Тема 6. Российское государство и право в первой половине ХIХ века
В первой половине ХIХ века Российская империя продолжала оставаться абсолютной монархией и централизованным государством, в состав которой входили Финляндия и Польша, а также Казахстан, Северо-Кавказские, Дагестанские и Закавказские государства, имевшие с Россией вассальные отношения.
Высшая государственная власть в России принадлежала императору. Она была верховной, самодержавной и неограниченной. Ст.1 “Основных законов” устанавливала, что “... император российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает”.
Царь являлся лицом неприкосновенным. Смертная казнь грозила тому, кто что-либо делал против царя или же замышлял причинить вред ему и его власти. Царь в своих действиях был неподотчетен никому. Царский титул передавался по наследству, причем наследником считался старший сын императора. При отсутствии у императора детей, после его смерти трон должен был переходить ко второму сыну, то есть следующему (младшему) родному брату императора.
Основными органами центрального государственного управления в Российской империи были:
1. Государственный совет. Он был учрежден в 1810 году, как исключительно совещательный орган, не наделенный никакой самостоятельной властью. Окончательное решение по вопросу, обсужденному в Государственном совете, принимал царь. В состав Совета назначались ведущие чиновники и верхушка феодальной знати.
В структурном отношении Совет состоял из общего собрания, пяти департаментов, особого присутствия для рассмотрения жалоб на решения департаментов Сената и государственной канцелярии.
Предварительное обсуждение вопросы получали, как правило, в департаментах Совета или на объединенных заседаниях двух или нескольких департаментов. Принятые здесь решения впоследствии выносились на утверждение общего собрания Совета.
2. Комитет министров был создан манифестом от 8 сентября 1802 года, как совещательный орган при царе, не имеющий своей собственной власти. Решения Комитета не имели юридической силы без их утверждения царем.
В состав Комитета входили: председатель, члены Комитета по должности и по назначению царя.
3. Канцелярия царя была учреждена в 1812 году.
4. Царский двор (министерство двора) было создано в 1826 году. Оно состояло из управления уделов, которое ведало удельными землями царя и отдела (капитула) орденов, который изготовлял грамоты и орденские знаки, а также назначал орденские пенсии.
5. Сенат, созданный еще при Петре I, как высший правительствующий орган, к началу ХIХ века превратился лишь в высшую судебную инстанцию, потеряв функции правительственного места.
Александр I в 1802 году предпринял попытку вернуть Сенату в полном объеме былые правительствующие полномочия, вменив в обязанность всех государственных органов подчиняться Сенату в порядке суда и управления. Сенат же был подвластен только императору. Он должен был следить за соблюдением законности в стране, во всех государственных учреждениях, обращая особое внимание на правосудие, сбор податей, расходование казенных денег и недопущение смут в государстве.
Министры были обязаны ежегодно письменно отчитываться перед Сенатом о своей деятельности, а Сенат имел право требовать с них объяснения по любым вопросам.
Однако Сенат не смог закрепить эти полномочия за собой и очень скоро опять стал лишь судебным учреждением.
6. Министерства были впервые созданы вначале царствования Александра I вместо коллегий, которые поначалу были приписаны к министерствам, а потом упразднены.
Создание министерств находилось в русле общей тенденции замены коллегиального управления на единоличное с персональной ответственностью. Вначале было создано 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, народного просвещения и другие). Впоследствии количество министерств постоянно росло. Руководили министерствами министры, которые в пределах своего ведомства были полновластными и единоличными начальниками.
Система местного управления состояла из органов губернского управления и уездных властей. К губернскому управлению относились генерал-губернаторы, губернаторы, губернское правление в составе вице-губернатора, советников, асессоров и канцелярии, а также финансовое управление и палаты государственных имуществ.
Уездная власть была представлена земским судом, приставами, возглавлявшими станы, городничими и управами благочиния, а также волостными правлениями в составе волостного головы, старост и писаря.
Все население Российской империи в ХIХ веке законодательно было разделено на природных обывателей и “инородцев”. В свою очередь природные обыватели делились на “главные рода людей” (сословия): дворян, духовенство, городских обывателей и сельских обывателей. Каждый человек был обязан принадлежать к одному из сословий (состояний). Эта принадлежность (или “приобретение прав состояния”) могла возникать через: пожалование со стороны царя, государственную службу, получение образования и приписку человека. Права состояния распространялись на жену и потомство.
