Те­ма 6. Рос­сий­ское го­су­дар­ст­во и пра­во в пер­вой по­ло­ви­не ХIХ ве­ка

В пер­вой по­ло­ви­не ХIХ ве­ка Рос­сий­ская им­пе­рия про­дол­жа­ла ос­та­вать­ся аб­со­лют­ной мо­нар­хи­ей и цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ст­вом, в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли Фин­лян­дия и Поль­ша, а так­же Ка­зах­стан, Се­ве­ро-Кав­каз­ские, Да­ге­стан­ские и За­кав­каз­ские го­су­дар­ст­ва, имев­шие с Рос­си­ей вас­саль­ные от­но­ше­ния.

Выс­шая го­су­дар­ст­вен­ная власть в Рос­сии при­над­ле­жа­ла им­пе­ра­то­ру. Она бы­ла вер­хов­ной, са­мо­дер­жав­ной и не­ог­ра­ни­чен­ной. Ст.1 “Ос­нов­ных за­ко­нов” ус­та­нав­ли­ва­ла, что “... им­пе­ра­тор рос­сий­ский есть мо­нарх са­мо­дер­жав­ный и не­ог­ра­ни­чен­ный. По­ви­но­вать­ся вер­хов­ной его вла­сти не толь­ко за страх, но и за со­весть сам бог по­ве­ле­ва­ет”.

Царь яв­лял­ся ли­цом не­при­кос­но­вен­ным. Смерт­ная казнь гро­зи­ла то­му, кто что-ли­бо де­лал про­тив ца­ря или же за­мыш­лял при­чи­нить вред ему и его вла­сти. Царь в сво­их дей­ст­ви­ях был не­под­от­че­тен ни­ко­му. Цар­ский ти­тул пе­ре­да­вал­ся по на­след­ст­ву, при­чем на­след­ни­ком счи­тал­ся стар­ший сын им­пе­ра­то­ра. При от­сут­ст­вии у им­пе­ра­то­ра де­тей, по­сле его смер­ти трон дол­жен был пе­ре­хо­дить ко вто­ро­му сы­ну, то есть сле­дую­ще­му (млад­ше­му) род­но­му бра­ту им­пе­ра­то­ра.

Ос­нов­ны­ми ор­га­на­ми цен­траль­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния в Рос­сий­ской им­пе­рии бы­ли:

1. Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет. Он был уч­ре­ж­ден в 1810 го­ду, как ис­клю­чи­тель­но со­ве­ща­тель­ный ор­ган, не на­де­лен­ный ни­ка­кой са­мо­стоя­тель­ной вла­стью. Окон­ча­тель­ное ре­ше­ние по во­про­су, об­су­ж­ден­но­му в Го­су­дар­ст­вен­ном со­ве­те, при­ни­мал царь. В со­став Со­ве­та на­зна­ча­лись ве­ду­щие чи­нов­ни­ки и вер­хуш­ка фео­даль­ной зна­ти.

В струк­тур­ном от­но­ше­нии Со­вет со­сто­ял из об­ще­го со­б­ра­ния, пя­ти де­пар­та­мен­тов, осо­бо­го при­сут­ст­вия для рас­смот­ре­ния жа­лоб на ре­ше­ния де­пар­та­мен­тов Се­на­та и го­су­дар­ст­вен­ной кан­це­ля­рии.

Пред­ва­ри­тель­ное об­су­ж­де­ние во­про­сы по­лу­ча­ли, как пра­ви­ло, в де­пар­та­мен­тах Со­ве­та или на объ­е­ди­нен­ных за­се­да­ни­ях двух или не­сколь­ких де­пар­та­мен­тов. При­ня­тые здесь ре­ше­ния впо­след­ст­вии вы­но­си­лись на ут­вер­жде­ние об­ще­го со­б­ра­ния Со­ве­та.

2. Ко­ми­тет ми­ни­ст­ров был соз­дан ма­ни­фе­стом от 8 сен­тяб­ря 1802 го­да, как со­ве­ща­тель­ный ор­ган при ца­ре, не имею­щий сво­ей соб­ст­вен­ной вла­сти. Ре­ше­ния Ко­ми­те­та не име­ли юри­ди­че­ской си­лы без их ут­вер­жде­ния ца­рем.

В со­став Ко­ми­те­та вхо­ди­ли: пред­се­да­тель, чле­ны Ко­ми­те­та по долж­но­сти и по на­зна­че­нию ца­ря.

3. Кан­це­ля­рия ца­ря бы­ла уч­ре­ж­де­на в 1812 го­ду.

