Общая характеристика судебной системы украины

Судебная система Украины— совокупность всех вза­имодействующих между собой судебных учреждений Ук­раины.

Судебная система Украины

Таблица 6

 
  общая характеристика судебной системы украины - student2.ru

общая характеристика судебной системы украины - student2.ru

Конституционный Суд Украины



общая характеристика судебной системы украины - student2.ru Каждое из звеньев судебной системы представляет со­бой совокупность судов одинаковой компетенции. Суд— орган государственной власти, который рассматривает гражданские, уголовные и иные дела на основании дей­ствующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмотрен­ных Конституцией и законами Украины, не допускается.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юс­тиции Украины, согласованному с Председателем Верхов­ного Суда Украины и председателями высших специали­зированных судов.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Особый правовой статус судей определяется Консти­туцией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. внесе­ны существенные изменения.

Судьи— должностные лица судебной власти, наделен­ные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в Консти­туционном Суде и судах общей юрисдикции.

К кандидатам на должность судьи предъявляются сле­дующие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей ме­стных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области права. Для судей местных и апелляционных судов — не менее 3 лет; для судей высших специализированных су­дов — не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на

должности судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10 лет;

4) проживание вУкраине в течение определенного срока. Для судей Конституционного Суда — в течение после­дних 20 лет; для всех остальных — не менее 10 лет;

5) владение государственным, языком.

Судья должен быть беспристрастен и независим от ка­кого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограни­чения. Судья не вправе:

1) состоять в политической партии или профсоюзе;

2) участвовать в какой-либо политической деятельнос­ти (предвыборная агитация, митинги и т.д.);

3) иметь представительский мандат (например, быть депутатом местного совета);

4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должно­сти;

5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме науч­ной, преподавательской и творческой.

С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к чис­лу которых относятся:

1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или аресто­ван до вынесения судом обвинительного приговора;

2) ответственность за неуважение к суду или судье;

3) обеспечение личной безопасности судей и членов их семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посяга­тельство на его жизнь караются как преступления;

4) несменяемость судей. Судьи занимают должность бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда исудей, впервые назначенных на должность.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Эк­замены проводят квалификационные комиссии судей су­дов общей юрисдикции и Высшая квалификационная ко­миссия судей Украины. Представление о назначении су­дей на должность вносит Высший совет юстиции.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Ук­раины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.

общая характеристика судебной системы украины - student2.ru 7.5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Все государственные органы, органы местного самоуп­равления и их должностные лица, граждане Украины, ино­странные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной за­конности в Украине является Конституционный Суд Ук­раины.

Порядок формирования, функционирования и компе­тенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Кон­ституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).

КонституционныйСуд Украины— единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматри­вает конкретных уголовных или гражданских дел, не яв­ляется апелляционной, кассационной или надзорной ин­станцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопро­сы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Формирование состава Конституционного Суда отличается от формирования иных судебных органов. Кон­ституционный Суд Украины состоит из 18 судей Консти­туционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по б судей Конституци­онного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционно­го Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тайного голосования избирают Председателя Кон­ституционного Суда (только на один трехгодичный срок).

ПолномочияКонституционного Суда Украины:

1) решение вопросов о соответствии Конституции Ук­раины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Укра­ины; актов Кабинета Министров Украины; правовых ак­тов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины;

3) дача заключения о соответствии Конституции Укра­ины действующих международных договоров Украины или

общая характеристика судебной системы украины - student2.ru тех международных договоров, которые вносятся в Вер­ховную Раду Украины для ратификации;

4) дача заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смеще­нии Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:

1) по вопросу о конституционности нормативно-право­
вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов
Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной
Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Ав­
тономной Республики Крым;

2) по вопросам соответствия Конституции Украины
международных договоров — Президент и Кабинет Мини­
стров Украины;

3) по вопросу о конституционности процедуры импич­мента — Верховная Рада Украины;

4) по вопросу об официальном толковании Конститу­ции и законов Украины — неограниченный круг субъек­тов, в том числе — граждане Украины, иностранные граж­дане и подданные, лица без гражданства, юридические лица.

Конституционный Суд Украины постановляет реше­ния,которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.

Законы и иные правовые акты по решению Конституци­онного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответ­ствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рас­смотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, иные правовые акты или их отдельные поло­жения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины ре­шения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юриди­ческим лицам актами и действиями, признанными некон­ституционными, возмещается государством в установлен­ном законом порядке.

Наши рекомендации