Дворянство было привилегированным сословием и делилось на потомственное и личное. В первой половине ХIХ века оно пользовалось теми же правами , которые получило по Жалованной грамоте Екатерины II в 1785 году. Дворянство, как и прежде, получали от государя или через государственную службу. Однако стать дворянином в рассматриваемый период становится все труднее, ибо дворянство уже значительно разрослось и начало стремиться к обособленности своего сословия.
Привилегированным сословием было духовенство. Оно, также как и дворянство, освобождалось от податей, телесных наказаний и принудительных работ в случае чрезвычайных обстоятельств. Дети духовенства, не ставшие священниками, получали звание потомственных почетных граждан.
Городские обыватели делились на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочих людей.
Почетное гражданство было введено с целью выделения из общей массы горожан зарождающейся буржуазии. Почетные граждане освобождались от податей, телесных наказаний и принудительных работ. Почетное гражданство разделялось на потомственное и личное. Оно присваивалось по праву рождения и по ходатайству: личному или одного из министров.
Купцы делились на две гильдии: оптовики - первая гильдия; розничные торговцы - вторая гильдия. Купцы при условии уплаты ими гильдийских пошлин пользовались значительными привилегиями. Купцы первой и второй гильдий не подвергались телесным наказаниям, имели право свободно передвигаться по стране и за рубеж, могли награждаться чинами и орденами за заслуги перед Отечеством.
Купцы первой гильдии дополнительно имели почетные права: право приезда к императорскому двору, право носить губернский мундир, право после двадцатилетнего пребывания в первой гильдии получать звания коммерц- и мануфактур-советников.
В каждом городе купцы были объединены купеческим обществом во главе с выборным купеческим старостой.
Цеховые - это люди, занимающиеся ремеслом и приписанные (а они были обязаны приписываться) к какому-нибудь цеху. Все цеховые делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог стать только совершеннолетний человек, пробывший подмастерьем не менее трех лет и доказавший свое мастерство на специальном испытании. Цехом управлял цеховой сход, а над ними стояла ремесленная управа города.
Подмастерья каждого цеха имели свой орган управления - подмастерскую управу.
Мещане - это самая массовая категория городских жителей, не пользовавшаяся никакими льготами и правами. Мещане были объединены в городское мещанское общество, которым руководил или мещанский староста или мещанская управа. Они избирались горожанами и утверждались губернаторами.
Чтобы приписаться к мещанству (стать мещанами), нужно было получить: увольнительный приговор от своего прежнего сословия, согласие мещанской управы и рекомендации не менее чем шести домохозяев этого города. Мещанство передавалось потомству и жене, а также приемным детям.
Мещанское общество имело право исключать из своего состава, а значит и из мещанского состояния, неугодных людей с передачей их правительству, что на деле означало ссылку человека в Сибирь.
Рабочие люди законодательством характеризовались как самые городские низы, порочные и подозрительные.
Крестьянство было помещичьим и казенным. В 1837 году, в рамках реформирования управления государственными (казенными) крестьянами, было учреждено особое министерство государственных имуществ с системой местных органов этого министерства, которым в свою очередь подчинялись вновь созданные органы крестьянского самоуправления: в волости - волостной сход и волостное правление; в селе - сход и сельский старшина.
В 1826 году в Российской империи в очередной десятый раз возобновились кодификационные работы, к которым теперь был привлечен М.М. Сперанский. Он начал составление Полного собрания законов Российской империи. Было найдено и изучено более 53 тысяч актов, когда- либо принимавшихся в России. К 1 апреля 1830 года сорокашеститомное Полное собрание законов, расположенных в строго хронологическом порядке, было напечатано.
Завершив эту работу, М.М. Сперанский приступил к составлению Свода законов, в который выбирал только действующие акты, совершенствуя их, не допуская противоречий и повторений.
Наработки М.М. Сперанского подвергались анализу в министерствах и ведомствах с направлением замечаний непосредственно императору. От царя замечания министерств и ведомств с его личными резолюциями поступали опять в комиссию М.М. Сперанского. Ревизия Свода продолжалась 2 года и в 1832 году он был издан. 31 января 1833 года пятнадцатитомный Свод законов Российской империи был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года.
Система русского вещного права ХIХ века состояла из следующих институтов: 1) владение; 2) право собственности; 3) право на чужую вещь; 4) залоговое право.
Владение делилось на законное и незаконное. Понятие “собственность”определялось как “... власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно”.
Обязательственное право различало обязательства, возникающие из договоров и из причинения вреда.