4. Цар­ский двор (ми­ни­стер­ст­во дво­ра) бы­ло соз­да­но в 1826 го­ду. Оно со­стоя­ло из управ­ле­ния уде­лов, ко­то­рое ве­да­ло удель­ны­ми зем­ля­ми ца­ря и от­де­ла (ка­пи­ту­ла) ор­де­нов, ко­то­рый из­го­тов­лял гра­мо­ты и ор­ден­ские зна­ки, а так­же на­зна­чал ор­ден­ские пен­сии.

5. Се­нат, соз­дан­ный еще при Пет­ре I, как выс­ший пра­ви­тель­ст­вую­щий ор­ган, к на­ча­лу ХIХ ве­ка пре­вра­тил­ся лишь в выс­шую су­деб­ную ин­стан­цию, по­те­ряв функ­ции пра­ви­тель­ст­вен­но­го мес­та.

Алек­сандр I в 1802 го­ду пред­при­нял по­пыт­ку вер­нуть Се­на­ту в пол­ном объ­е­ме бы­лые пра­ви­тель­ст­вую­щие пол­но­мо­чия, вме­нив в обя­зан­ность всех го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов под­чи­нять­ся Се­на­ту в по­ряд­ке су­да и управ­ле­ния. Се­нат же был под­вла­стен толь­ко им­пе­ра­то­ру. Он дол­жен был сле­дить за со­блю­де­ни­ем за­кон­но­сти в стра­не, во всех го­су­дар­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, об­ра­щая осо­бое вни­ма­ние на пра­во­су­дие, сбор по­да­тей, рас­хо­до­ва­ние ка­зен­ных де­нег и не­до­пу­ще­ние смут в го­су­дар­ст­ве.

Ми­ни­ст­ры бы­ли обя­за­ны еже­год­но пись­мен­но от­чи­ты­вать­ся пе­ред Се­на­том о сво­ей дея­тель­но­сти, а Се­нат имел пра­во тре­бо­вать с них объ­яс­не­ния по лю­бым во­про­сам.

Од­на­ко Се­нат не смог за­кре­пить эти пол­но­мо­чия за со­бой и очень ско­ро опять стал лишь су­деб­ным уч­ре­ж­де­ни­ем.

6. Ми­ни­стер­ст­ва бы­ли впер­вые соз­да­ны вна­ча­ле цар­ст­во­ва­ния Алек­сан­д­ра I вме­сто кол­ле­гий, ко­то­рые по­на­ча­лу бы­ли при­пи­са­ны к ми­ни­стер­ст­вам, а по­том уп­разд­не­ны.

Соз­да­ние ми­ни­стерств на­хо­ди­лось в рус­ле об­щей тен­ден­ции за­ме­ны кол­ле­ги­аль­но­го управ­ле­ния на еди­но­лич­ное с пер­со­наль­ной от­вет­ст­вен­но­стью. Вна­ча­ле бы­ло соз­да­но 8 ми­ни­стерств (во­ен­ное, мор­ское, ино­стран­ных дел, внут­рен­них дел, юс­ти­ции, на­род­но­го про­све­ще­ния и дру­гие). Впо­след­ст­вии ко­ли­че­ст­во ми­ни­стерств по­сто­ян­но рос­ло. Ру­ко­во­ди­ли ми­ни­стер­ст­ва­ми ми­ни­ст­ры, ко­то­рые в пре­де­лах сво­его ве­дом­ст­ва бы­ли пол­но­вла­ст­ны­ми и еди­но­лич­ны­ми на­чаль­ни­ка­ми.

Сис­те­ма ме­ст­но­го управ­ле­ния со­стоя­ла из ор­га­нов гу­берн­ско­го управ­ле­ния и уезд­ных вла­стей. К гу­берн­ско­му управ­ле­нию от­но­си­лись ге­не­рал-гу­бер­на­то­ры, гу­бер­на­то­ры, гу­берн­ское прав­ле­ние в со­ста­ве ви­це-гу­бер­на­то­ра, со­вет­ни­ков, асес­со­ров и кан­це­ля­рии, а так­же фи­нан­со­вое управ­ле­ние и па­ла­ты го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ.

Уезд­ная власть бы­ла пред­став­ле­на зем­ским су­дом, при­ста­ва­ми, воз­глав­ляв­ши­ми ста­ны, го­род­ни­чи­ми и упра­ва­ми бла­го­чи­ния, а так­же во­ло­ст­ны­ми прав­ле­ния­ми в со­ста­ве во­ло­ст­но­го го­ло­вы, ста­рост и пи­са­ря.

