а так же должен ежегодно представлять палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ. Однако это не свидетельствует о подчиненности прокуратуры органам законодательной власти, более того прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. Может опротестовывать незаконные правовые акты этих органов, а так же прокуроры участвуют в заседаниях органов законодательной власти субъектов РФ. А генеральный прокурор РФ или его заместители участвуют в заведении палат фед. Собрания, различных комиссиях и комитетах этих палат и своевременно реагировать на возможные нарушения закона.
Таким образом органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью но не подчиняются ей.
2. Прокуратура особый орган исполнительной власти, так как ряд полномочий прокурора имеет административно властный характер, однако особенности властных полномочий не делают прокуратуру органом исполнительной власти а наоборот прокуратура осуществляет надзор за и исполнение закона различными органами исполнительной власти, а включение прокуратуры в исполнительную власть может повлечь за собой нарушение принципа разделения властей, и усилит опасность нарушения законов со стороны органов исполнительной власти.
3. Прокуратура относиться к судебной власти, т.к статья 129 К. РФ находиться в статье судебная власть. Однако содержание главы 7 конституции не дает никаких оснований считать прокуратуру органом судебной власти, хотя прокуратура и суд тесно взаимодействуют между собой. Прокурор выступает в качестве гос. обвинения.
4. Прокуратура входит в состав Президентской власти, а в законодательство нужно внести изменение о непосредственном подчинении прокуратуры Президенту. Но такие изменения нарушат принцип независимости органов прокуратуры от других органов государственной власти или должностных лиц, и еще больше усилит Президентскую власть в стране.
5. Прокуратура является органом правоохранительной власти, однако такая терминология не корректна, так как в состав правоохранительных органов входят различные структуру, в том числе относящиеся к органам исполнительной власти, суды как органы судебной власти, а так же структуры вообще не относящиеся к органам государственной власти. (адвокатура, нотариат).
6. Прокуратура самостоятельный государственный орган не входящий ни в одну из ветвей государственной власти и являющийся государственно правовым институтом, который взаимодействует со всеми органами государства, и призван быть важным элементов в системе сдержек и противовесов других ветвей государственной власти, этот особый статус прокуратуры обусловлен историческими традициями нашего государства, а так же юридическими, национальными, экономическими, социальными и другими особенностями.
38. Ст.129 К РФ, ФКЗ «О прокуратуре» в ред. 17.11.1995 г. С изменениями и дополнениями.
1. Понятие Прокуратуры РФ (особенности организации (пстороения). Место прокуратуры в гос. механизме РФ.
Прокуратура РФ –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдение КС РФ, и исполнением законов, а так же выполняющих иные функции предусмотренные федеральными законами.
Особенности организации прокуратуры:
1. Система органов прокуратуры организована с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ, а так же с учетом специфики исполнения законов, в деятельности некоторых структур. (например: на транспорте, в исправительных учреждениях, в ВС РФ)
2. Все органы и учреждения прокуратуры являются федеральными структурами с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. Прокурору РФ. Все вопросы касающиеся правовой регламентации, организации и деятельности прокуратуры находятся в исключительном ведении РФ. П. о. ст 71 К РФ.
3. Система органов прокуратуры едина и в соответствии с п.1 ст.11 ФЗ «О прокуратуре» в эту систему входят: а) Ген прокуратура РФ. Б) территориальные прокуратуры( прокуратуры районов, городов и субъектов РФ. ) в) специализированные прокуратуры (военные, транспортные, природоохранные, прокуратуры закрытых администрат. Территор. Образований, и особых режимных объектов, за соблюдение законов в исправит. Учреждениях, прокуратура по надзору за исполнением законов на угольных предприятиях.) г) )) Научные и образовательные учреждения, (академия Ген. Прокуратуры, и ее структурные подразделения.) Д) Редакции печатных изданий журнала ЗАКОННОСТЬ.
4. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры не входящих в единую систему прокуратуры ЗАПРЕЩАЕТСЯ. В случае введения ЧП на территории нескольких субъектов РФ, Ген. Прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено ЧП.
5. Образование реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры а так же определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ.
6. Всей системой органов Прокуратуры руководит Ген. Прокурор РФ, который издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и др. правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры а так же несет ответственность за выполнения задач возложенных на органы прокуратуры
7. Специализированные прокуратуры в большинстве случаев организованы на правах прокуратур районов и городов а поэтому непосредственно подчиняются прокурорам соответствующих субъектов РФ. (искл. Волжская межрайонная природоохранная прокуратура, прокуратура города Межгорья, и прокуратура комплекса Байконур. –эти прокуратуры образованы на правах прокуратур субъектов РФ , и непосредственно подчиняются Ген. Прокурору РФ.
39.
40.Принципы организации и деятельности органов прокуратуры:
Общее руководящее положение характеризующее наиболее существенные стороны организации прокуратуры и ее деятельности. Они закреплены в К. РФ ст. 15, 29, ФЗ «о прокуратуре», и др. ФЗ.
Все принципы могут быть классифицированы на 3 группы:
1) Общеправовые принципы свойственные прокуратуре как части государственного аппарата. (принцип законности и принцип гласности)
2) Специфические прокурорские принципы (отражают специфику организации и деятельности органов прокуратуры) – централизация, единство, единоначалие и независимость.
3) Отраслевые принципы характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры.
Принцип законности имеет двойную направленность – внешнюю и внутреннюю( вешняя касается взаимоотношений органов прокуратуры с поднадзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами, только с точки зрения ее соответствия или Несоответствия законам.)
Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров, которые при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать законодательство.
Принцип гласностиорганы прокуратуры обязаны информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка и о своей деятельности. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требования законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же государственной или иной специально охраняемой законом тайне. Информированность о работе органов прокуратуры обеспечивается разными способами, в том числе через деятельность специальных подразделений. Например в Генеральной прокуратуре РФ создано управление взаимодействия со СМИ. А в прокуратура субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждены должности старших помощников прокурора по связям со СМИ. Указанные структуры должны систематически представлять СМИ сведения о работе органов прокуратуры а так же о направлении в суд уголовных дел вызвавших повышенный общественный резонанс о вынесении по этим делам суд. Решений и о проведенных прокурорских проверках, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законности.
Прокуроры субъектов РФ обязаны не реже одного раза в квартал организовывать выступления прокурорских работников в СМИ, а так же ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих периодических изданий, журналистами и организовывать пресс конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам федерального собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению, который размещается на сайте Генеральной Прокуратуры.
В целях совершенствования взаимодействия органов прокуратуры со СМИ на основании приказа Генерального Прокурора ежегодно с 2009 г. Проводится Всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры.
Граждане могут направлять в органы прокуратуры свои обращения по фактам правонарушений, в том числе по электронной почте.
Через средства массовой информации органы прокуратуры ведут работу по разъяснению законодательства, правовому просвещению и воспитанию населения.
Принцип единства и централизации- отражает внешние отношения которые складываются в системе органов прокуратуры в системе их деятельности. Проявляется в том что, прокуратура является единой системой которую объединяют одинаковые цели, задачи, формы и методы осуществления надзора за исполнением законов и других функций., единые средства реагирования на выявленные правонарушения, и в прокуратуре нет уровней аналогичных судебным инстанциям. Принцип единства проявляется так же в том что создание и деятельность органов прокуратуры не входящих в единую систему прокуратуры запрещено. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих некоторых обязанностей. А так же принять на себя исполнения обязанностей нижестоящего прокурора. Централизация органов прокуратуры означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, и подчинение всех прокуроров Генеральному Прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью вышестоящих прокуроров в том числе осуществляя контроль за их работой, и имеют право давать указания по совершенствованию деятельности нижестоящих прокуроров.