Договорыв соответствии с законодательством должны были заключаться договаривающимися сторонами по взаимному согласию, причем цели договоров не должны были нарушать законы, противоречить благочинию и общественному порядку. Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад.
Основными видами договоров законодательством предусматривались: мена, купля-продажа, запродажа (предварительный договор о последующей купле-продаже), наем имущества, подряд и поставка, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество (договор, по которому лица отвечают за сделки всем своим имуществом или его частью), страхование, личный наем, доверенность.
Мена и продажа недвижимых имуществ должны были оформляться нотариальным порядком.
Уголовное законодательство было кодифицировано в 1832 году в Своде законов. Однако 15 августа 1845 года был утвержден новый уголовный кодекс - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В нем предусматривались две системы наказаний: 1) для дворян, духовенства и других состояний, освобожденных от телесных наказаний; 2) для тех сословий, к которым телесные наказания применялись.
В ст.1 Уложения «... под преступлением или проступком признается как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано».
Законодательство различало умышленные и неумышленные преступления и проступки, а также умысел, приготовления к преступлению, покушение, “совершившееся преступление”.
Все наказания, предусмотренные в Уложении, делились на уголовные и исправительные, а также на главные, дополнительные и заменяющие. Заменяющими наказаниями в случае необходимости заменялись главные наказания, а дополнительными дополнялись главные или заменяющие.
Тема 7. Общественно-политический строй и право
Царства Польского, Финляндии, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Закавказья и Сибири, вошедших в состав России
В конце XVIII — начале XIX в. система управления окраинами России включала множество специфических административно-территориальных образований (наместничества, генерал-губернаторства, области, округа и т.д.), методов регулирования, учреждений и должностных лиц. Различные окраинные регионы империи управлялись особым образом, применительно к местным условиям и традициям.
Польша
В 1815 г. в составе России на территориях, перешедших к ней в результате разделов Польши (между Россией, Австрией и Пруссией), было создано царство Польское, имевшее автономию. Император России являлся королем польским, управлял страной через наместников.
В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства.
С 1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820 и 1825 гг.
Исполнительная власть сосредоточивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.
Административный совет состоял из министерств: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания — и являлся высшим исполнительным органом, контролируемым наместником.
Сейм состоял из двух палат — сенаторской и посольской. Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, посольскую палату («избу») — шляхта и представители общин («глины»). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта.
Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал.
После подавления польского восстания 1830 г. был издан «Органический статут», отменивший польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследственной в русском императорском доме. Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.
Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником императора. Была провозглашена несменяемость судей и учреждено городское самоуправление.
Финляндия
В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1815 г. — часть герцогства Варшавского, в 1812 г. — Бессарабия.
Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала сословному Сейму, а исполнительная (с 1809 г.) — Правительствующему Сенату из 12 человек, избранных Сеймом.
Великий князь Финляндский (российский император) являлся главой исполнительной власти, утверждал законы, принимаемые Сеймом, назначал членов высших судебных органов, наблюдал за отправлением правосудия, объявлял амнистии, представлял княжество Финляндское во внешних сношениях.
Сейм созывался каждые пять лет; он состоял из двух палат, представляющих четыре сословия — рыцарство и дворянство, духовенство, горожан, крестьян. Решение Сейма считалось принятым, если оно принималось тремя сословиями. Принятие или изменение основных законов требовало решения всех четырех сословий.
Сейм имел право законодательной инициативы и право петиций перед императором, он устанавливал новые налоги или решал вопросы о новых источниках государственных доходов. Без согласия Сейма не мог быть принят, изменен или отменен ни один закон.
Сенат состоял из двух главных департаментов — хозяйственного и судебного. Первый ведал гражданским управлением страны, второй являлся высшей судебной инстанцией Финляндии.
Генерал-губернатор был председателем Сената и представителем императора и Великого князя Финляндии, ему подчинялись губернаторы.
Министр статс-секретарь Финляндии являлся официальным посредником между высшим местным правительством Финляндии (Сенатом) и императором и великим князем.
В 1816 г. Сенат был переименован в Императорский финляндский. Во главе его находился назначаемый императором генерал-губернатор, сосредоточивший в своих руках всю фактическую исполнительную власть. Местное самоуправление в значительной мере сохраняло черты предыдущего периода, вся система управления отличалась определенной автономией (Финляндия была разделена на восемь губерний).