Все на­се­ле­ние Рос­сий­ской им­пе­рии в ХIХ ве­ке за­ко­но­да­тель­но бы­ло раз­де­ле­но на при­род­ных обы­ва­те­лей и “ино­род­цев”. В свою оче­редь при­род­ные обы­ва­те­ли де­ли­лись на “глав­ные ро­да лю­дей” (со­сло­вия): дво­рян, ду­хо­вен­ст­во, го­род­ских обы­ва­те­лей и сель­ских обы­ва­те­лей. Ка­ж­дый че­ло­век был обя­зан при­над­ле­жать к од­но­му из со­сло­вий (со­стоя­ний). Эта при­над­леж­ность (или “при­об­ре­те­ние прав со­стоя­ния”) мог­ла воз­ни­кать че­рез: по­жа­ло­ва­ние со сто­ро­ны ца­ря, го­су­дар­ст­вен­ную служ­бу, по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния и при­пис­ку че­ло­ве­ка. Пра­ва со­стоя­ния рас­про­стра­ня­лись на же­ну и по­том­ст­во.

Дво­рян­ст­во бы­ло при­ви­ле­ги­ро­ван­ным со­сло­ви­ем и де­ли­лось на по­том­ст­вен­ное и лич­ное. В пер­вой по­ло­ви­не ХIХ ве­ка оно поль­зо­ва­лось те­ми же пра­ва­ми , ко­то­рые по­лу­чи­ло по Жа­ло­ван­ной гра­мо­те Ека­те­ри­ны II в 1785 го­ду. Дво­рян­ст­во, как и пре­ж­де, по­лу­ча­ли от го­су­да­ря или че­рез го­су­дар­ст­вен­ную служ­бу. Од­на­ко стать дво­ря­ни­ном в рас­смат­ри­вае­мый пе­ри­од ста­но­вит­ся все труд­нее, ибо дворянство уже зна­чи­тель­но раз­рос­лось и на­ча­ло стре­мить­ся к обо­соб­лен­но­сти сво­его со­сло­вия.

При­ви­ле­ги­ро­ван­ным со­сло­ви­ем бы­ло ду­хо­вен­ст­во. Оно, так­же как и дво­рян­ст­во, ос­во­бо­ж­да­лось от по­да­тей, те­лес­ных на­ка­за­ний и при­ну­ди­тель­ных ра­бот в слу­чае чрез­вы­чай­ных об­стоя­тельств. Де­ти ду­хо­вен­ст­ва, не став­шие свя­щен­ни­ка­ми, по­лу­ча­ли зва­ние по­том­ст­вен­ных по­чет­ных гра­ж­дан.

Го­род­ские обы­ва­те­ли де­ли­лись на по­чет­ных гра­ж­дан, куп­цов, це­хо­вых, ме­щан и ра­бо­чих лю­дей.

По­чет­ное гра­ж­дан­ст­во бы­ло вве­де­но с це­лью вы­де­ле­ния из об­щей мас­сы го­ро­жан за­ро­ж­даю­щей­ся бур­жуа­зии. По­чет­ные гра­ж­да­не ос­во­бо­ж­да­лись от по­да­тей, те­лес­ных на­ка­за­ний и при­ну­ди­тель­ных ра­бот. Почет­ное гра­ж­дан­ст­во раз­де­ля­лось на по­том­ст­вен­ное и лич­ное. Оно при­сваи­ва­лось по пра­ву ро­ж­де­ния и по хо­да­тай­ст­ву: лич­но­му или од­но­го из ми­ни­ст­ров.

Куп­цы де­ли­лись на две гиль­дии: оп­то­ви­ки - пер­вая гиль­дия; роз­нич­ные тор­гов­цы - вто­рая гиль­дия. Куп­цы при ус­ло­вии уп­ла­ты ими гиль­дий­ских по­шлин поль­зо­ва­лись зна­чи­тель­ны­ми при­ви­ле­гия­ми. Куп­цы пер­вой и вто­рой гиль­дий не под­вер­га­лись те­лес­ным на­ка­за­ни­ям, име­ли пра­во сво­бод­но пе­ре­дви­гать­ся по стра­не и за ру­беж, мог­ли на­гра­ж­дать­ся чи­на­ми и ор­де­на­ми за за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом.

Куп­цы пер­вой гиль­дии до­пол­ни­тель­но име­ли по­чет­ные пра­ва: пра­во при­ез­да к им­пе­ра­тор­ско­му дво­ру, пра­во но­сить гу­берн­ский мун­дир, пра­во по­сле два­дца­ти­лет­не­го пре­бы­ва­ния в пер­вой гиль­дии по­лу­чать зва­ния ком­мерц- и ма­ну­фак­тур-со­вет­ни­ков.

