Апреля) 1877 г.
Билет № 26
- Особенности внутренней политики в период правления Александра III.
Россия в годы царствования Александра III.
Внутренняя политика Александра III (1881 — 1894) былa последовательной. Б ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец — Александр II. Наставления К. П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика.
Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Аба-зу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке.
Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов. По существу, это была ликвидация временнообязанного состояния (выполнение указа затянулось до 1917 г.). Выкупные платежи были снижены на 1 рубль (средний выкуп равнялся 7 рублям), в 1883—1886 гг. — поэтапно отменена подушная подать. Проблему крестьянского малоземелья пытались решить организацией переселения крестьян (1889), учреждением Крестьянского банка для кредитования покупки земли, облегчением аренды государственных земель. В 1893 г. царь подписал закон, разрешавший проводить переделы земли между общинниками не чаще, чем каждые 12 лет, а семейные разделы осуществлять только с согласия сельского схода. Продавать надел или отдавать его в залог запрещалось. Этот закон наиболее ярко характеризует политику Александра III в крестьянском вопросе, ее покровительственный, патриархальный характер. В общине царь видел единственный гарант стабильности на селе, своеобразный щит, предохраняющий крестьянина от утраты надела, от беспросветной нищеты, от превращения в лишенного средств существования пролетария. Крестьянская политика 80—90-х гг., с одной стороны, опекала крестьянство, защищала его от новых экономических реалий, но с другой — поощряла пассивных и безынициативных, слабо помогала активным и энергичным.
Политика в рабочем вопросе. Законами 1882— 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.
Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях. Губернатор и градоначальник могли сажать в тюрьму подозрительных лиц на срок до трех месяцев, запрещать любые собрания и др. Во всех крупных городах были созданы «отделения по охране порядка» с функциями политического сыска и обширной агентурой.
Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания. Министр просвещения И. Д. Делянов прославился разработкой нового университетского устава, лишавшего университеты автономии (1884), и публикацией циркуляра о «кухаркиных детях», запретившего принимать в гимназию детей мелких лавочников, кучеров, лакеев, поваров.
Контрреформы. 1889—1892 гг. Закон 1889г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян.
Закон 1890 г. фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор.
Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы.
В 80-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 60—70-е гг.
Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II.
Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.
- Политические и экономические реформы 90-х гг.XX в.: мероприятия и результаты.
Россия в 1992—1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанав^ ливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения — в 10—15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо поддерживает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.
21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло происшедшее как трагедию.
12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.
На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила КПРФ Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от происшедших в октябре событий. Россия в 1994—1996гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. — прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе — от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994—1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994г. Договора об общественном согласии.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.
Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом— Россия» — партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.
Россия в 1996—2000 гг Летом 1996г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым победил Б. Н. Ельцин."Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин — С. В. Кириенко — Е. М. Примаков — С. В. Степашин — В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента — с другой, имели в эти годы конфликтный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество — вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.
Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первы^ шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полно мочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000 —2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной симвотаке РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важш пшим достижениям следует отнести стабнлизащч социально-экономической С1Пации в России.
- Дайте характеристику деятельности политического лидера современной России
( по выбору)
Билет № 27
1. Особенности общественного движения II половины XIX века: основные
направления, теории и организации.
1) Переходный характер экономики и социальной структуры 60-80-х гг. толкал различные общественные силы России на поиск оптимального пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.
2) Сохранение сельской общины, самодержавия, крупного помещичьего землевладения, с одной стороны, обостряло противоречия процесса модернизации, а с другой - давало основание для утверждений об особом историческом пути России.
3) Форсированное развитие капитализма, которое стимулировалось государством, усиливало его негативные стороны, приводило многих к мысли об искусственности капитализма в России, к отрицанию необходимости перехода к буржуазным отношениям, порождало идею некапиталистического развития.
4) Обнищание части крестьянства в условиях рыночных отношений переживалось радикальной интеллигенцией как народное бедствие, вызывало стремление спасти крестьянство от ужасов капитализма, создавало условие для распространения социалистических идей.
5) Непоследовательность внутриполитического курса правительства Александра 11, отход от политики либеральных реформ, высокая цена ускоренной модернизации страны, основное бремя которой ложилось на народные плечи, усиливало оппозиционные и даже радикальные настроения в русском обществе.
