Политико-административное и территориальное устройство Украины в первой половине XIX в.
В первой половине XIX в. царское правительство предпринимало дальнейшие шаги в области политико-административного управления Украиной с целью подчинения его общероссийским нормам. Это было связано как с расширением территории империи, так и с подавлением польского восстания 1830 г.
В 1796 г. Павел I вместо трех малороссийских наместничеств учредил Малороссийскую губернию, но в 1801 г. ее разделили на две губернии — Полтавскую и Черниговскую, которые с 1802 г. были преобразованы в Малороссийское генерал-губернаторство55.
На Правобережной Украине Киевская губерния входила с 1801 г. в одно генерал-губернаторство с Минской губернией. Кроме того, существовали Подольская и Волынская губернии, которые с 1802 г. вошли в состав Киевского генерал-губернаторства56.
На юге Украины в это же время образуются три губернии — Екатеринославская, Таврическая и Николаевская (с 1803 г. — Херсонская). В 1803 г. в Одессе, Херсоне, Керчи и Феодосии появляются специальные градоначальства, в чьем подчинении находились местные органы управления, полиция, суды, таможня, гражданские и военные учреждения. Градоначальники подчинялись царю и Министерству внутренних дел. Институт градоначальников был ликвидирован в 1874 г.57
После освобождения русскими войсками Бессарабии из-под ига Турции и включения ее в состав России (с 1828 г.) было образовано Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство, куда вошли Екатеринославская, Таврическая, Херсонская губернии и Бессарабская область58.
В 1835 г. Слободско-Украинскую губернию переименовали в Харьковскую. К этому времени на Украине насчитывалось 9 губерний. Каждая подчинялась центральному государственному аппарату Российской империи и управлялась по "Учреждению о губерниях" 1775 г. Центральное управление Украиной осуществляли царь, Сенат, Комитет министров, Министерство внутренних дел и отраслевые министерства, которые имели свои органы в системе местного управления Украины, а также III Отделение канцелярии императора (с 1826 г.), где сосредоточивалось высшее полицейское и жандармское управление.
Высшими чинами управления на местах были генерал-губернаторы, причем их кандидатуры, в том числе в губернаторы, представлялись Сенатом и утверждались царем. Генерал-губернатор осуществлял всю полноту власти на подведомственной территории (административную, полицейскую, судебную) и командовал местными войсками. Полномочия "правителей" по "Учреждению о губерниях" 1775 г. расширялись дополнительными правительственными распоряжениями: указом 1831 г., наказом 1837 г., инструкцией 1858 г. Это было связано с тем, что с образованием министерств организационные принципы и формы губернского управления несколько изменились. С этих пор губернские органы управления превратились в органы отраслевого (министерского) управления на местах. Губернаторы стали выполнять распоряжения Министерства внутренних дел, что расширяло их компетенцию59. В подчинении генерал-губернатора находились органы с исполнительными функциями: губернское правление, комиссии, присутствия, комитеты, управы, губернская канцелярия, полиция, органы суда=60. При губернском правлении существовал орган прокурорского губернского надзора. Губернский прокурор осуществлял надзор за соблюдением законности: прохождение дел в учреждениях, охрана порядка, надзор за судопроизводством, за рабочими и тюремными домами и т. д. Прокурору помогали два стряпчих, которые назначались и смещались, как и прокурор, Сенатом по представлению министра юстиции. В своей деятельности прокурор зависел от губернатора, чьи распоряжения он выполнял и перед кем постоянно отчитывался61. Вице-губернатор являлся помощником губернатора, в его ведении находилось губернское правление, кроме вице-губернатора генерал-губернатору помогали советники62. От энергичности и заинтересованности высшего начальства зависели порядок, благоустройство городов, состояние образования, развитие промышленности в губернии и многое другое. Так, один из первых генерал-губернаторов Малороссийского генерал-губернаторства, князь А.Б. Куракин, открыл в малороссийских городах больницы, родильные приюты и богадельни, ввел прививки от оспы, открыл аптеки, устроил смирительные и рабочие дома, начал обустройство городов, открыл гимназии в Полтаве и Чернигове, в Чернигове же — техническое училище, а в Кременчуге — училищную фабрику для евреев, чтобы они по его окончании сами устраивали суконные фабрики на субсидии от казны=63. Нетрудно видеть, что А.Б. Куракин в своей деятельности ориентировался на административное и общественно-благотворительное устройство в губерниях Великороссии.