В ка­ж­дом го­ро­де куп­цы бы­ли объ­е­ди­не­ны ку­пе­че­ским об­ще­ст­вом во гла­ве с вы­бор­ным ку­пе­че­ским ста­рос­той.

Це­хо­вые - это лю­ди, за­ни­маю­щие­ся ре­мес­лом и при­пи­сан­ные (а они бы­ли обя­за­ны при­пи­сы­вать­ся) к ка­ко­му-ни­будь це­ху. Все це­хо­вые де­ли­лись на мас­те­ров и под­мас­терь­ев. Мас­те­ром мог стать толь­ко со­вер­шен­но­лет­ний че­ло­век, про­быв­ший под­мас­терь­ем не ме­нее трех лет и до­ка­зав­ший свое мас­тер­ст­во на спе­ци­аль­ном ис­пы­та­нии. Це­хом управ­лял це­хо­вой сход, а над ни­ми стоя­ла ре­мес­лен­ная упра­ва го­ро­да.

Под­мас­те­рья ка­ж­до­го це­ха име­ли свой ор­ган управ­ле­ния - под­мас­тер­скую упра­ву.

Ме­ща­не - это са­мая мас­со­вая ка­те­го­рия го­род­ских жи­те­лей, не поль­зовавшая­ся ни­ка­ки­ми льго­та­ми и пра­ва­ми. Ме­ща­не бы­ли объ­е­ди­не­ны в го­род­ское ме­щан­ское об­ще­ст­во, ко­то­рым ру­ко­во­дил или ме­щан­ский ста­рос­та или ме­щан­ская упра­ва. Они из­би­ра­лись го­ро­жа­на­ми и ут­вер­жда­лись гу­бер­на­то­ра­ми.

Что­бы при­пи­сать­ся к ме­щан­ст­ву (стать ме­ща­на­ми), нуж­но бы­ло по­лу­чить: уволь­ни­тель­ный при­го­вор от сво­его преж­не­го со­сло­вия, со­гла­сие ме­щан­ской упра­вы и ре­ко­мен­да­ции не ме­нее чем шес­ти до­мо­хо­зя­ев это­го го­ро­да. Ме­щан­ст­во пе­ре­да­ва­лось по­том­ст­ву и же­не, а так­же при­ем­ным де­тям.

Ме­щан­ское об­ще­ст­во име­ло пра­во ис­клю­чать из сво­его со­ста­ва, а зна­чит и из ме­щан­ско­го со­стоя­ния, не­угод­ных лю­дей с пе­ре­да­чей их пра­ви­тель­ст­ву, что на де­ле оз­на­ча­ло ссыл­ку че­ло­ве­ка в Си­бирь.

Ра­бо­чие лю­ди за­ко­но­да­тель­ст­вом ха­рак­те­ри­зо­ва­лись как са­мые го­род­ские ни­зы, по­роч­ные и по­доз­ри­тель­ные.

Кре­сть­ян­ст­во бы­ло по­ме­щичь­им и ка­зен­ным. В 1837 го­ду, в рам­ках ре­фор­ми­ро­ва­ния управ­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ны­ми (ка­зен­ны­ми) кре­сть­я­на­ми, бы­ло уч­ре­ж­де­но осо­бое ми­ни­стер­ст­во го­су­дар­ст­вен­ных иму­ществ с сис­те­мой ме­ст­ных ор­га­нов это­го ми­ни­стер­ст­ва, ко­то­рым в свою оче­редь под­чи­ня­лись вновь соз­дан­ные ор­га­ны кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния: в во­лос­ти - во­ло­ст­ной сход и во­ло­ст­ное прав­ле­ние; в се­ле - сход и сель­ский стар­ши­на.

В 1826 го­ду в Рос­сий­ской им­пе­рии в оче­ред­ной де­ся­тый раз во­зоб­но­ви­лись ко­ди­фи­ка­ци­он­ные ра­бо­ты, к ко­то­рым те­перь был при­вле­чен М.М. Спе­ран­ский. Он на­чал со­став­ле­ние Пол­но­го со­б­ра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Бы­ло най­де­но и изу­че­но бо­лее 53 ты­сяч ак­тов, ко­гда- ли­бо при­ни­мав­ших­ся в Рос­сии. К 1 ап­ре­ля 1830 го­да со­ро­ка­ше­сти­том­ное Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов, рас­по­ло­жен­ных в стро­го хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке, бы­ло на­пе­ча­та­но.

