Административно-территориальное устройство государства
Функции государства.
В политологии выделяют две группы функций государства - внешние и внутренние функции. Внешние функции государства: 1) оборона; 2) внешняя политика (дипломатия); 3) защита внешнеторговых отношений.
Внутренние функции государства: 1) нормативная (создание внутреннего законодательства, правовых норм, регулирующих общественные отношения); 2) правоохранительная (охрана прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, соблюдения законности, воздействие на нарушителей установленных норм, восстановление нарушенного состояния - обеспечивается с помощью правоохранительных органов: правосудия, прокуратуры, внутренних дел); 3) социальная (социальная защита населения - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - исполняется в форме государственной поддержки здравоохранения, образования, воспитательных и научных учреждений); 4) хозяйственная (развитие экономической жизни - в современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении экономической и налоговой политики, в непосредственном управлении государственными предприятиями и учреждениями); 5) культурная (развитие культурной системы общества).
В конкретных ситуациях функции государства значительно различаются. Например, социальная и хозяйственная функции были очень сильно развиты у государства на Востоке. Восточные государства играли огромную роль в экономической жизни общества. На Западе хозяйственная функция государства всегда была гораздо слабее - экономика на Западе развивалась самостоятельно, за счет частного сектора. Социальная функция государства на Западе тоже была слабо развита и лишь последнее время активно развивается. Но и при этом ситуация в Европе и США заметно отличается. Например, в континентальной Европе государство берет на себя гораздо большую ответственность за социальное положение населения, чем государство в США. В США само общество не очень приветствует расширение социальных функций государства - здесь сильны традиции приоритета частного сектора, недоверие к государственным институтам.
Разделяются восточный и западный исторический типы государства. Восточное традиционное государство (восточная деспотия) существовало в странах Востока с древности (с III тыс. до н.э. - Египет, Месопотамия, Китай) до XX в. В Новейшее время этот тип государственности практически вытеснен западными институтами и в чистом виде больше не встречается. Тем не менее, на Востоке встречаются рудименты этой модели организации взаимодействия общества и государства.
Отличительные черты восточного типа государства:
1) максимальное выполнение государством своих внутренних функций по управлению обществом. Государство непосредственно руководило хозяйственной жизнью, определяло все процессы культурного развития;
2) неограниченный характер государственной власти. Госу-аоство могло принять любое решение по отношению к обществу пределов вмешательства государства в общественную жизнь не существовало;
3) приоритет государственной собственности над частной собственностью. Во многих государствах Востока институт частной собственности не был сформирован, даже в языке отсутствовали слова для его обозначения; земли, ресурсы считались объектом государственного владения и распоряжения;
4) прямое обожествление главы государства (государя). В большинстве традиционных восточных деспотий государь официально считался богом. Соответственно, юридический статус государя и всех его подданных (включая вельмож) был несоизмерим. Любое желание государя значило больше, чем интересы всех его подданных. В Японии до сих пор существует типичная для традиционного Востока практика - при смене правителя начинается новое летоисчисление;
5) чиновничество является главным и самым престижным общественным классом. «Большой человек» на Востоке, как правило, высокий чиновник. Именно высокая государственная должность открывала путь к богатству и престижу, а не наоборот. Многочисленный государственный аппарат на Востоке – главная опора режима.
Западный тип государства возник значительно позже, его первые примеры - города-государства Древней Греции и Рима и тыс. до н.э.). К нему относятся практически все государства Европы и производные государства западной цивилизации (США, Канада и т.д.). В современном мире принципы западной государственности доминируют во всем мире. Его основные признаки:
1) ограниченная роль государства в управлении общественной жизнью, невыполнение государством ряда управленческих функций. Существуют сильные негосударственные структуры управления - общины, коммуны, церковь, ассоциации, бизнес-структуры. В отдельные периоды государственная власть на Западе вообще не вмешивалась в важнейшие процессы развития экономики и культуры;
2) наличие четких пределов вмешательства государства в общественную и частную жизнь;
3) приоритет частной собственности над государственной. В значительной степени западное государство - это сообщество частных собственников. Большая часть богатств находится в собственности частных лиц, государство не только признает это право, но и служит его защите;
4) высшее должностное лицо государства почти всегда ограничено в своих полномочиях. В древних государствах Запада - Греции и Риме - должности главы государства вообще не было (в том числе в первые века существования Римской империи император такого статуса юридически не имел). Во всех современных государствах Западной Европы глава государства не обладает реальной властью (за исключением Президента Франции);
5) чиновничество не является самым престижным классом общества. В Древней Греции и Римской республике этой социальной группы не было вообще. На современном Западе административная элита (высшее чиновничество) по статусу стоит гораздо ниже бизнес-элиты и высокооплачиваемых представителей из сферы культуры, спорта, медицины.