Представители высшей власти на местах могли совмещать одновременно несколько административных должностей. Так, первый градоначальник Одессы герцог Арманд Ришелье являлся херсонским военным губернатором (1803—1815 гг.), а второй — граф А.Ф. Ланжерон — также был херсонским военным губернатором и к тому же управляющим по гражданской части в Херсонской, Екатеринославской и Таврической губерниях (1815—1822 гг.). В 1826—1828 гг. одесским градоначальником был граф Ф.П. Пален, на которого возлагалось также, по случаю отъезда за границу графа М.С. Воронцова, "управление Новороссийскими губерниями и Бессарабской областью"64. Очевидно, это было продиктовано стремлением правительства опереться на более узкий круг высших чиновников, уже положительно зарекомендовавших себя на государственной службе.
С обнародованием Жалованной грамоты дворянству в 1785 г. украинская шляхта (старшина), которой, как уже упоминалось, были предоставлены права российских дворян, получила корпоративное устройство. Каждые три года на уездных и губернских собраниях они выбирали своих предводителей, наделенных правом через губернатора делать представления правительству по вопросам, интересующим местную шляхту.Тем самым можно было оказывать прямое влияние на деятельность местной администрации и ее представителей.
В губернские предводители дворянства выбирались наиболее влиятельные и богатые землевладельцы из уездных предводителей. Так, полтавским губернским предводителем дворянства в 1812—1818 гг. был известный сановник Д.П. Трощинский, который наряду с этой должностью занимал высшие государственные посты (член Госсовета, министр уделов (с 1812 г.), министр юстиции (с 1814 г.). В 1820—1823 гг. полтавским предводителем был В.В. Капнист, литератор, автор комедии "Ябеда", который выполнял обязанности надзирателя Киевского шелковичного завода (из ведомства императорского кабинета), служил в императору ской театральной дирекции и был директором училищ Полтавской губернии65. Таким образом, сочетая общественные и государственные должности, крупные помещики, пользуясь своей близостью к императорскому окружению, оказывали существенное влияние и на губернские власти.
Административно-исполнительная власть в уездах осуществлялась исправниками, подчинявшимися губернатору. По "Положению о земской полиции" 1837 г. уезды были разделены на станы во главе с полицейскими приставами, которые назначались губернскими правлениями. Низший местный аппарат исполнительной власти составляли десятские, сотские, пятисотские и тысячные, выбираемые на определенный срок удельными и государственными крестьянами. Земский исправник выбирался дворянством, ему подчинялись становые приставы. В городах полицейское управление было поручено городничим, им помогали 2 пристава и 2 ратмана. Полиция в своей деятельности руководствовалась "Уставом благочиния" 1782 г., который пополнялся отдельными узаконениями и при общей кодификации российских законов составил основу "Устава предупреждения и пресечения преступлений". Последний законодательный акт дополнялся в 1842, 1857 и 1876 гг. и действовал в течениеXIX в.66
В Волынской губернии полицейская система имела еще и дополнительный орган в лице ключ-войтов, которые избирались дворянскими собраниями поветов (по 6—8 человек от каждого повета). Эти чины помогали нижнему земскому суду бороться с бродяжничеством, проверяли документы, собирали сведения о ремесленных цехах и выполняли мелкие поручения земского исправника67.
С 1827 г. в России появляется новый административно-исполнительный орган — жандармерия (политическая полиция). Корпус жандармов подчинялся начальнику III Отделения канцелярии императора графу Бенкендорфу. На территории России было образовано 5 жандармских округов, разделенных на 26 отделений. Губернии Украины входили в состав третьего и четвертого жандармских округов со своими отделениями.Во главе округов стояли генералы жандармского корпуса, а отделения возглавляли штаб-офицеры, назначаемые императором. В обязанности жандармов входило: следить за "состоянием умов", пресекать образование политических организаций, подавлять выступления крестьян против помещиков и властей, следить за поведением неблагонадежных лиц и т. д.68
Сословные выборные учреждения городов — городские думы, магистраты и ратуши также принимали участие в административном управлении, однако из-за "опеки" губернаторов были лишены самостоятельности. Как мы уже писали выше, лишь в городах с магдебургским правом эти органы осуществляли административное и хозяйственное управление. Так, в 1802 г. Киеву было возвращено магдебургское право, утраченное городом в 1785 г. Однако Киевский магистрат не мог без согласования с губернатором распоряжаться городскими доходами и заниматься раскладкой налогов. Раздачу земель под застройки "прибрали" себе полицейские власти. К тому же должностные лица Киевского магистрата занимались хищениями городских средств и взяточничеством, что вызывало недовольство горожан. Воспользовавшись этим, правительство в 1834 г. ликвидировало в Киеве, а также во всех городах Правобережной Украины магдебургское право69. В городах и местечках Украины существовало ремесленное устройство, которое правительство стремилось регламентировать. Для этого оно в 1850 г. разработало специальный список ремесленных цехов для Украины. Цеховые ремесленники делились на вечно-цеховые и временно-цеховые, имели свою систему управления, подчиненную городским магистратам и ратушам.Все ремесленники города или местечка образовывали ремесленный сход, где выбирали на трехлетний срок ремесленную управу в составе старшины и двух его помощников70.