За­вер­шив эту ра­бо­ту, М.М. Спе­ран­ский при­сту­пил к со­став­ле­нию Сво­да за­ко­нов, в ко­то­рый вы­би­рал толь­ко дей­ст­вую­щие ак­ты, со­вер­шен­ст­вуя их, не до­пус­кая про­ти­во­ре­чий и по­вто­ре­ний.

На­ра­бот­ки М.М. Спе­ран­ско­го под­вер­га­лись ана­ли­зу в ми­ни­стер­ст­вах и ве­дом­ст­вах с на­прав­ле­ни­ем за­ме­ча­ний не­по­сред­ст­вен­но им­пе­ра­то­ру. От ца­ря за­ме­ча­ния ми­ни­стерств и ве­домств с его лич­ны­ми ре­зо­лю­ция­ми по­сту­па­ли опять в ко­мис­сию М.М. Спе­ран­ско­го. Ре­ви­зия Сво­да про­дол­жа­лась 2 го­да и в 1832 го­ду он был из­дан. 31 ян­ва­ря 1833 го­да пят­на­дца­ти­том­ный Свод за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии был объ­яв­лен дей­ст­вую­щим ис­точ­ни­ком пра­ва с 1 ян­ва­ря 1835 го­да.

Сис­те­ма рус­ско­го вещ­но­го пра­ва ХIХ ве­ка со­стоя­ла из сле­дую­щих ин­сти­ту­тов: 1) вла­де­ние; 2) пра­во соб­ст­вен­но­сти; 3) пра­во на чу­жую вещь; 4) за­ло­го­вое пра­во.

Вла­де­ние де­ли­лось на за­кон­ное и не­за­кон­ное. По­ня­тие “соб­ст­вен­ность”оп­ре­де­ля­лось как “... власть в по­ряд­ке, гра­ж­дан­ски­ми за­ко­на­ми ус­та­нов­лен­ном, ис­клю­чи­тель­но и не­за­ви­си­мо от ли­ца по­сто­рон­не­го вла­деть, поль­зо­вать­ся и рас­по­ря­жать­ся иму­ще­ст­вом веч­но и по­том­ст­вен­но”.

Обя­за­тель­ст­вен­ное пра­во раз­ли­ча­ло обя­за­тель­ст­ва, воз­ни­каю­щие из до­го­во­ров и из при­чи­не­ния вре­да.

До­го­во­рыв со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом долж­ны бы­ли за­клю­чать­ся до­го­ва­ри­ваю­щи­ми­ся сто­ро­на­ми по вза­им­но­му со­гла­сию, при­чем це­ли до­го­во­ров не долж­ны бы­ли на­ру­шать за­ко­ны, про­ти­во­ре­чить бла­го­чи­нию и об­ще­ст­вен­но­му по­ряд­ку. Сред­ст­ва­ми обес­пе­че­ния до­го­во­ров яв­ля­лись: за­да­ток, не­ус­той­ка, по­ру­чи­тель­ст­во, за­лог и за­клад.

Ос­нов­ны­ми ви­да­ми до­го­во­ров за­ко­но­да­тель­ст­вом пре­ду­смат­ри­ва­лись: ме­на, ку­п­ля-про­да­жа, за­про­да­жа (пред­ва­ри­тель­ный до­го­вор о по­сле­дую­щей ку­п­ле-про­да­же), на­ем иму­ще­ст­ва, под­ряд и по­став­ка, за­ем и ссу­да иму­ще­ст­ва, по­кла­жа, то­ва­ри­ще­ст­во (до­го­вор, по ко­то­ро­му ли­ца от­ве­ча­ют за сдел­ки всем сво­им иму­ще­ст­вом или его ча­стью), стра­хо­ва­ние, лич­ный на­ем, до­ве­рен­ность.

Ме­на и про­да­жа не­дви­жи­мых иму­ществ долж­ны бы­ли оформ­лять­ся но­та­ри­аль­ным по­ряд­ком.

Уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во бы­ло ко­ди­фи­ци­ро­ва­но в 1832 го­ду в Сво­де за­ко­нов. Од­на­ко 15 ав­гу­ста 1845 го­да был ут­вер­жден но­вый уго­лов­ный ко­декс - Уло­же­ние о на­ка­за­ни­ях уго­лов­ных и ис­пра­ви­тель­ных. В нем пре­ду­смат­ри­ва­лись две сис­те­мы на­ка­за­ний: 1) для дво­рян, ду­хо­вен­ст­ва и дру­гих со­стоя­ний, ос­во­бо­ж­ден­ных от те­лес­ных на­ка­за­ний; 2) для тех со­сло­вий, к ко­то­рым те­лес­ные на­ка­за­ния при­ме­ня­лись.