Таким образом, западное и восточное государства являются во многом антиподами по фундаментальным признакам. Кроме этого, и восточные, и западные государства делятся на несколько более частных подвидов.
Форма правления.
Форма правления - одна из основных характеристик государства. Она выражает способ замещения по ста главы государства, а также основные черты организации государственной власти.
Две основные формы правления - монархия и республика.
При монархии пост главы государства передается по наследству. Глава государства считается в данном случае монархом. Первоначально древнегреческий термин «монархия» обозначал существование в государстве единовластия. Однако в современном мире значение этого понятия изменилось: в большинстве современных монархий глава государства обычно не обладает реальными рычагами власти. Он «царствует, но не правит».
В истории человечества монархия являлась преобладающей формой государственного правления. В современном мире количество монархических государств также значительно, но гораздо меньше половины. Примерами монархий являются государства, в которых главой государства являются царь, император, король, султан, шах, халиф и т.д.
Монархия как форма правления разделяется на два основных вида- парламентскую (или конституционную, ограниченную) и абсолютную.
В условиях парламентской монархии полномочия главы государства (монарха) в решающей степени ограничены законодательным представительным органом (парламентом). В этих странах монарх практически не участвует в государственном управлении, не обладает властью: это европейские монархии - Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды и т.д., Япония. Во-первых, парламент осуществляет законодательный процесс, в котором роль монарха сведена до минимума (в Великобритании монархи 300 лет не используют право отклонения законов, принятых парламентом). Во-вторых, парламент определяет руководство исполнительной ветвью власти: в парламентских монархиях главой правительства становится лидер крупнейшей партийной фракции в парламенте. В системе государственного управления этих стран пост премьер-министра является наиболее влиятельным. Фигура монарха все более оказывается символической и отдаленной от процессов принятия политических решений.
В условиях абсолютной монархии глава государства (монарх) сохраняет в своих руках основные властные полномочия, осуществляет законодательный процесс и контролирует исполнительную власть. Данный вид монархии в полном смысле слова можно определить как единовластие. Форма абсолютной монархии сегодня является редкой и несовместимой с современной политической жизнью. Абсолютная монархия сохраняется как пережиток в немногих государствах Востока (например, в Саудовской Аравии), совершенно отсутствует в развитых западных странах. При этом до XX в. почти все монархии мира принадлежали именно к форме абсолютной монархии.
Помимо двух основных видов монархии (конституционной и абсолютной), исследователями определяются и иные виды. В частности, можно говорить о существовании «дуалистической» монархии (Иордания), при которой король сохраняет многие важные функции государственного управления, несмотря на существование в государстве парламента. К такому виду монархии следует отнести и Российскую империю в период деятельности Государственной думы (1906-1917 гг.).
Вторая форма правления - республика. При республике пост главы государства является выборным, а не передается по наследству. В переводе с латыни термин «республика» означает «народное дело». В истории республиканская форма правления встречалась гораздо реже монархической. Впервые она возникла в Древней Греции, существовала в Древнем Риме, некоторых государствах Средневековья. В XVIII в. республика была провозглашена в США и во Франции, позже - в других странах. В современном мире республика - преобладающая форма правления. В России существует после Февральской революции 1917 г. В современном мире монархических государств гораздо меньше, чем республиканских.
Существуют два основных вида республики - парламентская и президентская.
В современных республиках главой государства всегда является президент. При этом в парламентской республике президент не руководит ни одной из ветвей власти и избирается не на всеобщих выборах, а парламентом или специальным собрание Данная процедура избрания делает президента менее легитимным по сравнению с парламентом. Полномочия и реальная роль президента в управлении ограничены, его статус может быть поставлен со статусом монарха при парламентской монархии. В парламентской республике центральную роль в государственном управлении играет парламент. Отличительная особенность парламентской формы республики состоит в том, что правитель формирует лидер крупнейшей парламентской фракции. Пост главы правительства обладает большими функциональными возможностями по сравнению с ролью президента в этих странах.
