Глава 2. правовая культура

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура - это обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.[10] Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов.

Различают два уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура общества.

- Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, личное поведение его в соответствии с требованиями норм права (правомерное поведение).

- Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами. Правовая культура гуманизирует личность, ее поведение, оптимизирует систему правовой охраны и защиты ее прав, упреждает недоверие или озлобленность между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Она выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель и охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правовая культура в полной мере может быть понята лишь в общем контексте социального прогресса. Подлинная правовая культура безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории и без перспективного значения ее функционирования в настоящем. Без того и другого теряется смысл существования данного института.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовую культуру личности и общества исследователи вполне обоснованно часто рассматривают как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний, без которого невозможно представить современное правовое государство. Например, профессор А.Б. Венгеров считает, что правовая культура - "более высокая и емкая форма правосознания"[11].

Таким образом, правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Итак, можно сделать вывод, что в отличие от правосознания и профессионального сознания, правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную.

- Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

- Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

- Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне – от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

-Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Таким образом, следует отметить многофункциональность правовой культуры

И в тоже время, сделать вывод о том, что не все ее функции реализуются на практике. Например, познавательно-преобразовательная функция – в части согласования общественных, групповых и личных интересов, когда в настоящее время отмечается явное столкновение интересов различных социальных групп. 2.3. ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Необходимыми элементами правовой культуры являются: правосознание, право, правовые отношения, юридическая наука и др.

Правовая культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность. Это прежде всего, уважительное отношение к праву, проявляющееся в правомерном поведении.

В литературе отмечается комплекс факторов, из которых складывается правовая культура. К ним, в частности, относятся:

- культура правового мышления (знание норм права, умение пользоваться правовыми знаниями и применять их на практике);

- культура правового сознания (понимание природы общественно-правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений);

- культура правового поведения (осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами).

В зависимости от степени распространенности можно рассматривать правовую культуру как:

- правовую культуру общества – это обусловленное социальными, духовными, политическими, экономическими особенностями, качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений, а также степенью гарантированности государством и обществом прав и свобод человека и гражданина.

- правовую субкультуру – это такая разновидность правовой культуры, которая характерна для конкретной устойчивой социальной группы, отличающейся своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры.

В современной отечественной юридической литературе проблема формирования правовой культуры России, как правило, рассматривается через призму христианства. Поэтому вполне естественно прозвучало выступление кандидата богословия, старшего преподавателя РГСУ отца Дмитрия Бондаренко на тему "Православие как духовная основа правовой культуры России". В своей речи он подметил: «Правовая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры, базируется на ее началах. Это своеобразный критерий развития культуры и менталитета народа. Уровень правовой культуры свидетельствует о государстве и обществе, определяет правовое самосознание гражданина.[12]

Важную роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие, что и понятно, поскольку православие является государственной и культурообразующей религией России. Христианские ценности были восприняты русским народом и отражены в русском праве».

Любое европейское, в том числе и российское, право содержит основные христианские принципы, определяющие взаимоотношения людей: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Большее влияние православия на формирование и развитие правовой культуры России находим в естественном праве. Связано это с тем, что правовые ценности, нормы и стандарты правового поведения усваиваются человеком на протяжении всей жизни. А в России большинство граждан на протяжении всей истории нашего государства определяло себя как исповедующих православие.

"Даже в самом раннем возрасте, - отмечает исследователь А.Р. Ратинов, - человек с молоком матери впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходит интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сферы сознания".[13]

В свете этого влияние православия с его учением о добре и зле, системой гражданских, правовых, семейных и иных ценностей, влияние православия как традиционной религии России на формирование правовой культуры трудно переоценить.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции л государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный труд деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Меняются содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной (и прежде всего в развитых государствах) является его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их смысле, ценности и функциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных

интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп,

соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в

том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют

предписания правовых норм и законов, другие – так или иначе (умышленно

или неумышленно) – допускают отступление от них. Иными словами, у

людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к

юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым

действиям и т. д.)

Таким образом, можно сделать следующие выводы по рассмотренным вопросам:

- правосознание и правовая культура как общественные институты являются довольно подвижными явлениями вследствие того, что на протяжении каждого временного периода на них воздействует ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые;

- правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

- правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права, так как правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерой человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств;

- правовая культура как неотъемлимая часть современной культуры общества порождает обилие самых противоречивых толкований и интерпретаций, Указанная ситуация обусловлена, в первую очередь, уровнем правосознания в обществе – это же и порождает правовой нигилизм в обществе, т. е. отрицание права, законов и правовых форм организации общественных отношений. Отрицательный момент вышеизложенного в том, что правовой нигилизм считается дефектом правового сознания;

- анализ научных материалов и наша повседневная жизнь ясно свидетельствуют о том, что правовая культура современного россиянина остается на невысоком уровне. При этом очевидно, что в то время, когда правосознание граждан и элиты оперирует противоположными категориями, построение правового государства практически невозможно.

По итогам работы, можно сделать следующие предложения:

- прежде всего, необходимо упорядочить нормативно-правовое регулирование в части ясности и взаимной непротиворечивости норм, а также адекватности существующим общественным отношениям – об этом свидетельствуют и данные судебной практики, например, согласно Определению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. № 41-О05-39СП «нарушение требований ст. 345 УПК РФ повлекло отмену приговора»[14]

- учитывать в процессе принятия правовых норм каждой отрасли права структурные элементы правового сознания и правовой культуры, н-р, ценностные ориентации, правовую психологию и т.д.;

- повысить уровень правовой культуры способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность;

- представляется, что совместные усилия государства и церкви способны повысить правовую культуру общества, так как взаимодействие различных социальных норм и правовой культуры общества особенно ярко проявляется в настоящее время.

В итоге, можно согласиться со словами Венгерова А.Б. о том, что «особенностиисторического развития российского менталитета показывает бесконечное метание между противоположными полюсами, взаимоисключающими крайностями, устремления то к истокам нашего прошлого, то к новым, нередко суррогатным рецептам нашей современности, преклонение то перед высокой духовностью, то перед абсолютным цинизмом и «бездуховностью».[15]

Наши рекомендации