Культура кубани начала xx в.
Бытовая культура основной массы населения Кубани в начале XX в. не претерпела существенных изменений. По прежнему казаки строили «хаты» или дома в традициях мест выхода, огораживая их со стороны улиц и смежных владений. Дома покрывались соломой, камышом, реже - в зажиточных хозяйствах - железом или черепицей. Вне зависимости от материала постройки - дерево, турлучные дома - дом обязательно обмазывался глиной и белился. Внутренне помещение традиционно разделялось на «малу» и «ве-лику хату» - на кухню и жилую половину соответственно. В жилом помещении можно было встретить лавку, кровать, сундук или «горку» - шкаф для посуды. В быту казаки были неприхотливы, однако все чаще стали появляться предметы фабричного производства: тарелки и чашки, столовые приборы, фабричная одежда, обувь.
Определенные изменения произошли в городской архитектуре, основными чертами которой в конце XIX - начале XX вв. было: переплетение различных стилевых направлений, отсутствие жестких канонов, привнесение местных традиций (широкое применение литых деталей фасадов домов, ко-вань). В связи с увеличением плотности застройки в городах появляются районы «парадной» и «рядовой» архитектуры, появляются многоэтажные дома. Господствующим стилем в архитектуре Кубани был эклектизм, модерн, «неорусский» стиль. Широко использовались ризалиты, пилястры, карнизы и арочные окна, богатый декор. Наиболее известными архитекторами Кубани были И.К. Мальгерб, А.П. Косякин, В.А. Филиппов. Существенные изменения произошли в жизни горожан. Широко в быт жителей городов Кубани вошли трамвай, автомобиль, велосипед, кинематограф. Характерной приметой времени стали выставки. Первая животноводческая выставка состоялась на Кубани еще в 1866 г. В начале XX в. проводились сельскохозяйственная и сельскохозяйственно-промышленная выставки, выставка, посвященная народам и культуре Кубани, птицеводству.
Традиционно казачьи власти много внимания уделяли образованию и просвещению. Однако по уровню образования Кубанская область стояла на 42 месте среди 89 губерний и областей Российской империи. По данным переписи 1897 г. на сто жителей Кубанской области приходилось 16 грамотных, в Черноморской губернии - 31. Следует отметить, что образование носило сословный характер, поэтому численность образованных людей среди иногороднего населения и адыгов была особенно низкой. Горцы, как правило, обучались в мусульманских школах - медресе, где религиозное образование велось на арабском языке. Церковно-приходские школы для адыгов популярностью не пользовались, так как обучение не велось на родном языке.
Образование на Кубани было доступно представителям привилегированных сословий - дворянства, купцов и городской аристократии, казачества. Основным типом учебных заведений были начальные училища Министерства народного просвещения, где обучались письму и чтению, четырем арифметическим действиям, Закону Божьему. К 1916 г. система обучения включала трех-, четырех-, пяти-, шестигодичные высшие начальные училища» активно открывавшиеся после 1912 г. Только в Екатеринодаре в 1909 г. обучение •елось в шести женских, 18 мужских начальных школах.
Среднеспециальные учебные заведения действовали в Екатеринодаре, Новороссийске, Ейске, Майкопе, Темрюке, станицах Лабинской, Славянской и Усть-Лабинской. Мариинское женское училище (1862 г.). в 1902 г. было преобразовано в Мариинский женский институт. Были открыты и готовили специалистов для сельского хозяйства Кубанская войсковая сельскохозяйственная школа в Екатеринодаре, школа садоводства в ст-це Вознесенской, Варваринское училище плодоводства, виноградарства и виноделия. В Екатеринодаре, Ейске, Майкопе, Новороссийске, Темрюке, Брюховецкой действовали ремесленные и технические училища; В Екатеринодаре и Тихорецкой -коммерческие. Специалистов по здравоохранению выпускала Екатеринодар-ская военно-фельдшерская школа.
Серьезной проблемой для системы образования в крае был кадровый •опрос. В 1913 г. из 3 757 учителей только 47 имели высшее образование. Заметный вклад в развитие образования и подготовку педагогических кадров внесла учительская семинария в ст-це Ладожской, основанная в 1871 г. и до начала XX в. бывшая единственным педагогическим учебным заведением на Северном Кавказе. Попытки создания высшего учебного заведения не увенчались успехом. Однако в целом уровень развития образования был низким. Для сравнения: в 1917 году в Кубанской области было 10 тыс. служителей церкви, а учителей - 4 тыс. По данным 1915 г. в области обучалась только одна треть детей школьного возраста. В Адыгее действовали только 12 школ, в которых было 682 учащихся. Преподавание велось на русском языке. Об условиях приобщения к культуре можно судить по отчету бжегокаевского старшины: «никаких школ в Бжегокаевском обществе нет», «библиотек и читален нет», «никаких газет, журналов и книг не выписывается». Горские просветители предпринимали попытки создания адыгского алфавита, но успехом они не увенчались. Л.Я. Люлье и П. Услар создали грамматику адыгского языка, адыго-русский словарь. Однако запрет на распространение национальных языков привел к тому, что работы П. Услара, У. Берсея, Л.Г. Лопатинского, П. Тамбиева по составлению адыгского алфавита не были реализованы.
Вопросы народного образования пользовались пристальным вниманием Кубанского краевого правительства. 5 марта 1917 г. в Екатеринодаре был учрежден Союз учителей, проводивший работу по ликвидации безграмотности. При Кубанском краевом правительстве в ноябре 1917 г. было образовано «Ведомство народного просвещения». Были организованы курсы в городских читальнях, училищах, библиотеках. Открывались новые школы, в том числе и горские.