Для управления украинскими казаками параллельно с нижними палатами при генерал-губернаторе в Черниговской и Полтавской губерниях функционировала Центральная хозяйственная контора (с 1834 по 1885 г.), которая была местным органом Министерства финансов. Председатель конторы подчинялся царю, а его члены — министру финансов. В 1885 г. этот орган преобразуется в хозяйственные отделения при Черниговской и Полтавской губерниях, которые стали подчиняться военному министерству71. Казаки Левобережной Украины с 1812г. платили по 3 рубля в год подушного оклада, 1 рубль — за право винокурения и 6 рублей так называемых оброчных, то есть всего 10 рублей в год с каждой души. В 1824 г. казаков по окладным податям приравняли к государственным крестьянам72, а с 1838 г. им запретили переход в другие сословия.
В связи с польским восстанием 1830—1831 гг. Николай I создал Комитет по делам Западных губерний во главе с председателем Госсовета и Комитета министров В.П. Кочубеем. Новый орган должен был приравнять Западные губернии (Киевскую, Волынскую, Подольскую, Минскую, Виленскую и Гродненскую) "во всех отношениях внутренним малороссийским губерниям и внести в них порядки губерний великорусских"73. Комитет просуществовал до 1848 г., и его разработки, в частности проект по общественному и судопроизводственному преобразованиям, были внесены на рассмотрение Госсовета, но вследствие принятия для Западного края указа от 1840 г. о введении там судопроизводства по русским образцам, не были приняты74. Однако некоторые рекомендации Комитета, например о введении русского языка в школьном деле и в судопроизводстве, были реализованы в 1832 г., очем последовало официальное правительственное распоряжение. В октябре 1831 г. перед этим указом Николая I в Западных губерниях были ликвидированы все польские суды. Вместо "маршалов" вводились "предводители", вместо "поветов" — "уезды", вместо "департаментов Генерального суда" — "палаты гражданские и уголовные" и т. д.75
Наряду с административными, общественными и судебными преобразованиями на Правобережной Украине царское правительство заботилось и о преобразованиях церковных дел. В 1839 г. было обращено в православие 130 тыс. униатов, в 1840 г. отстроено до 2800 православных церквей76, а в конце 40-х гг. осуществлено воссоединение униатской и православной церквей. Среди военных преобразований на Украине в первой половине XIX в. заслуживает быть отмеченной одна особенность рекрутской повинности: с 1797 г. рекруты из левобережных казаков и войсковых обывателей служили лишь 15 лет, а из остальных сословий — 25 лет. При Александре I на Украине были расквартированы Первая и Вторая армии численностью 60 тыс. человек. Войска содержались за счет населения. Летом 1812 г. на Левобережной Украине сформировано 17 конных казачьих полков, а на Правобережной — 4 полка. Эти соединения, состоявшие из добровольцев разных сословий — крестьян, горожан, войсковых обывателей, — влились в армию юне-рала Тормасова. С 1817 г. на юге Украины (Слободско-Украин-ская, Херсонская и Екатеринославская губернии) было размещено 20 кавалерийских полков по режиму военного поселения. Из трех батальонов полка военных поселенцев один "садился на землю". Ему выдавался полный сельскохозяйственный инвентарь, а каждый так называемый "хозяин-поселянин" получал надел земли, который должен был обработать, занимаясь одновременно и военной подготовкой. Батальон "хозяев-поселян" обязан был кормить своим трудом два других батальона — "постояльцев", расквартированных с ними в одних домах.