В ст.1 Уло­же­ния «... под пре­сту­п­ле­ни­ем или про­ступ­ком при­зна­ет­ся как са­мо про­ти­во­за­кон­ное дея­ние, так и не­ис­пол­не­ние то­го, что под стра­хом на­ка­за­ния за­ко­ном пред­пи­са­но».

За­ко­но­да­тель­ст­во раз­ли­ча­ло умыш­лен­ные и не­умыш­лен­ные пре­сту­п­ле­ния и про­ступ­ки, а так­же умы­сел, при­го­тов­ле­ния к пре­сту­п­ле­нию, по­ку­ше­ние, “со­вер­шив­шее­ся пре­сту­п­ле­ние”.

Все на­ка­за­ния, пре­ду­смот­рен­ные в Уло­же­нии, де­ли­лись на уго­лов­ные и ис­пра­ви­тель­ные, а так­же на глав­ные, до­пол­ни­тель­ные и за­ме­няю­щие. За­ме­няю­щи­ми на­ка­за­ния­ми в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти за­ме­ня­лись глав­ные на­ка­за­ния, а до­пол­ни­тель­ны­ми до­пол­ня­лись глав­ные или за­ме­няю­щие.

Тема 7. Общественно-политический строй и право

Царства Польского, Финляндии, Прибалтики, Украины, Белоруссии, За­кавказья и Сибири, вошедших в со­став России

В конце XVIII — начале XIX в. система управления окраинами России включала множество специфических административно-террито­риальных образований (наместничества, генерал-губернаторства, облас­ти, округа и т.д.), методов регулирования, учреждений и должностных лиц. Различные окраинные регионы империи управлялись особым обра­зом, применительно к местным условиям и традициям.

Польша

В 1815 г. в составе России на территориях, перешедших к ней в результате разделов Польши (между Россией, Австрией и Пруссией), было создано царство Польское, имевшее автономию. Император России являлся королем польским, управлял страной через наместников.

В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства.

С 1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовещатель­ный Сейм. Он созывался в 1820 и 1825 гг.

Исполнительная власть сосредоточивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

Административный совет состоял из министерств: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания — и являлся высшим исполнительным органом, контролируемым наместником.

Сейм состоял из двух палат — сенаторской и посольской. Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, по­сольскую палату («избу») — шляхта и представители общин («глины»). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта.

Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал.

После подавления польского восстания 1830 г. был издан «Органи­ческий статут», отменивший польскую конституцию, а Польша объявля­лась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследствен­ной в русском императорском доме. Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.

Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником императора. Была провозглашена несменяемость судей и учреждено городское самоуправление.

Финляндия

В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1815 г. — часть герцогства Варшавского, в 1812 г. — Бессарабия.

Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а рус­ский император являлся великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала сослов­ному Сейму, а исполнительная (с 1809 г.) — Правительствующему Се­нату из 12 человек, избранных Сеймом.

Великий князь Финляндский (российский император) являлся главой исполнительной власти, утверждал законы, принимаемые Сеймом, на­значал членов высших судебных органов, наблюдал за отправлением правосудия, объявлял амнистии, представлял княжество Финляндское во внешних сношениях.

Сейм созывался каждые пять лет; он состоял из двух палат, представ­ляющих четыре сословия — рыцарство и дворянство, духовенство, горо­жан, крестьян. Решение Сейма считалось принятым, если оно принима­лось тремя сословиями. Принятие или изменение основных законов тре­бовало решения всех четырех сословий.

Сейм имел право законодательной инициативы и право петиций перед императором, он устанавливал новые налоги или решал вопросы о новых источниках государственных доходов. Без согласия Сейма не мог быть принят, изменен или отменен ни один закон.

Сенат состоял из двух главных департаментов — хозяйственного и судебного. Первый ведал гражданским управлением страны, второй яв­лялся высшей судебной инстанцией Финляндии.

Генерал-губернатор был председателем Сената и представителем им­ператора и Великого князя Финляндии, ему подчинялись губернаторы.

Министр статс-секретарь Финляндии являлся официальным посред­ником между высшим местным правительством Финляндии (Сенатом) и императором и великим князем.

В 1816 г. Сенат был переименован в Императорский финляндский. Во главе его находился назначаемый императором генерал-губернатор, сосредоточивший в своих руках всю фактическую исполнительную власть. Местное самоуправление в значительной мере сохраняло черты предыдущего периода, вся система управления отличалась определенной автономией (Финляндия была разделена на восемь губерний).

