Общая характеристика судебной системы украины
Судебная система Украины— совокупность всех взаимодействующих между собой судебных учреждений Украины.
Судебная система Украины
Таблица 6
Конституционный Суд Украины
Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Суд— орган государственной власти, который рассматривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными нормами.
Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный суд Украины.
Систему судов общей юрисдикции составляют:
1) местные суды;
2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;
3) Кассационный суд Украины;
4) высшие специализированные суды;
5) Верховный Суд Украины.
Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмотренных Конституцией и законами Украины, не допускается.
Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины и председателями высших специализированных судов.
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Особый правовой статус судей определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. внесены существенные изменения.
Судьи— должностные лица судебной власти, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в Конституционном Суде и судах общей юрисдикции.
К кандидатам на должность судьи предъявляются следующие требования:
1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;
2) высшее юридическое образование;
3) наличие определенного стажа работы в области права. Для судей местных и апелляционных судов — не менее 3 лет; для судей высших специализированных судов — не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на
должности судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10 лет;
4) проживание вУкраине в течение определенного срока. Для судей Конституционного Суда — в течение последних 20 лет; для всех остальных — не менее 10 лет;
5) владение государственным, языком.
Судья должен быть беспристрастен и независим от какого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограничения. Судья не вправе:
1) состоять в политической партии или профсоюзе;
2) участвовать в какой-либо политической деятельности (предвыборная агитация, митинги и т.д.);
3) иметь представительский мандат (например, быть депутатом местного совета);
4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должности;
5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к числу которых относятся:
1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или арестован до вынесения судом обвинительного приговора;
2) ответственность за неуважение к суду или судье;
3) обеспечение личной безопасности судей и членов их семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посягательство на его жизнь караются как преступления;
4) несменяемость судей. Судьи занимают должность бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда исудей, впервые назначенных на должность.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Экзамены проводят квалификационные комиссии судей судов общей юрисдикции и Высшая квалификационная комиссия судей Украины. Представление о назначении судей на должность вносит Высший совет юстиции.
Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.
7.5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
Все государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной законности в Украине является Конституционный Суд Украины.
Порядок формирования, функционирования и компетенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).
КонституционныйСуд Украины— единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматривает конкретных уголовных или гражданских дел, не является апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
Формирование состава Конституционного Суда отличается от формирования иных судебных органов. Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по б судей Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционного Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тайного голосования избирают Председателя Конституционного Суда (только на один трехгодичный срок).
ПолномочияКонституционного Суда Украины:
1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Украины; актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины;
3) дача заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или
тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для ратификации;
4) дача заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:
1) по вопросу о конституционности нормативно-право
вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов
Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной
Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Ав
тономной Республики Крым;
2) по вопросам соответствия Конституции Украины
международных договоров — Президент и Кабинет Мини
стров Украины;
3) по вопросу о конституционности процедуры импичмента — Верховная Рада Украины;
4) по вопросу об официальном толковании Конституции и законов Украины — неограниченный круг субъектов, в том числе — граждане Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, юридические лица.
Конституционный Суд Украины постановляет решения,которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.
Законы и иные правовые акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу.
Законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.