"Хозяев-поселян" набирали из казенных крестьян, чьи дети с 6 лет обучались военному делу, в 12 лет их отбирали у родителей и переводили в разряд "кантонистов". В поселениях господствовала палочная дисциплина — солдат секли за малейшую провинность, вся жизнь поселенцев-солдат жестко регламентировалась, был расписан каждый час суток. Их детей с 18 лет записывали также на военную службу. После польского восстания на Киевщи-не и в Подолии в поместьях беглых повстанцев были организованы 5 военных округов и 2 участка войсковых поселений, а несколько десятков тысяч крестьян обращают в войсковых поселенцев. Начальство в поселениях нередко издевалось над солдатами — их морили голодом, муштрой, непосильными работами, что приводило к бунтам и неповиновению (к примеру, Чугуевский бунт 1819 г.). В 1857 г. войсковые поселения упраздняются77. В 40-х гг. XIX в. на Левобережной, Правобережной и Слободской Украине, как и в России, была проведена "реформа Киселева", которая ставила целью усилить государственное регулирование и управление государственными крестьянами, а также слить хозяйственное и поли-цеское управления в одну систему государственных органов во главе с министром госимуществ. Экономическая сущность этой реформы заключалась в замене подушного государственного налога поземельно-промысловым налогом. Это нововведение коснулось и государственных крестьян Правобережной Украины. Губернский орган этой системы — палата госимущества находилась в Киеве с 1839 г.
В 1845—1847 гг. в пределах Киевского генерал-губернаторства были введены инвентарные правила, которые зафиксировали размеры земельных наделов и повинностей помещичьих крестьян. Они также узаконили барщину и тем самым законсервировали феодальные отношения. Важной административной мерой стало введение на Украине в 1843 г. паспортной системы и как следствие этого — некоторое ограничение власти помещика над крестьянами. С этого времени уже не сам помещик, а администрация (уезда или губернии) занималась розысками беглых крестьян. Из-под власти помещиков изъяли также суд над крестьянами, который отныне совершался в государственных судах78. В том же 1843 г. был принят указ о черте оседлости для евреев — им запрещалось жить в селах Украины, в местах военных поселений, в г. Киеве с предместьями и в 60 верстах от него79.
На Левобережной Украине российская судебная система была введена в 1783 г.80 сообразно указу от 1775 г. "Об образовании губерний и учреждении в них присутственных мест". В пределах каждой губернии суды подразделялись на 3 инстанции: 1. Уездный суд, магистрат или ратуша, нижняя расправа. 2. Верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. 3. Палаты гражданского и уголовного суда для всей губернии.
Уездный суд состоял из 3 человек (судья и 2 заседателя), которые избирались дворянами уезда и утверждались губернатором. Дворянская опека при этом суде учреждалась из предводителя дворянства, судьи и заседателей, она занималась вопросами опеки над имениями малолетних и душевнобольных.
Верхний земский суд состоял из департаментов, в каждом из которых были председатель, назначаемый по представлению Сената, и 5 заседателей из выбранных дворян губернии. В городские магистраты входили 2 бургомистра и 4 ратмана, избранные купцами и мещанами города. При магистрате утверждался сиротский суд из городского головы и старосты, двух членов магистрата и двух заседателей. В задачу сиротского суда входила опека имущества малолетних сирот купцов, мещан и разночинцев города. Словесный суд при магистрате рассматривал мелкие дела по коммерции (вексельные и долговые споры), о разделе имущества среди родственников и т. д.
Губернские магистраты комплектовались по департаментам под началом председателя, назначенного Сенатом, а 3 заседателя избирались купцами и мещанами губернского города.
В нижнюю расправу входили расправный судья, назначаемый губернским правлением, и 8 заседателей. Верхняя расправа также комплектовалась по департаментам под началом председателя — от Сената — и 5 заседателей из крестьян.
На Украине создавались также должности губернского прокурора, прокурора при верхнем земском суде, при губернском магистрате, при верхней расправе, а также должности губернских стряпчих при сословных судах второй инстанции, а в каждом уезде — должности уездных стряпчих.
В 1796 г. Павел I восстановил польскую систему судопроизводства на Украине. Снова были воссозданы земские, поветовые, подкоморные суды, а также главные суды. Нижние и верхние расправы, губернские магистраты, гражданские и уголовные палаты были ликвидированы. Упразднялись также должности прокуроров, кроме должности губернского прокурора. В Волынской губернии был образован Надворный суд. Польская практика судопроизводства просуществовала на Левобережной (в Полтавской и Черниговской губерниях) и Правобережной (после ее присоединения в 1793 г.) Украине до 1832 г.81 На Южной Украине и в Украинско-Слободской (Харьковской) губернии с момента их образования функционировала русская судебная система. Польская судебная система характеризовалась сословностью судов, параллелизмом и многообразием судебных органов, партикуляризмом права. Существовали земские, поветовые, главные, подкоморные, городские (старостинские) сеймиковые, пограничные, ярмарочные суды, а также трибуналы. В городах с магдебургским правом действовали суд рады и суд войта с лавниками. Самым распространенным судом был земский, который состоял из судьи, подсудка и писаря, избранных на поветовых сеймиках и пожизненно утвержденных королем, а в системе Российского государства — императором. Суд рассматривал гражданские и уголовные дела шляхтичей между собой или шляхтичей с лицами других сословий и выполнял также нотариальные функции. Его заседания проводились 3 раза в год по 6 недель и назывались "роками судебными мирскими".
