Проблема выбора каналов коммуникаций
Принятие решения о выборе каналов коммуникаций является важной частью любой управленческой деятельности. Если коммуникации— своего рода стержень, пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений — это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернатив. Принятие решения при выборе форм каналов коммуникаций должно быть рациональным.
Индивид при принятии решения должен руководствоваться правилами: если выбирать устную форму передачи информации, то она предпочтительнее, когда послания являются новыми, двусмысленными, сложными, персональными. Также он должен помнить, что при устной форме больше вероятность возникновения конфликта из-за неточности изложения информации, о непонимании в силу различных барьеров (разное восприятие, неумение слушать и т.п.). Письменную форму необходимо выбирать при обезличенных, рутинных и длительных сообщениях (с большими подробностями). При выборе канала нужно учитывать все достоинства и недостатки различных форм передачи информации, выбрав тот или иной канал, нужно проанализировать и учесть все последствия после принятия такого решения.
Нужно выбирать те каналы передачи информации, которые больше всего подходят для принятия этого решения.
38. Понятие «наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению» (НАОС) и «переговорное пространство»
Очень часто возникает ситуация, когда вы беспокоитесь по поводу сделки, что вам не удается достигнуть соглашения с партнером, а в это дело вложено много труда. Здесь существует опасность того, что вы будете готовы быстро приспособиться к взглядам другой стороны, чтобы быстрее завершить дело. Все это может закончиться сделкой, от которой необходимо было бы отказаться. Участники переговоров, чтобы защитить себя, предусматривают самый плохой вариант, на который они могут пойти. Когда предел установлен, то уже легче сопротивляться при переговорах нажиму и соблазну. Установление предела может защитить вас от принятия невыгодного предложения. Отрицательной стороной этого является то, что предел может помешать воображению и принятию разумного соглашения.
Существует другая мера в отношении соглашений, способная обеспечить защиту от принятия нежелательной договоренности и одновременно предотвратить отказ от той, на которую можно было бы пойти. НАОС — наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению. НАОС — это не только наилучшая мера, она имеет такое преимущество, как гибкость, что способствует творческому подходу к обдумыванию решения. Необходимо сравнивать сделанное вам предложение со своей наилучшей альтернативой в совокупности. Сложность обычно заключается в том, что альтернативы, которые НАОС рассматривает в случае неудачи заключения соглашения, кажутся ему более привлекательными. Но нельзя сразу получить всю совокупность рассматриваемых вариантов. Самая большая опасность заключается в том, что НАОС склонен к принятию договоренности.
Чтобы избежать опасностей, необходимо построить проверочную цепочку. Если в ходе переговоров одна сторона сомневается в привлекательности предлагаемого соглашения, для нее необходимо определить еще одно соглашение, далекое от совершенства, но лучшее, чем НАОС. Нужно сделать перерыв и трезво оценить сложившуюся ситуацию. Проверочная цепочка дает запас или резерв для принятия соглашения, т.е. пространство для маневра.
Необходимо извлечь как можно больше пользы из НАОС. Сильную позицию переговоров определяют не богатство, политические связи, физическая сила и другое, а то, насколько для каждой из сторон привлекателен вариант правил этих переговоров.
Необходимо усиленно разрабатывать варианты, предусматривающие, как можно поступить, если соглашение не будет достигнуто, что значительно увеличивает имеющиеся возможности. Хорошие альтернативы нужно разрабатывать самому.
При создании НАОС необходимо выполнять следующие операции:
1) продумать план действий в случае отрицательного исхода переговоров, когда соглашение не достигнуто;
2) выбрать несколько реальных идей и разработать план их реализации;
3) выбрать из этих идей пробный вариант, наиболее лучший.
Рассказать или нет о своей НАОС другой стороне, необходимо решать в зависимости от хода рассуждений другой стороны. Если НАОС привлекательна, то стоит поставить в известность другую сторону. В противном случае раскрыть ее —значит ослабить свою позицию.
Другая сторона также разрабатывает НАОС. И предприятию необходимо оценивать свои действия относительно нее.
Переговорное пространство определяется территорией, на которой происходят переговоры. Это могут быть отдельная комната, целый город, уровень страны, а также международный уровень.