В президентской республике глава государства (президент) является центральной фигурой в системе государственного управления. В отличие от парламентских государств в США президент избирается на всеобщих выборах и обладает, таким образом, наибольшей легитимностью. При данной форме правления президент выполняет функции руководителя исполнительной власти, пост премьер-министра отсутствует. Парламент обладает гораздо меньшими полномочиями в отношении исполнительной власти и правительства по сравнению с парламентскими монархиями и республиками. Парламент не участвует в процессе формирования правительства, однако утверждает его состав и сохраняет определенные рычаги воздействия на его работу. В целом, в президентской республике, поскольку парламент и правительство формируются отдельно друг от друга, принцип разделения властей выражен более ярко и последовательно, чем в парламентских государствах.
Форма правления в Российской Федерации многими исследователями определяется как суперпрезидентская республика, поскольку в данном случае полномочия главы государства значительно шире, чем в классической президентской республике (например, в США). Отличительная особенность суперпрезидентской Республики заключается в том, что президент избирается на всеобщих выборах и не возглавляет ни одну из ветвей власти. Формально президент не руководит правительством, существует пост премьер-министра. Однако именно президент, а не парламент формирует правительство и обладает важнейшими рычагами управления исполнительной властью. Полномочия парламента значительно меньше даже по сравнению с президентской республикой. В частности, парламент не утверждает в должности министров, не контролирует изменения в структуре исполнительной власти. Президент играет важную роль в законотворческом процессе и обладает важнейшими способами влияния на работу судебной власти. Суперпрезидентская форма правления характеризуется преобладанием исполнительной власти и административных методов в системе государственного управления, отсутствием системы «сдержек и противовесов» между ветвями власти.
В начальный период существования Российской Федерации в 1991–1992 гг. существовали определенные тенденции ее формирования как президентской, а не суперпрезидентской республики. В государстве существовал сильный парламент; президент в 1992 подобно американскому президенту, принял на себя руководство правительством. Политический конфликт 1993 г. между ветвями власти привел к изменению формы государственного правления.
Административно-территориальное устройство государства
(часто используются термины «государственно-территориальное устройство» или «государственное устройство»). Данная характеристика отражает организацию взаимодействия центральных и региональных уровней государственной власти.
В современном государстве существуют два основных способа административно-территориального устройства - федеративное и унитарное.
Приунитарном устройстве взаимодействие между центральными и региональными органами власти государства строится на принципах субординации. Региональные органы власти исполняют распоряжения и подотчетны центральным органам власти. В унитарном государстве законодательный процесс осуществляется только на центральном уровне; регионы не имеют законодательных возможностей. Региональные органы формируются по назначению из центра и лишены представительства в центре. К унитарным государствам относятся свыше 80 % всех современных государств.
Прифедеративном устройстве взаимодействие между центральными и региональными властями осуществляется на принципах координации. Региональные органы власти не подотчетны центральной власти, не назначаются из центра, но избираются на уровне региона (субъекта Федерации). Субъект Федерации полномочен принимать законы и нормативные акты, действующие врамках данного региона. Субъекты Федерации обладают отдельными элементами суверенитета. Региональные органы власти обладают не только политической независимостью от центра, но и материально-финансовой независимостью, собственным бюджетом и источниками его финансирования.
В современном федеративном государстве одна из палат парламента состоит из представителей субъектов Федерации. Такое представительство должно быть равным для всех регионов зависимости от числа избирателей), что отражает правовое и национальное равенство субъектов Федерации. В США данной палатой Конгресса является Сенат, в который избираются по сенатора от каждого штата. В России аналогичную роль играет Совет Федерации, в который входят также по два представителя от каждого субъекта Федерации (в отличие от США в России данные представители не избираются населением).
В демократической федерации региональные власти подотчетны населению и избирателям региона. Таким образом, в отличие от унитарного государства бюрократический контроль над региональными властями «сверху» заменяется демократическим контролем общества «снизу».
Исторически первыми примерами федерации считаются Швейцарский Союз (XIII в.), Голландия (Республика Соединенных провинций в ХУ1-ХУШ вв.), США (с XVIII в.).
В современном мире существует более 20 федеративных государств. Это очень небольшая доля - примерно 15 % от общего числа стран мира. Но почти все крупнейшие по площади государства являются федеративными - это Россия, Канада, США, Бразилия, Индия, Австралия. Среди 7 крупнейших государств мира только одна страна - Китай - не является федерацией. Таким образом, федеративная форма устройства подходит именно для обширных стран. Впрочем, иногда встречаются и небольшие по площади федерации - Швейцария, Австрия. В Западной Европе крупнейшей федерацией является Германия - ФРГ.