По уголовным делам первой инстанции был городской суд (старостинский), рассматривавший дела не только шляхты, но и других сословий. Из гражданских дел здесь разбирались только иски помещиков о возвращении беглых крестьян.
Подкоморный суд состоял из судьи и четырех кандидатов, избираемых шляхтой. Суд занимался гражданскими делами о земельных спорах, о разделе помещичьих имений и установлении их границ.
В городах, получивших полное магдебургское право, учреждались суды лавников (из лавников и войта) дли разбора уголовных и гражданских дел мещан. Войт и лавники избирались общиной города и подчинялись городской раде. Последняя обладала не только административными, но и судебными функциями, утверждала гражданские иски и рассматривала некоторые уголовные дела. В городах с неполным магдебургским правом судебная и административная власть находилась в руках городского магистрата, суд которого состоял из бурмистра радцев и лавников. В отдельных городах кроме магистратского суда существовали суды национальных юрисдикции (армянской, греческой).
Основным источником судебного права на Украине до 1832 г. являлся Литовский статут, его нормы судопроизводства стояли выше норм статутового права Польши и магдебургского права. Главной судебной инстанцией в Западном крае был генеральный суд, полномочия которого приравнивались к Палатам уголовных и гражданских дел великорусских губерний82. Однако после перехода с 1832 г. Западного края на российскую систему судопроизводства там еще действовали некоторые польские судебные правила. Так, вплоть до второй половины XIX в. существовали "заставные договоры", то есть отдача имения кредитору впредь до выплаты долга, и эксдивизорские суды, в состав которых входили кредиторы для раздела имений несостоятельных должников. Это "заставное" право, подразумевавшее договор, по которому должник отдавал свое имение в пользование другому лицу до уплаты ему долга, было заменено официальной продажей имений по российским законам=83.
Действовавшие на Украине с 1832 г. суды состояли из дворян, проходивших военную службу. Отставной прапорщик был кандидатом в члены уездного суда, а отставной полковник — кандидатом в члены судебной палаты. Члены судов (уездных и магистратских) не имели никаких знаний в вопросах судопроизводства, в частности теории улик и доказательств, поэтому действительный суд и расправа находились в руках судебных исполнителей. Процессуальные законы, по которым велось судопроизводство, уже давно устарели (нормы Соборного Уложения 1649 г., 3-я часть Устава Воинского 1716 г.: "Краткое изложение процессов или судебных тяжб" и указ "О форме суда" Петра I). Исполнение судебных решений по гражданским делам находилось в компетенции не суда, а полиции. Суды исполняли и административные функции, например, уездный суд занимался опекунскими делами дворян, совершал нотариальные действия, выдавал ярлыки на провоз вина и вводил помещиков во владение имениями.
Процессуальный порядок судебного делопроизводства отличался сложностью. Существовал один общий, четыре главных и 16 особенных порядков рассмотрения дел множеством судебных инстанций. Сначала дело поступало в уездный суд, затем в губернскую гражданскую палату, потом в департамент Сената, а оттуда — в общее собрание Сената. Некоторые дела из Сената направлялись в Госсовет, и, если решение им отменялось, все снова начиналось с первой инстанции — уездного суда.
Уголовное судопроизводство было основано на инквизиционном процессе, по которому обвинение подсудимого производилось по теории улик и достоверных доказательств. Инициатива возбуждения уголовного дела находилась в руках государства. Следователь не только расследовал дела, но и обладал правом решения его по существу=84.
Система судопроизводства на Украине отвечала интересам правящего класса — дворянства, то есть была сословной, закрытой и целиком зависела от царской администрации (губернатора).
Говоря о политике царского правительства в области административного устройства Украины в первой половине XIX в., можно утверждать, что она была направлена на ликвидацию остатков украинской автономии и польских порядков. Стремясь максимально централизовать систему местного управления на Украине и сблизить ее с общероссийской, правительство предоставляет большие полномочия генерал-губернаторам и гражданским губернаторам.