6) Определенное влияние оказывали теории, проникавшие в страну с Запада. В частности, некоторое распространение получили идеи социализма, в том числе в форме бланкизма и др.
7) Некоторые особенности сознания и поведения русской интеллигенции, а также социальные условия пореформенной России способствовали ее превращению в главного участника общественного движения.
- Жажда свободы, без которой невозможно развитие личности, реализация профессиональных качеств и творческого потенциала интеллигенции, приводили ее к конфронтации с авторитарным режимом.
- Народолюбие, стремление возвратить долг народу, который своими страданиями и трудом позволил интеллигенции сформироваться, вкусить плоды науки.
-. Вера в свое особое историческое предназначение (мессианизм русской интеллигенции), в способность указать народу и стране путь к спасению, жертвенность, стремление к уравнительной справедливости и другие качества интеллигенции, свидетельствующие о том, что несмотря на свой атеизм, она сохраняла многие черты религиозного сознания.
- Идеализм русской интеллигенции, ее вера в силу идеи, особое отношение к духовной жизни, просветительство.
- Характер и уровень развития общественного сознания широких слоев населения, общинного крестьянства, наемных рабочих, мелких городских собственников, средних и крупных предпринимателей, не позволяли одним из этих социальных групп выйти за рамки стихийных и локальных выступлений, другим - подняться до участия в политическом процессе
2. Особенности политической жизни современной России(2000-
2011 гг.)
Социально-экономическая политика России в начале 2000-х годов базировалась на принципе децентрализации. Передача полномочий с федерального уровня на региональный позволяла более рационально решать социальные проблемы с учетом специфики регионов. В то же время финансовые поступления в региональные бюджеты не покрывали значительную часть необходимых расходов в социальной сфере, т.к. шоковая терапия привела к остановке большей части предприятий, и приоритет отдавался наполнению в первую очередь федерального бюджета.
После кризиса 1998 г. правительство России уделяло повышенное внимание социальной сфере, в результате чего реальная зарплата работников и пенсионное обеспечение повысились в 2,5 раза, в 2 раза снизился уровень безработицы. Для улучшения демографической ситуации было принято решение о выплате 250 тыс. руб. на рождение второго и последующих детей. Медицинские учреждения начали обеспечиваться современным диагностическим и медицинским оборудованием. Начала внедряться программа обеспечения жильем молодых семей, создавались условия для ипотечного кредитования.
Началась реформа образования с учетом международных стандартов и требований инновационного развития современной экономики, базирующегося на внедрении высоких технологий и фундаментальных научных исследований. Разработаны мероприятия, позволяющие стимулировать молодых ученых, активно занимающихся научной деятельностью.
Основным итогом периода между окончанием кризиса 1998 г. и началом глобального кризиса 2008 г. было достижение стабильности в социально-экономической сфере, что позволяло с оптимизмом смотреть в будущее. Но в стране большая часть населения продолжала оставаться в статусе малоимущих граждан, что требовало дальнейшего внимания государства к социальной сфере.
Государственную политику в социально-экономической сфере в РФ осуществляют федеральные, региональные и муниципальные органы власти.
На федеральном уровне вопросами социальной защиты населения занимаются Министерство здравоохранения и социального развития с Департаментом организации социальной защиты, Департаментом по делам инвалидов и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, координационными и совещательными органами.
Минздрав курирует деятельность внебюджетных фондов, источником финансирования которых являются страховые взносы: Пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Подведомственны Минздраву и такие специфические учреждения, как Геронтологический центр, детский дом слепоглухих, протезно-ортопедические предприятия.
В субъектах федерации действуют соответствующие федеральным региональные органы власти, занимающиеся вопросами социальной защиты: министерства и главные управления социальной защиты, департаменты социального развития. Муниципальные органы самоуправления оказывают дополнительную социальную помощь и поддержку малоимущих граждан в пределах собственных финансовых возможностей.
После преодоления кризиса 2008-2009 г.г. государственные органы предпринимают новые шаги по усилению социальной защиты населения. На 2010-2013 г.г. разработан бюджет Фонда социального страхования, позволяющий улучшить обеспечение инвалидов путевками для курортно-санаторного оздоровления, техническими средствами передвижения и реабилитации. На эти цели выделяется почти 1,5 трлн. руб. на 3 года, с примерно равномерным распределением по планируемым годам.