В краткий период с марта по июнь 1918 г. советская власть попыталась сделать доступным образование для всех слоев населения. Однако с июля 1918 г. Кубанское краевое правительство ввело сословный принцип организации образования, поставив иногороднее население в неравноправное положение. По данным на декабрь 1918 г. из детей школьного возраста среди казаков обучались 75,2%, иногородних - 30%, горцев - 15%.
Значительную роль в культуре и просвещении Кубани играли музеи. Первый музей был открыт усилиями И.Д. Попко в 1864 г. в ст-це Ключевской. Стараниями Е.Д. Фелицина в 1879 г. в Екатеринодаре был создан Кубанский областной статистический комитет, при котором открылся музей. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением и получил название Этнографический и естественно-исторический музей кубанского казачьего войска. В среднем в год музей посещало 5 тыс. человек. В городах Ейске, Майкопе, Армавире создавались частные и общественные коллекции исторических и документальных материалов, на основе которых возникли исто-рико-краеведческие музеи. В июне 1917 г. в Новороссийске был создан музей истории и природы Черноморского побережья.
В 1900-е гг. в Екатеринодаре были открыты такие учреждения культуры, как городская библиотека имени А.С. Пушкина (1900 г.), первая художественная школа (1900 г.), художественный музей (1904 г.), Зимний театр (1909 г.). Эти учреждения культуры сыграли положительную роль в просвещении и культурном воспитании народа.
Значительный вклад в развитие русской культуры внесли писатели, в их числе ВТ. Короленко. Он несколько раз (последний приезд относится к 1915 г.) посещал Джанхот, где жил его брат. Отдыхая в этом уединенном месте, писатель создал такие рассказы, как «Ушел», «Без языка», «Братья Мендель». Тут же он редактирует «Историю моего современника».
Уже в начале XX столетия на Кубани начинает формироваться пролетарская литература. А.С. Серафимович посещал Черноморское побережье в 1892, 1913 гг. О поездке по приморскому шоссе писал: «Путешествие чудесное. Горы, леса, солнце, море, великолепные аллеи, полные прохлады и звенящих цикад, - сказка!» Писателя связывала с Кубанью и дружба, возникшая в 80-е годы XIX в. с участниками революционного движения - екатеринодар-цами С.И. Хлебниковым и Г. К. Демяником, с которыми он переписывался. Один из основоположников русского символизма - В. Я. Брюсов в январе 1904 года побывал в Армавире.
Демократическое направление в литературной жизни и публицистике представлено в основном кратковременными изданиями - литературными сборниками «Вокруг жизни» и «Перед зарею» (изданы в 1912 и 1914 гг.), журналами «Школа и жизнь», «Степь широкая», «Северокавказский приказчик» (первый легальный большевистский журнал на Кубани, издан в 1907 году). С ноября 1915 г. выходил легально большевистский журнал «Прику-банские степи» под редакцией литератора-рабочего М.К. Седина. В журнале печатались М.С. Ольминский, А.С. Серафимович и другие известные пролетарские публицисты и писатели.
Кубань по праву считалась в годы революций и Гражданской войны культурной столицей Юга России. Еще в 1911 и 1912 гг. выдающийся композитор А,Н. Скрябин давал в Екатеринодаре концерты. Его музыку местная газета называла «вихрем, ошеломляющим душу». С.В. Рахманинов в 1913 г. дал концерт в Екатеринодаре, составленный из лучших своих произведений. Печать отмечала, что присутствующие на концерте «с истинным наслаждением» Слушали «этого редкого музыканта». В 1910 г. екатеринодарцы аплодировали Ф.И. Шаляпину. Получил в это время всемирную известность уроженец станицы Отрадной певец В.П. Дамаев. Совместное выступление Дамаева и Шаляпина в Париже в 1910 г. в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» называли триумфом русской вокальной школы.
Интенсивно развивалась наука Кубани. Передовые русские ученые изучали богатства края, осваивали его земли. Значительный вклад в развитие археологии внес Н.И. Веселовский, изучением истории Кубани занимались ЕД Фелицын, Ф.А. Щербина, П.П. Короленко, Б.М. Городецкий. Известны фольклористы П. Кириллов, Д. Шахов, Ф. Арканников.
На каменистых почвах Черноморского побережья возделывались виноградники, слава которых перешагнула рубежи страны. Признанный некогда одним из лучших краснодарский чай был выращен в ауле Солох, в районе Дагомыса бывшим батраком И.А. Кошманом. В Екатеринодаре жил сын великого химика, одаренный конструктор и изобретатель В.Д. Менделеев. Ему принадлежит идея гусеничной бронированной машины, проект подводной лодки, первый проект строительства плотины через Керченский пролив. Вел геологическую разведку на Кубани И.П. Губкин (в будущем крупнейший советский ученый) и сделал заключение о больших запасах нефти, а также ценных минеральных вод в недрах края.
Культурное развитие Кубани в 1918-1920 гг. представляло собой насыщенный, сложный и противоречивый процесс. Революционные события и гражданская война привели к массовому притоку на Кубань представителей творческой интеллигенции России. Вместе с Добровольческой армией в Ека-теринодаре оказались бывшие гимназисты и офицеры, писатели и худодни-ки, литераторы и музыканты.