Прибалтика

В ходе Северной войны (1700—1721 гг.) к России была присоединена большая часть прибалтийских территорий, образовавших Лифляндскую и Эстляндскую губернии. За немецким прибалтийским дворянством и бюргерством сохранялись старинные привилегии, сословное управление и суд, установ­ленные при шведах в XVI—XVII вв.

Во главе губернии стоял назначаемый верховной властью генерал-гу­бернатор, ему помогали советники из местных дворян. Финансовыми делами прибалтийских губерний руководила Камер-коллегия, судебны­ми — Юстиц-коллегия. Апелляционной инстанцией был Сенат.

В местном управлении важную роль играли сословные дворянские органы (ландтаги), избиравшие Дворянский конвент в Лифляндии и Дворянский комитет в Эстляндии, суды, полицию и прокуратуру. Де­ятельность сословных органов направлялась коллегией советников.

В городах органами сословного управления были магистраты и рату­ши, действовали сословные суды (торговые, коммерческие, строительные и т.п.).

В 1744 г. создана Выборгская губерния, в которой также сохранялись сословные органы шведских дворян и бюргеров.

С конца 80-х гг. на прибалтийские губернии распространилось дейст­вие Устава благочиния и Жалованных грамот. Однако унификация сис­темы местного управления проходила с трудом: из общегосударственных учреждений здесь появились только губернатор, губернское правление, прокурор и Казенная палата. Все остальные органы губернии избирались дворянством, сохранялась старая система сословных учреждений.

Украина

В 1654 г. были утверждены Мартовские статьи, определившие взаимоотношения между Украиной и Россией и автономию Украины. В результате разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) к Украине перешла значительная часть земель (Киевщина, Брацлавщина, Подолье, Волынь).

В 1775 г. на Украину было распространено действие Учреждения о губерниях и в том же году ликвидирована Запорожская Сечь.

На основании Мартовских статей 1654 г. вся территория Украины состояла из трех частей: левобережной Украины, разделенной на полки; слободской Украины, разделенной на пять полков; Запорожской Сечи — наиболее автономной части Украины.

Формы военной организации Украины были одновременно ее госу­дарственными формами: полки и сотни стали территориальными админи­стративными единицами.

Все должностные лица трех урядов — генерального, полкового, со­тенного — избирались на общих собраниях: войсковой, полковой, стен­ной радах. Генеральный уряд состоял из гетмана и генеральной старшины. Высшим распорядительным органом была Войсковая и Генеральная рада, позже превратившаяся в Раду генеральной старшины.

В руках гетмана сосредоточивались функции власти и управления: он командовал войском, располагал высшей судебной властью, пересматри­вал решения генерального судьи, из давал универсалы, в которых устанав­ливались общие правовые нормы.

Контроль за деятельностью украинских властей с 1663 г. осуществлял Малороссийский приказ, в 1722 г. превращенный в Малороссийскую коллегию, надзиравшую за судебными и административными органами (гетманом, генеральным судьей и войсковой канцелярией).

В 1734 г. гетманская власть была упразднена, казацкое войско постав­лено под командование русского фельдмаршала, а управление Украиной передано царскому резиденту. Но уже в 1747 г. был издан Указ о восстановлении гетманства на Украине (при Елизавете Петровне), вновь расширилась автономия Украины, в подчинение гетману была передана Запорожская Сечь.

В 1764 г. (при Екатерине II) гетманство вновь упразднено, для управления Украиной создана новая Малороссийская коллегия во главе с президентом, введена должность генерал-губернатора Малой России (коллегия состояла из четырех украинцев и четырех русских, должности президента и прокурора не могли занимать украинцы).

Войсковая и Генеральная рады представляли собой собрание укра­инских властей, верхушку городских жителей из числа шляхты и ка­зачества. Со временем сужалась ранее неограниченная компетенция Войсковой рады: она стала созываться только для избрания гетмана и генерального уряда. В связи с этим Войсковая рада заменилась Радой войсковой старшины, в которой участвовали войсковой старшина и полковники.

Генеральная старшина (высшие чины войска) составляла генераль­ный уряд. В его состав входили: генеральный обозный, ведавший органи­зацией и снабжением войска; два генеральных судьи, генеральный подскарбий, ведавший финансами; генеральный писарь, управлявший дела­ми; генеральный хорунжий; генеральный бунчужный; два генеральных есаула. Хорунжий, бунчужный и есаулы были высшими военными чина­ми. При каждом из генеральных чинов действовали собственные канце­лярии.

Местное управление на Украине совпадало с военным делением. После ликвидации польских органов местного управления (1686) полко­вые власти подчинили себе не только казаков, но и крестьян и мещан (в городах и местечках).

Полк состоял из семи — двадцати сотен. Во главе полка стоял полковник, при нем действовала Рада полковой старшины.

Сотня возглавлялась сотником, сначала избиравшимся, затем — на­значаемым полковником.

Города (наиболее крупные) управлялись магистратами во главе с войтом, состоявшими из бургомистров, радцев и лавников. При маги­стратах состояли чиновники: писарь, комиссар по межевым делам, го­родничий, возные (полицейские чины). Все должностные лица были выборными. Полицейские функции в городах выполняли десятские и сотники.

Источниками права на Украине были нормы второго и третьего ли­товских статутов, магдебургского (городского) права. В 1728 г. принято решение создать комиссию для кодификации украинского права. Комис­сия закончила работу в 1743 г.; подготовленный проект сборника законов «Права, по которым судится малороссийский народ» был представлен на утверждение в Сенат. Проект состоял из трех книг: Литовского статута, Саксонского зерцала, книги «Порядок»), разделялся на 30 глав, 531 ар­тикул и 1716 пунктов. К проекту присоединен перечень должностных воинских и гражданских чинов на Украине.

В 1763 г. были созданы земские градские и подкоморские суды по образцу литовских, действовавшие на основе Литовского статута. В 1783 г. на Малороссию (Украину) распространилось действие Учреж­дений о губерниях 1775 г. с соответствующей системой судов. В 1796 г. (при Павле I) было восстановлено прежнее судоустройство, существо­вавшее до 1783 г.

Белоруссия

Исторически наименование Белоруссии усвояется северной части западнорусских земель. Помимо территории ныне существующего государственного образования Республика Беларусь, исторически белорусскими землями являются ряд территорий входящих в состав других государств - Белостокщина (Польша), Виленщина (Литва), Смоленщина (Российская Федерация), Южное Полесье (Украина). Древнерусские княжества, находившиеся на землях ныне именуемых белорусскими (Полоцкое, Туровское) играли заметную роль в истории Древней Руси. В период феодальной раздробленности возникают княжества Минское, Друцкое, Витебское, Логойское, Заславльское, Виленское и др. (Следует специально объяснить, что город Вильно [по-литовски Vilnius] был основан славянами-кривичами, в XI веке был центром Виленского княжества - феодального удела Полоцкой земли, в правление Гедемина [XIV в.] стал столицей Великого Княжества Литовского.). В XIII в. в Верхнем Понеманье образуется государство, быстро присоединившее к себе соседние балтийские и славянские земли - Великое Княжество Литовское, именуемое в дореволюционной российской историографии Литовско-Русским государством, в литовской историографии Литовско-Белорусским государством, в белорусской националистической историографии Белорусско-Литовским государством. Позднее полное официальное наименование государства - Великое Княжество Литовское, Русское, Жемойтское и других земель. Столица сперва Новогрудок, затем - Вильно.

Закавказье

В 1801 г. к России добровольно присоеди­нилась Грузия; в 1802 г. принято «Учреж­дение об управлении», по которому верховную власть получал главноко­мандующий, являвшийся председателем Верховного грузинского прави­тельства.

Судебные функции (по уголовным и гражданским делам) были воз­ложены на экспедиции правительства в центре, на местах создавались управы земской полиции и уездные суды, которые возглавляли окружные начальники.

В городах управление осуществляли коменданты, полицмейстеры и выборные магистраты.

В начале XIX в. к России присоединилась значительная часть Азер­байджана, в конце 20-х гг. образовалась Армянская область. На этих территориях было установлено комендантское управление и военно-ад­министративный режим. Сохранялась также власть местных феодальных владетельных князей.

В 1844 г. на Кавказе установился режим наместничества. Наместнику Кавказа с его советом и канцелярией подчинялись начальники округов. Во главе губерний стояли губернаторы и губернские правления, там образовывались губернские суды, казенные палаты и палаты государст­венных имуществ.

В 1859 г. канцелярия наместника преобразовалась в Главное управ­ление из пяти департаментов.

Сибирь

В Петровскую эпоху Сибирь представляла одну губернию (Сибирскую), с 1719 по 1763 г. ее территория была разделена на 5 провинций. Общее руководство Сибирью осуществлял Сибирский приказ. К концу XVIII в. здесь орга­низованы 2 губернии (Тобольская и Иркутская).

В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный Устав, подго­товленный М.М. Сперанским, бывшим ее генерал-губернатором. Со­гласно положениям Устава все «инородные» (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским соответственно их сословной принад­лежности (землевладельцы включались в число государственных крес­тьян). Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления: стойбище или улус (не менее 15 семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, воз­главляемые родовой знатью.

Наши рекомендации