Наиболее эффективно проводится эта работа в тех регионах, которые согласились получать субвенции из федерального бюджета и на региональном уровне осуществлять полномочия по обеспечению инвалидов и ветеранов.
Решение о проведении в г. Сочи зимней Олимпиады в 2014 г. способствует развитию не только профессионального, но и массового спорта, т.к. при подготовке к Олимпиаде строится значительное количество современных спортивных сооружений, катков, лыжных трас, спортивно-оздоровительных комплексов, а также реконструируются существующие спортивные объекты.
Учитывая уровень инфляции, ежегодно увеличивается размер материнского капитала. В 2007 г. он составлял 250 тыс. руб., в 2008 г. – 276,25 тыс. руб., в 2009 г. – 312,162 тыс. руб., в 2010 г. – 343,278 тыс. руб., в 2011 г. – 365,7 тыс. руб. Выдачу материнского капитала планируется производить до 2016 г. включительно. Законодатели упростили процедуру получения материнского капитала и четко определили сферу его использования: улучшение жилищных условий, образование ребенка и формирование накопительной доли пенсии матери.
Преодоление кризиса привело к росту ипотечного кредитования. В 2010 г. выдано ипотечных кредитов на сумму 370 млрд. руб., а в 2011 г. прогнозируется возрастание ипотечного кредитования до 600 млрд. руб., при этом уровень рублевых кредитов увеличивается, а долларовых – сокращается. Общий объем кредитов на жилищное строительство составил в 1-ом полугодии 2011 г. почти 1,4 трлн. руб.
Преодолеваются последствия глобального кризиса в сфере занятости. Количество официально зарегистрированных в службах занятости безработных сократилось до 1,4 млн. чел. и продолжает сокращаться быстрыми темпами. За 2 недели июля 2011 г. количество безработных сократилось на 0,8%. Но следует отметить, что существует большое количество безработных, не зарегистрированных в службе занятости.
Одним из основных факторов, характеризующих социально положение населения России, является уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения. При прожиточном минимуме, который в 1 квартале 2011 г. составил 6473 руб. средний размер пенсии в июне месяце составил 8252 руб., при этом номинальная пенсия повышена почти на 9%, но реальная ее величина сократилась на 0,6%. Такой же разрыв наблюдается в реальной и номинальной величине доходов и среднемесячной заработной платы. Номинальные доходы на душу населения возросли почти на 10%, а реальные – на 0,7%. При росте номинальной зарплаты на 14%, реальная зарплата увеличилась только на 4,2%.
Условия развития современной экономики приводят к необходимости вклада субъектами экономики значительных инвестиций в человеческий капитал. Такие предприятия, как Газпром и другие крупнейшие компании России, ежегодно направляют значительные средства на образование, развитие науки, проведение культурных и спортивных мероприятий, строительство и реконструкцию спортивных и культурных объектов. Участие предприятий в качественно новой подготовке работников значительно сокращает расходы федерального и региональных бюджетов на социальные нужды, дает возможность перераспределить освободившиеся ресурсы на решение накопившихся социальных проблем.
3. Перечислите основные сражения русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Основные понятия: Балканский кризис; национально-освободительная борьба; справедливые и несправедливые войны; Берлинский конгресс.
Основные даты: 12 апреля 1877г. – объявление Россией войны Турции;
28 ноября 1877г. – взятие русскими войсками Плевны;
19 февраля (3 марта) 1878г. – подписание Сан-Стефанского мирного договора России с Турцией;
июнь–июль 1878 г. – Берлинский конгресс, заключение Берлинского трактата.
Персоналии: М.Д. Скобелев; И.В. Гурко.
Весной 1875 г. В Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.
Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших.
Летом 1876 г. Войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г.Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.
Россия не была готова к войне. Военные реформы еще не были завершены. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.
- Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.)
12 апреля 1877 г. Россия первая объявила войну Турции. Какие цели она преследовала? Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? (Со стороны каких государств война носила справедливый характер? Кто вел несправедливую войну? Со стороны каких государств война носила национально-освободительный характер?) В процессе обсуждения этих вопросов необходимо сформировать представления о справедливом и несправедливом характере войны, а также о национально-освободительном движении.
апреля) 1877 г. – Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией.
Война была популярна среди российского общества. Стратегические важные пункты театра военных действий (учитель показывает на карте): Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианоролю, т.е. в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.