Выполнение любых указаний вышестоящих прокуроров является обязательным для нижестоящих прокуроров. Указания и распоряжения Ген. Прокурора явл. Обязательнми Для исполнения всеми ост. Прокурорами.
Принцип единоначалия– связан со способом которым управляется соответствующий орган прокуратуры, каждую прокуратуру возглавляет прокурор, который является единоличным руководителем соответствующей прокуратуры. Он обязан должным образом организовывать работу возглавляемой им прокуратуры и в первую очередь несет ответственность за качество этой работы, а его указания обязательны для исполнения всеми подчиненными работниками.
Принцип независимости – органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же различных общественных объединений, подчиняясь в своей деятельности закону, а так же вышестоящим прокурорам и Генеральному Прокурору.
Законодательством предусмотрены определенные гарантия независимости прокуроров:
1. Воздействие на прокуроров с целью повлиять на принижаемые ими решения либо воспрепятствовать их деятельности влечет за собой уголовную ответственность.
2. Прокуроры не могут являться членами общественных объединений преследующих политические цели, а так же принимать участие в деятельности этих объединений.
3. Прокуроры не в праве совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
41.Цели стоящие перед органами прокуратуры и основные направления деятельности органов прокуратуры:
В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре» целями деятельности органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий являются:
1. Обеспечение верховенства закона
2. Обеспечение единства укрепления законности
3. Защита прав и законных интересов граждан а так же интересов общества и государства.
Основные направления деятельности органов прокуратуры их можно разделить :
1. Надзорные направления
2. Не надзорные направления.
Надзорные направление
Надзорные направления | Не надзорные направления |
Надзор за исполнением законов за органами исполнительной власти (кроме правительства РФ) Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ Органами местного самоуправления Органами военного управления Органами контроля. Должностными лицами всех указанных органов А так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций · Надзор за соблюдения прав и свобод гражданина вышеуказанными субъектами · Надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (дознание, предварительное следствие) · Надзор за соблюдением законов суд. Приставов. · Надзор за соблюдением законов администрации и органами исполняемых наказание. · Надзор прокуратуры за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие. (то есть за органами предварительного расследования преступлений). Ст 29 и 30 ФЗ О прокуратуре, ст 37 УПК РФ, 2 приказа ген прокурора (136 и 137 от 6 сент. 2007 года «об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания») · Предмет надзора: 1) соблюдение прав и свобод человека при проведении предварительного расследования преступлений. 2) соблюдение следователями и дознавателями установленного порядка проведения расследования преступлений. 3) законность решения принимаемых органами предварительного расследования преступлений. | Участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении судами гражданских, уголовных и иных дел. Координация деятельности по борьбе с преступностью в целях обеспечения согласованности и взаимодействия тех государственных правоохранительных органов в компетенцию которых входят проведении предварительного расследования преступления, осуществления оперативно-розыскной деятельности, а так же охраны правопорядка. Участие в правотворческой деятельности, если прокуроры в ходе осуществления своих полномочий установят необходимость совершенствования действующего законодательства то они вправе вносить свои предложения по изменению, отмене или принятии различных нормативных актов, в соответствующие законодательные органы, и в органы обладающие правом законодательной инициативы, а в некоторых субъектах РФ прокуроры наделены правом законодательной инициативы в законодательной инициативы, законодательный (представительный) 4..Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов изданных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления, и должностными лицами. При выявлении в этих актов факторов способствующих проявлению коррупции, прокурор обращается в орган организацию или к должностному лицу которое их издали с требованием об изменении нормативных актов с изложением предложений по устранению коррупциногенных факторов. 5.. Согласование внеплановых проверок различными контролирующими органами субъектов предпринимательской деятельности а так же утверждения сводного плана проверок субъектов предпринимательской деятельности контролирующими организациями 6. международное сотрудничество генеральной прокуратуры с правоохранительными органами других государств и международными организациями. Направление запросов о правовой помощи по различным делам и исполнение аналогичных запросов поступивших из других стран. |