Прибалтика
В ходе Северной войны (1700—1721 гг.) к России была присоединена большая часть прибалтийских территорий, образовавших Лифляндскую и Эстляндскую губернии. За немецким прибалтийским дворянством и бюргерством сохранялись старинные привилегии, сословное управление и суд, установленные при шведах в XVI—XVII вв.
Во главе губернии стоял назначаемый верховной властью генерал-губернатор, ему помогали советники из местных дворян. Финансовыми делами прибалтийских губерний руководила Камер-коллегия, судебными — Юстиц-коллегия. Апелляционной инстанцией был Сенат.
В местном управлении важную роль играли сословные дворянские органы (ландтаги), избиравшие Дворянский конвент в Лифляндии и Дворянский комитет в Эстляндии, суды, полицию и прокуратуру. Деятельность сословных органов направлялась коллегией советников.
В городах органами сословного управления были магистраты и ратуши, действовали сословные суды (торговые, коммерческие, строительные и т.п.).
В 1744 г. создана Выборгская губерния, в которой также сохранялись сословные органы шведских дворян и бюргеров.
С конца 80-х гг. на прибалтийские губернии распространилось действие Устава благочиния и Жалованных грамот. Однако унификация системы местного управления проходила с трудом: из общегосударственных учреждений здесь появились только губернатор, губернское правление, прокурор и Казенная палата. Все остальные органы губернии избирались дворянством, сохранялась старая система сословных учреждений.
Украина
В 1654 г. были утверждены Мартовские статьи, определившие взаимоотношения между Украиной и Россией и автономию Украины. В результате разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) к Украине перешла значительная часть земель (Киевщина, Брацлавщина, Подолье, Волынь).
В 1775 г. на Украину было распространено действие Учреждения о губерниях и в том же году ликвидирована Запорожская Сечь.
На основании Мартовских статей 1654 г. вся территория Украины состояла из трех частей: левобережной Украины, разделенной на полки; слободской Украины, разделенной на пять полков; Запорожской Сечи — наиболее автономной части Украины.
Формы военной организации Украины были одновременно ее государственными формами: полки и сотни стали территориальными административными единицами.
Все должностные лица трех урядов — генерального, полкового, сотенного — избирались на общих собраниях: войсковой, полковой, стенной радах. Генеральный уряд состоял из гетмана и генеральной старшины. Высшим распорядительным органом была Войсковая и Генеральная рада, позже превратившаяся в Раду генеральной старшины.
В руках гетмана сосредоточивались функции власти и управления: он командовал войском, располагал высшей судебной властью, пересматривал решения генерального судьи, из давал универсалы, в которых устанавливались общие правовые нормы.
Контроль за деятельностью украинских властей с 1663 г. осуществлял Малороссийский приказ, в 1722 г. превращенный в Малороссийскую коллегию, надзиравшую за судебными и административными органами (гетманом, генеральным судьей и войсковой канцелярией).
В 1734 г. гетманская власть была упразднена, казацкое войско поставлено под командование русского фельдмаршала, а управление Украиной передано царскому резиденту. Но уже в 1747 г. был издан Указ о восстановлении гетманства на Украине (при Елизавете Петровне), вновь расширилась автономия Украины, в подчинение гетману была передана Запорожская Сечь.
В 1764 г. (при Екатерине II) гетманство вновь упразднено, для управления Украиной создана новая Малороссийская коллегия во главе с президентом, введена должность генерал-губернатора Малой России (коллегия состояла из четырех украинцев и четырех русских, должности президента и прокурора не могли занимать украинцы).
Войсковая и Генеральная рады представляли собой собрание украинских властей, верхушку городских жителей из числа шляхты и казачества. Со временем сужалась ранее неограниченная компетенция Войсковой рады: она стала созываться только для избрания гетмана и генерального уряда. В связи с этим Войсковая рада заменилась Радой войсковой старшины, в которой участвовали войсковой старшина и полковники.
Генеральная старшина (высшие чины войска) составляла генеральный уряд. В его состав входили: генеральный обозный, ведавший организацией и снабжением войска; два генеральных судьи, генеральный подскарбий, ведавший финансами; генеральный писарь, управлявший делами; генеральный хорунжий; генеральный бунчужный; два генеральных есаула. Хорунжий, бунчужный и есаулы были высшими военными чинами. При каждом из генеральных чинов действовали собственные канцелярии.
Местное управление на Украине совпадало с военным делением. После ликвидации польских органов местного управления (1686) полковые власти подчинили себе не только казаков, но и крестьян и мещан (в городах и местечках).
