C. Инструментализация обычного права и права женщин
Представители силовых ведомств часто ссылаются на чеченское традиционное право (адат) и используют его для своих нужд. В Чечне все еще силен институт кровной мести, в ходе двух войн возникло много новых случаев кровной вражды. «Если бы в Чечне не было кровной мести, преступлений было бы гораздо больше. Люди здесь боятся не тюрьмы, не закона, а мести», — сказал руководитель патриотического движения «Ахмад»[190]. Сотрудники силовых структур объявляют родственникам боевиков или их сторонникам кровную месть за своих сослуживцев. «Если он пособник, если он вез в машине преступника и не сообщил властям, он еще более опасный преступник […] Если родственники [сторонника] не выдадут его нам, это будет мой ч1ир [кровная месть], […] и они станут моими врагами», — сказал Рамзан[191].
Это противоречит адату, согласно которому мстить могут только прямые мужские родственники жертвы. Кровная вражда чаще всего распространяется непосредственно на человека, совершившего убийство, и редко — на его прямых мужских родственников. Сослуживцы вообще не имеют права объявлять кровную месть, особенно если этого не сделала родня. Семьи жертв насильственных исчезновений и внесудебных казней не могут открыто объявить кровную месть, и в таких случаях порой мстители совершают теракты[192]. Более того, адат разрешает откладывать месть на долгий срок. Многие семьи провели собственное расследование, но ждут с возмездием, пока не изменится политическая ситуация.
Несмотря на одобрение кровной мести и заявления, что он сам отомстил за смерть отца, Рамзан активно добивается примирения сторон конфликтов, и в 2010 году он создал комиссию по примирению[193].Год спустя он упразднил ее, потому что после урегулирования 451 дела «в республике не осталось ни одного конфликта на почве кровной мести»[194]. Примирения часто показывали по телевидению, и ряд семей, по имеющейся информации, принудили помириться.Кризисной группе стало известно об одном случае, когда две семьи заставили публично примириться, но как только комиссия уехала, старейшина пострадавшей стороны заявил главе семьи своих кровников, что примирение было вынужденное, поэтому кровная вражда продолжается. По сообщениям, тот признал, что это их право[195].
Усилия Рамзана по насаждению традиций и нравственности больше касаются женщин, чем мужчин. Он называет женщин собственностью мужа, чья главная роль — рожать детей[196]. Сторонник многоженства, он говорит: «Если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину […] У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой»[197]. Несмотря на то, что он запретил браки с несовершеннолетними и похищения невест, недавний скандал с участием 46-летнего (по некоторым сообщениям, 57-летнего) руководителя отдела полиции Ножай-Юртовского РОВД показывает, что многие семьи не могут противостоять давлению со стороны могущественных силовиков или просто людей с большими связями, которые хотят взять во вторые жены их несовершеннолетних дочерей[198].
По чеченским традициям, после развода малолетние дети остаются с отцом; нередко матерям даже запрещают их навещать. В отличие от советских времен, чеченские суды очень неохотно принимают сторону матери, которая хочет, чтобы дети жили с ней. Такие отклонения от российских правовых стандартов лишают Москву поддержки тех чеченцев, которые хотели бы более современных отношений в обществе и законов.
В последние годы участились случаи так называемые убийства чести, совершаемые не только ближайшими родственниками, но и двоюродными братьями и дядьями, которые служат в полиции или администрации. Правоохранительные органы крайне неохотно реагируют на такие преступления и часто одобряют их. Об убитых в 2008 году женщинах Рамзан сказал, что они были «аморальными», и добавил: «Если женщина гуляет, если мужчина гуляет с ней, то их обоих убивают»[199]. Как упоминалось выше, федеральный чиновник, глава следственного управления Следственного комитета России по Чечне Сергей Бобров получал угрозы и был смещен с должности в 2013 году, когда начал расследование убийств трех женщин, в причастности к которым подозревались сотрудники Шалинского ОМВД[200].