Ii. конституционный суд российской федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, политические лидеры и другие лица, но не судьи. Именно этим обусловлен еще один запрет, налагаемый законом на судей Конституционного Суда: судья не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и в любой аудитории, публично высказывать свое мнение о вопросах, которые могут стать предметом рассмотрения в Суде, или изучаемых и принятых к рассмотрению Судом, до вынесения решения по делу.
Закон о Конституционном Суде предусматривает гарантии независимости Конституционного Суда и его судей, которые носят взаимообусловленный характер и сочетаются, и поэтому могут быть рассмотрены в данной части настоящей работы.
Так, статья 5 Закона о Конституционном Суде к числу основных принципов деятельности Конституционного Суда относит независимость. Ее пределы и юридическое содержание раскрываются в ряде статей Закона, согласно которым Конституционный Суд и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции Российской Федерации.
Важной гарантией независимости Конституционного Суда и его самостоятельности служит положение Закона о том, что судьи выступают в личном качестве. Судьи Конституционного Суда, как и Суд в целом, не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.
Из этого вытекает следующее положение: судьи Конституционного Суда разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц. Что же касается решений Суда, то они в соответствии с точным смыслом Конституции выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей.
Закон особо оговаривает запрет какого бы то ни было вмешательства в деятельность Конституционного Суда. Такое вмешательство, если оно имеет место, влечет ответственность в соответствии с законом.
Конституционный Суд не может быть независим, самостоятелен и подчиняться только Конституции, если его судьи не
3. Судьи Конституционного Суда: 135 порядок избрания, статус, гарантии независимости
обладают адекватной независимостью и самостоятельностью. В Законе о Конституционном Суде достаточно полно указаны гарантии независимости судей Конституционного Суда. В числе этих гарантий прежде всего – присяга судьи Конституционного Суда, приносимая им на заседании Совета Федерации: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более" (часть вторая статьи 10).
Данная гарантия носит преимущественно нравственно-политический характер. Ее практическое значение относительно. Лучшая гарантия честного и добросовестного исполнения обязанностей судьи лежит вне права: она заключается, с одной стороны, в честной и энергичной воле судьи стоять на страже конституционного строя и верховенства Конституции Российской Федерации, подчиняясь при этом только ей и ничему и никому более; с другой стороны – в осознании обществом социальной ценности и полезности деятельности Конституционного Суда и в его поддержке, что по существу означает поддержку основного закона государства. Конституция и призванный ее защищать Конституционный Суд в состоянии выполнить свое назначение лишь в условиях широкого общественного понимания социальной значимости Конституции и деятельности по ее защите и охране от любых покушений. В противном случае Конституция превращается в икону, помещенную в красном углу, которой истово поклоняются, осеняя себя в приличествующих случаях крестным знамением, но не в универсальный регулятор социальной и индивидуальной жизни. В свою очередь Конституционный Суд из значимого элемента конституционного строя становится украшением государственного фасада, не несущим сколько-нибудь полезной социальной функции.
Закон о Конституционном Суде предусматривает и ряд специальных юридических гарантий. В прежнем Законе статья 5 устанавливала, что полномочия судьи не ограничиваются каким-либо сроком. Статья 16 устанавливала несменяемость судьи Конституционного Суда. Он не мог быть переведен на другую должность без его согласия, и его полномочия не могли быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде. Действующий Закон о Конституционном Суде Российской Федерации установил, что судья назначается на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности – 70