Полк состоял из семи — двадцати сотен. Во главе полка стоял полковник, при нем действовала Рада полковой старшины.
Сотня возглавлялась сотником, сначала избиравшимся, затем — назначаемым полковником.
Города (наиболее крупные) управлялись магистратами во главе с войтом, состоявшими из бургомистров, радцев и лавников. При магистратах состояли чиновники: писарь, комиссар по межевым делам, городничий, возные (полицейские чины). Все должностные лица были выборными. Полицейские функции в городах выполняли десятские и сотники.
Источниками права на Украине были нормы второго и третьего литовских статутов, магдебургского (городского) права. В 1728 г. принято решение создать комиссию для кодификации украинского права. Комиссия закончила работу в 1743 г.; подготовленный проект сборника законов «Права, по которым судится малороссийский народ» был представлен на утверждение в Сенат. Проект состоял из трех книг: Литовского статута, Саксонского зерцала, книги «Порядок»), разделялся на 30 глав, 531 артикул и 1716 пунктов. К проекту присоединен перечень должностных воинских и гражданских чинов на Украине.
В 1763 г. были созданы земские градские и подкоморские суды по образцу литовских, действовавшие на основе Литовского статута. В 1783 г. на Малороссию (Украину) распространилось действие Учреждений о губерниях 1775 г. с соответствующей системой судов. В 1796 г. (при Павле I) было восстановлено прежнее судоустройство, существовавшее до 1783 г.
Белоруссия
Исторически наименование Белоруссии усвояется северной части западнорусских земель. Помимо территории ныне существующего государственного образования Республика Беларусь, исторически белорусскими землями являются ряд территорий входящих в состав других государств - Белостокщина (Польша), Виленщина (Литва), Смоленщина (Российская Федерация), Южное Полесье (Украина). Древнерусские княжества, находившиеся на землях ныне именуемых белорусскими (Полоцкое, Туровское) играли заметную роль в истории Древней Руси. В период феодальной раздробленности возникают княжества Минское, Друцкое, Витебское, Логойское, Заславльское, Виленское и др. (Следует специально объяснить, что город Вильно [по-литовски Vilnius] был основан славянами-кривичами, в XI веке был центром Виленского княжества - феодального удела Полоцкой земли, в правление Гедемина [XIV в.] стал столицей Великого Княжества Литовского.). В XIII в. в Верхнем Понеманье образуется государство, быстро присоединившее к себе соседние балтийские и славянские земли - Великое Княжество Литовское, именуемое в дореволюционной российской историографии Литовско-Русским государством, в литовской историографии Литовско-Белорусским государством, в белорусской националистической историографии Белорусско-Литовским государством. Позднее полное официальное наименование государства - Великое Княжество Литовское, Русское, Жемойтское и других земель. Столица сперва Новогрудок, затем - Вильно.
Закавказье
В 1801 г. к России добровольно присоединилась Грузия; в 1802 г. принято «Учреждение об управлении», по которому верховную власть получал главнокомандующий, являвшийся председателем Верховного грузинского правительства.
Судебные функции (по уголовным и гражданским делам) были возложены на экспедиции правительства в центре, на местах создавались управы земской полиции и уездные суды, которые возглавляли окружные начальники.
В городах управление осуществляли коменданты, полицмейстеры и выборные магистраты.
В начале XIX в. к России присоединилась значительная часть Азербайджана, в конце 20-х гг. образовалась Армянская область. На этих территориях было установлено комендантское управление и военно-административный режим. Сохранялась также власть местных феодальных владетельных князей.
В 1844 г. на Кавказе установился режим наместничества. Наместнику Кавказа с его советом и канцелярией подчинялись начальники округов. Во главе губерний стояли губернаторы и губернские правления, там образовывались губернские суды, казенные палаты и палаты государственных имуществ.
В 1859 г. канцелярия наместника преобразовалась в Главное управление из пяти департаментов.
Сибирь
В Петровскую эпоху Сибирь представляла одну губернию (Сибирскую), с 1719 по 1763 г. ее территория была разделена на 5 провинций. Общее руководство Сибирью осуществлял Сибирский приказ. К концу XVIII в. здесь организованы 2 губернии (Тобольская и Иркутская).
В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный Устав, подготовленный М.М. Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором. Согласно положениям Устава все «инородные» (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским соответственно их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число государственных крестьян). Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления: стойбище или улус (не менее 15 семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью.