Формирование социалистического права (1917—1919)

Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавшего его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действо­вать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществля­лось самими судебными органами, высшими органами власти (Съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосо­знания» в качестве источника права, основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах граж­данского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В ко­дексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним, отменялся принцип общнос­ти имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как об­щественная обязанность родителей, а не их частное дело. Провозгла­шался принцип разделения имущества родителей и детей, запреща­лось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социально-эко­номической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.).

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР. Он был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщал все предшествующее советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям труда Нарко­мата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования {выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обес­печения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплош­ной национализацией производства и централизацией управления и финансирования, КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от шестнадцати до пятидесяти восьми лет.

Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированные имущества, ценные бумаги (акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и ему подобное предельно сократили товарооборот. Система «главкизма» исключала товарно-денежные отношения между предприятиями. Монополия внешней торговли исключила из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частные ка­питалы. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отноше­ния, на правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулиро­ванием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и иска­жены.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе
целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и принципом целесооб­разности, будут решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса. о-

Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не расшифровывались в кодексе. Недостаточное внимание к трактовке субъективной стороны преступления приводило к усилению принципа объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияла социальная принадлежность преступника («принадлежащий к имущему классу» или «неимущий») и социальная направленность деяния («в интересах угнетающего класса»). К смягчаю­щим обстоятельствам относились: принадлежность к «неимущим классам», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Практика судебного правотворчества получила в Руководящих началах поддержку в виде принципа аналогии: при отсутствии кон­кретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить «аналогичную» норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным нормой. Свобода толкования в перспективе вела к произволу.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: вну­шение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лише­ние политических прав, объявление «врагом народа», принудитель­ные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел. В период «военного коммунизма» многие из этих мер применялись в административном и внесудебном порядке (органами ВЧК). Такая мера, как объявление вне закона, применялась как к отдельным ! лицам, так и целым организациям (в ноябре 1917 г. партия конститу­ционных демократов была объявлена «партией врагов народа»). Свободный выбор наказаний предоставлялся ревтрибуналам поста­новлением Наркомюста в июне 1918 г.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледе­лию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном распоряжении соответ­ствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества посовместной обработке земли. Все формы единоличного землеполь­зования рассматриваются как отживающие. Целью становится со­здание единого производственного хозяйства и постепенное обоб­ществление землепользования.

Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права про­исходила на основе складывающейся судебной практики и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постанов­ления ВЦИК). Прежде всего законодатель стремился решить наи­более важные и актуальные (социальные, политические, экономи­ческие) проблемы. Однако в процессе законотворчества формиро­валась единая система права, нуждавшаяся в конституционной ос­нове.

Конституция РСФСР 1918 г.

Декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней полити­ки, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституци­онного строительства (октябрь 1917 г.).

Второй этап начинается с принятием на III съезде Советов рабо­чих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) — документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Этот документ носил декларативный, программный характер.

Неизбежным был заключительный этап конституционного стро­ительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон Республики. III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разра­ботать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередно­го Всероссийского съезда Советов.

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждению подвергались следующие воп­росы:

а) о федеративном устройстве государства. Левые эсеры предла­гали ввести административно-территориальный принцип государст­венного устройства, рассматривая при этом национально-государст­венное разделение как анахронизм и «буржуазный пережиток». Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самыеширокие права по самоопределению и управлению своей терри­торией;

б) о системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций;

в) о Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и его слиянии с Всероссийским Централъным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераз­дельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК;

г) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.

Все предложения оппозиции были отвергнуты созданной в июне
1918 г. специальной комиссией во главе с В.И. Лениным. В проект
были внесены соответствующие поправки, в качестве составной части в него вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо­го народа, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены существенные изменения в избирательное право.

10 июля 1918 г. на V съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в большевистский по составу. После столкновений между большевиками и левыми эсерами, происшедшими в ряде мест России, делегаты последних стали отзываться из местных и центральных представительных орга­нов, а руководство партии подверглось аресту накануне V съезда Советов.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо­го народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Консти­туция Советской власти в центре и на местах; IV, Активное и пассив­ное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государст­венности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. За­конодательно закреплялись первые экономические преобразова­ния: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство РСФСР носило федеративный ха­рактер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких националь­ных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссий­ский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формиро­вал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состо­явший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народ­ные комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уезд­ные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнитель­ные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сель­ские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следую­щим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, осуществляли общее руко­водство внешней, внутренней и экономической политикой, устанав­ливались общегосударственные налоги и повинности, основы орга­низации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, фор­мировали общегосударственное законодательство.

Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Наши рекомендации